'
Ходяков А.С.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАР *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития городской среды с г. Краснодар, анализируется стратегия социально экономического развития Краснодарского края и показатели качества городской среды г. Краснодар
Ключевые слова:
городская среда, местное самоуправление, государственные услуги
УДК 352.075
Ходяков А.С.
студент 2 курса магистратуры кафедры
государственного и муниципального управления
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАР
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития городской среды с г. Краснодар, анализируется стратегия социально экономического развития Краснодарского края и показатели качества городской среды г. Краснодар.
Ключевые слова: городская среда, местное самоуправление, государственные услуги.
Базовой целью Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. выступает «становление региона в качестве глобального, а также конкурентоспособного региона, способного привлечь таланты и предпринимателей, и который станет лидером Юга РФ». Для обеспечения основной цели в Стратегии определены ряд стратегических целей по ключевые направлениям конкуренции (рис. 1). Краснодар, являясь административным центром Краснодарского края, имеет ключевое влияние на динамику развития региона в общем, достижение ключевых стратегических целей. Стратегия предусматривает участие города в региональных программах, а также реализацию ключевых стратегических проектов, способных оказать синергетический эффект на развитие и края, и города.
Объединение усилий как местного, так и регионального уровня важно ввиду отсутствия у города полномочий по реализации ряда проектов и возможностей управления некоторыми сферами городской жизни, кроме того, необходимо сопровождение реализации ряда региональных проектов именно на местном уровне. Так для Краснодара помощь региональной власти необходима в сфере обеспечения качества медицинского обслуживания, строительства новых медучреждений, укомплектования оборудованием и индексации зарплаты медработников, поскольку здравоохранение в Краснодаре относится к сфере ответственности именно региональной власти. Для области помощь местного самоуправления важна в реализации, к примеру, регионального проекта «Торгово-транспортно-логистический кластер «Южный экспортно-импортный хаб», и строительства аэропорта, а также инфраструктурного обеспечения проекта, выделения земель.
Синергетический эффект в результате взаимодействия органов власти на всех уровнях будет способствовать достижению целей, поставленных Указом Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 г.», а также Стратегией социально-экономического развития края и Стратегией социально-экономического развития г. Краснодар.
Краснодар является также значимым транспортным узлом, с воздушным, железнодорожным и речным транспортом, а также развитой сетью троллейбусов, автобусов и трамваев. Из аэропорта города совершаются регулярные и чартерные рейсы по России и странам СНГ, а также международные полеты, при полной нагрузке функционируют 3 железнодорожных вокзала. В настоящее время, в связи со спецоперацией в Украине воздушные полеты из Краснодара, а также ряда других соседних регионов из соображений безопасности приостановлены. Через Краснодар проходят важные автотрассы, связывающие город с городами на Азово-Черноморском побережье, а также Ставропольским краем и Ростовской областью. По р. Кубань проходит речной транспорт в акваторию Азова. Территория города – 841,4 кв. км. (т.е. 1,1 % территории края).
Сравнительный анализ свидетельствует о лидировании Краснодара в показателях темпов прироста населения, причем, как в относительном – на 10,9 %, так и в абсолютном выражении – на 97 тыс. чел. Вместе с Ростовом-на-Дону город занимает лидирующие позиции в группе рассматриваемых российских мегаполисов и по показателю размера доходов бюджета на душу населения, а также по их совокупному приросту.
Продолжительность жизни жителей города Краснодара выше, чем в российских городах, отобранных для сравнительного анализа, но ниже, чем в зарубежных сопоставимых городах (рис. 3). Однако в перспективе этот положительный фактор может нести с собой и риски – стареющее население при низких показателях его воспроизводства увеличивает нагрузку на социальную сферу и снижает среднюю производительность труда. В Краснодарском крае с начала 2000-х гг. достигнут исторический минимум в показателе общей смертности, а средняя продолжительность жизни населения составила 73 года.
Проведённое изучение мнения жителей Краснодара свидетельствуют, что граждане критически оценили качество медицинского обслуживания, а также состояние дорог, деятельность ГИБДД и эффективность работы городских властей поскольку по данным показателям Краснодар уступает Казани и Уфе, однако превосходит Ростов-на-Дону (таблица 1).
По оценкам качества жизни по всем показателям, кроме одного лидирует Казань. Краснодар держит первенство по уровню оценки населением состояния ЖКХ и качества жилищно-коммунальных услуг.
