'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 50

Просмотры  62 просмотров

Сайдалиева Д.Х.

  


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИРАНОМ И КАЗАХСТАНОМ *

  


Аннотация:
в ходе исследования будут изучены общие проблемы и развитие экономических связей между Ираном и Казахстаном. Общие водные границы Ирана и Казахстана в стратегически важном регионе Каспийского моря и наличие в этом регионе богатых запасов энергоносителей, а также относительная политическая и экономическая стабильность в этой центрально - азиатской стране могут оказать максимальное влияние на расширение ирано-казахстанских отношений. Отношения между Исламской Республикой Иран и Казахстаном в определенной степени приобрели устойчивый характер во втором десятилетии после обретения этой страной независимости   

Ключевые слова:
экономика, Исламская Республика Иран, страны Центральной Азии, соотношение Ирана и стран ЦА   


УДК 33

Сайдалиева Д.Х.

Казахский университет международных отношений и мировых языков

имени Абылайхана

(г. Алматы, Казахстан)

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

МЕЖДУ ИРАНОМ И КАЗАХСТАНОМ

 

Аннотация: в ходе исследования будут изучены общие проблемы и развитие экономических связей между Ираном и Казахстаном. Общие водные границы Ирана и Казахстана в стратегически важном регионе Каспийского моря и наличие в этом регионе богатых запасов энергоносителей, а также относительная политическая и экономическая стабильность в этой центрально - азиатской стране могут оказать максимальное влияние на расширение ирано-казахстанских отношений. Отношения между Исламской Республикой Иран и Казахстаном в определенной степени приобрели устойчивый характер во втором десятилетии после обретения этой страной независимости.

 

Ключевые слова: экономика, Исламская Республика Иран, страны Центральной Азии, соотношение Ирана и стран ЦА.

 

В настоящее время между Ираном и Казахстаном существует 4 вида транспортного сообщения: железнодорожное, наземное, воздушное и морское. Важными пунктами импорта из Республики Казахстан в Исламскую Республику Иран являются пшеница, различные металлические изделия, станки и отработанное машинное оборудование. Важными пунктами экспорта Исламской Республики Иран в Казахстан станут различные продукты питания, цитрусовые, одежда, обувь, сумки, строительные материалы, средства для мытья посуды (пластиковый Фарфор и меламин). К этим товарам относятся также: предметы домашнего обихода, ковровые изделия, ковры ручной работы, газовые и бензиновые горелки. К таким пунктам экспорта также относятся такие товары, как различные виды легковых автомобилей и микроавтобусов, различные декоративные растения, фрукты и медицинские препараты, поломанные высоковольтным электрооборудованием.

До сих пор в круг вопросов, обсуждаемых между сторонами, входило сотрудничество в области торговли, проведения торговых, промышленных и технологических выставок в сфере банковского дела и инвестиций, реализации проектов в сфере строительства, благоустройства, технологических коммуникаций и промышленности совместного производства автомобилей, строительство элеватора в порту Амирабад. В круг обсуждаемых этой стороной проблем вошли вопросы сотрудничества в сфере хозяйства, обеспечения ирригационных машин, строительства фруктовых терминалов в порту Амирабад, транспорта (наземные, воздушные и морские) и транзита энергоносителей ( SWAP сделки по казахстанской нефти ), туризма и спорта.

Среди наиболее важных документов, подписанных между руководящими инстанциями двух стран, можно выделить следующие моменты:

Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа. На основании данного документа стороны договорились об установлении льгот по экологическим вопросам, особенно по вопросам загрязнения, связанного с нефтью, в целях обеспечения участия иранских нефтяных компаний в регионе, сотрудничестве в Каспийском регионе и на других территориях Казахстана, участии Ирана в переоборудовании и создании инфраструктуры порта Актау, а также трансфере Южно-казахстанской нефти через Иран и сотрудничестве с Нека-Тегеранской нефтью договоренность о поддержке проекта трубопроводной сети достигнута.

Соглашение и меморандум о взаимопонимании по таможенному сотрудничеству. На основании этого меморандума о взаимопонимании обе стороны также сотрудничают по вопросам борьбы с контрабандой антиквариата.

соглашение о железнодорожном транспорте. Важные соглашения между сторонами и настоящий документ означают готовность Ирана закупать грузовые вагоны у Казахстана, создание четырехстороннего комитета по установлению тарифа на железнодорожные перевозки между Ираном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, а также готовность Ирана приобрести грузовые самолеты в обмен на долг Ирана в размере 5,1 миллиона долларов в Казахстан.

Соглашение и меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области торговли. 200 тыс. тонн казахстанской пшеницы ежегодно в Иран считались важной составной частью настоящего Соглашения после согласования закупочной цены на поставку ненефтяной продукции из Ирана в Казахстан и создания постоянной торговой комиссии для сотрудничества[1,58].

В целом, дефицит воды Казахстана и расположение маршрута южных транспортных коммуникаций этой страны способствовали тому, что приоритетным направлением региональной внешней политики Ирана является вопрос организации транспортных перевозок из региона самого начального этапа обретения суверенитета странами Центральной Азии.

Таким образом, Казахстан считает коммуникационные и транспортные вопросы двумя важными факторами при установлении и сотрудничестве с Ираном. Соответственно, имеется хороший потенциал для развития многопрофильной связи между двумя странами, которая может быть актуализирована путем стабильного и эффективного обеспечения прямых транспортных линий, включая морские, воздушные, наземные железнодорожные линии, что в долгосрочной перспективе сделает Иран одним из крупнейших импортеров казахстанской сельскохозяйственной продукции. При этом Иран может стать лучшим и наиболее приемлемым направлением экспорта казахстанских энергоносителей в различные страны мира. Следовательно, вопрос строительства нефтепровода по маршруту Казахстан - Иран - Ирак - побережье Средиземного моря становится предметом обсуждения заинтересованных стран.

Соответственно, путем планирования деятельности двух стран, учитывая важность торговых отношений для экономического развития, в целях признания наличия законодательной основы для торговой деятельности граждан двух стран, а также необходимого упрощения процедур и повышения уровня двусторонних связей между Ираном и Казахстаном подписано соглашение о долгосрочном экономическом и торговом сотрудничестве. Данное соглашение позволит увеличить ежегодный объем товарообмена между странами в 5 раз.

Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил, что Казахстан и Иран хотят увеличить двустороннюю торговлю в 2021 году после спада 2020 года.

"В 2020 году товарооборот между Казахстаном и Ираном составил 237 миллионов долларов, что на 37 процентов меньше, чем в 2019 году", - сказал Тлеуберди после встречи со своим иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом. Он пояснил, что два министра обсудили пути увеличения торговли и развития экономических связей между своими странами, особенно в сфере транспорта и сельского хозяйства[3,8].

"Подчеркнута важность полного использования потенциала железной дороги Узень (Казахстан) — Берекет (Туркменистан) — Инчеборон (Иран), обеспечивающей быстрый доступ к рынкам Персидского залива и Европы, России и Китая", - сказал казахстанский дипломат. Тлеуберди отметил, что Казахстан приветствует переговоры, направленные на превращение подписанного временного соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом в полноценное соглашение, расширяющее торговлю между Казахстаном и Ираном. Зариф, в свою очередь, поблагодарил Нур-Султан за поддержку иранской ядерной сделки на международной арене, отметив важность сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, состоящим из пяти бывших советских республик и возглавляемым Россией.  По словам Зарифа, Тегеран всегда считал приоритетом улучшение отношений со странами Центральной Азии, регионом с историческими и культурными связями Исламской Республики[2,23-25].

В нашей стране, как и во многих странах региона, работают десятки средних и малых предприятий с иранскими инвестициями. Казахстанская компания "Евразия Голд" инвестировала в одно из месторождений Ирана около 70 млн долларов, что является одним из крупнейших иностранных инвестиций в иранскую экономику за годы санкций. Иран намерен расширить поставки в Казахстан плодоовощной продукции, строительных материалов, моющих средств, продуктов питания, удобрений для сельскохозяйственных угодий и других товаров. Тегеран также рассчитывает на увеличение потока туристов из Казахстана, в том числе бизнесменов. Иран при положительных данных геологоразведки различных металлов вложил в разработку казахстанских месторождений 600 млн. долл.готов инвестировать до долларов. Иранская сторона нуждается в сырье для своей промышленности, которое активно развивает ее. Тегеран и Нур-Султан взаимно заинтересованы в возобновлении и наращивании поставок свопной нефти с учетом необходимости "тяжелой" казахстанской нефти для нефтехимических, нефтеперерабатывающих заводов Ирана. Иран развивает сотрудничество с казахстанскими нефтесервисными компаниями. Иран нуждается в обновлении устаревшей инфраструктуры, технологий добычи нефти, поставок по нефтепроводам. Казахстан может занять значительную долю этого иранского спроса, более того, казахстанские компании готовы сделать это по более низкой цене, чем их западные коллеги.

Тегеран понимает, что наши страны нуждаются в иранских инвестициях, технологиях в сельском хозяйстве, медицине, машиностроении, и готов отдать все это. Иран наиболее заинтересован в проектах в сельском хозяйстве наших стран: текстильной промышленности (с использованием хлопковых культур), мясомолочной продукции, выращивании плодоовощной продукции. В частности, иранские бизнесмены реализуют в регионе проекты тепличных хозяйств и овощехранилищ по своим технологиям, которые в три раза дешевле западных аналогов. Иран очень заинтересован в запуске Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) через свою территорию. Поэтому Тегеран уделяет большое внимание сотрудничеству по этому вопросу с Казахстаном, который на сегодняшний день является основным оператором железнодорожных и автодорожных перевозок из Китая. Иран заинтересован в расширении инфраструктурных проектов (строительство железных дорог, грузовых терминалов) вдоль ЭПШП через Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан. В целом, Иран в первую очередь ориентирован на транзитно-транспортные возможности Казахстана, Узбекистана по коридорам Север-Юг и Китай-Европа-Китай. Таким образом, Тегеран обладает огромным потенциалом сотрудничества с постсоветской Центральной Азией, однако его реализация тесно связана с геополитической ситуацией вокруг Ирана.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Н. М. Мамедова и Мехди Санаи. Иран: ислам и власть. // М., Институт востоковедение РАН, Издательство «Крафт+» , 2001.-280с. В. В. Хуторская. Взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии. 220-236с.

D.Menashri. Iran and Central Asia. Central Asia meets the Middle East. // London, 1998

Shaffer. Epilogue // Central Asia meets the Middle East. London. 1998.

Oliver Roy. Iran’s foreign policy towards Central Asia. // New York, 1999.

Kazemi, Z. Ajdari. Ethnicity, identity and politics // Central Asia meets the Middle East. London, 1998, p.61

McChesney. Central Asia’s place in the Middle East // Central Asia meets the Middle East. London, 1998, p.31

Иран-наме. Научный востоковедический журнал. №3-4(35-36), 2015 год, с. 454 // Мехди Санаи. Взаимотношения Ирана и Центральной Азии: тенденции и перспективы. С.248-304

Иран-наме. Научный востоковедический журнал. №1-2(41-42), 2017 год, с. 444 // Мехди Санаи. Взаимотношения Ирана и Центральной Азии: тенденции и перспективы. С.59-102

http://www.irna.ir/

 

Saidaliyeva D.

Kazakh Abylaikhan University of international relations and world languages

 

GENERAL ISSUES OF ECONOMIC RELATIONS

BETWEEN IRAN & KAZAKHSTAN

 

Abstract: in the course of the study, the general problems and development of economic relations between Iran and Kazakhstan will be studied. The common water borders of Iran and Kazakhstan in the strategically important region of the Caspian Sea and the presence of rich reserves of energy in this region, as well as the relative political and economic stability in this Central Asian country, can contribute to the expansion of Iranian - Kazakh relations as much as possible. Relations between the Islamic Republic of Iran and Kazakhstan have become somewhat stable in the second decade after the country gained independence.

 

Keywords: economy, Islamic Republic of Iran, Central Asian countries, relationship between Iran & Central Asian countries.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сайдалиева Д.Х. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИРАНОМ И КАЗАХСТАНОМ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 291 - 297. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5794 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5794



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.