В мировом рейтинге городов, формируемым международной компанией Mercer, Загреб был на 98 месте из 230 городов, Тель-Авив на 104-м. Краснодар в мировых рейтингах не представлен, соответственно, оценить его рейтинг по этому критерию затруднительно. Но касательно позиции Краснодара в рейтинге городов можно получить представление исходя из рейтинга г. Москва (167 место) и г. Санкт-Петербург (174 место). Краснодар входит в пятёрку лучших городов РФ наравне с ними.
Таблица 1 – Оценка качества жизни в г. Краснодар
Наименование показателя |
Уфа |
Казань |
Ростов-на-Дону |
Краснодар |
Состояние дорог, а также дорожного хозяйства и деятельность ГИБДД |
65 |
89 |
33 |
59 |
Качество медобслуживания |
82 |
94 |
52 |
67 |
Культура и образование |
85 |
90 |
66 |
85 |
Миграционные настроения |
71 |
92 |
65 |
85 |
Работа органов власти города |
51 |
54 |
33 |
46 |
Состояние жилого фонда, эффективность ЖКХ, жилищное строительство и благоустройство города |
73 |
78 |
47 |
91 |
Интегральный индекс |
79 |
93 |
54 |
80 |
Представители бизнеса достаточно высоко оценивают деятельность ответственных органов, эффективность процедур – средний бал 4,47 из 5 возможных (минимальный составил 4,29 (по удовлетворённости процедурами постановки на кадастровый учёт), максимальный – 4,62 (оценка деятельности в сфере госрегистрации прав юридических лиц и ИП на недвижимое имущество, а также сделок с ним)).
По ряду параметров, характеризующих эффективность оказания государственных услуг, наблюдается сокращение сроков и снижение количества требуемых процедур, что положительно влияет на развитие предпринимательства и инвестиционную активность в городе Краснодаре. На основе проведённой диагностики экономических комплексов и сфер городской жизни города Краснодара выделено 9 приоритетных сфер развития, которые сформированы путём логической группировки взаимосвязанных отраслевых комплексов/сфер городской жизни. Такие проекты, как Smart city и «Агломерация», охватывают все сферы развития и являются структурообразующими, в то время как остальные могут затрагивать лишь несколько областей.
Архитектура умного города представляет собой четырёхступенчатую структуру взаимосвязи, которая начинается с построения материальной инфраструктуры, продолжается сенсорами и датчиками, считывающими информацию, которая затем обрабатывается с использованием платформ, и в итоге заканчивается созданием приложений и услуг, приносящих пользу гражданам (рис. 4).
Город Краснодар как он видится согласно стратегии развития через 8 лет – это умный и устойчивый город, где информационные технологии используются для повышения качества жизни и услуг, а также эффективности функционирования города и оказывают позитивный экономический, социальный и экологический эффект. При этом умные технологии используются во всех сферах жизни города.
В стратегических документах развития городской среды зачастую вообще нет раздела, который рассматривал бы институциональные вопросы мониторинга программных документов, или информация о системе осуществления мониторинга слишком ограничена. Имеющиеся варианты определения задач мониторинга и оценки, их типологизация:
Избранные варианты методологии отбора показателей и сбора данных:
Различные подходы к определению периодичности проведения мониторинга:
Предложенные варианты механизмов внесения изменений в региональные стратегии на основе результатов мониторинга программ:
Как известно, большинство данных по показателям, подбираемым как индикаторы реализации программ развития городской среды, для мониторинга предоставляет государственная система статистики. В частности, тенденции социально-экономического развития в региональном срезе прослеживаются по следующим показателям или группам показателей:
Однако в РФ, и Краснодар не исключение, все равно остается много проблем в функционировании государственной системы статистики, которые уменьшают способность управленческих структур проводить мониторинг программ и завершающую их оценку:
В целом, можно отметить, что для стратегии развития городской среды Краснодара, как и большинства других стратегий характерны общие недостатки – акцент в реализации прогарам и стратегий развития на освоение бюджетных средств. Безусловно, само понятие «развитие городской среды» настолько емкое и разноплановое и включает значительное количество индикаторов, которые не всегда полно и емко характеризуют достигнутые ориентиры, вместе с тем, оптимизация перечня этих ориентиров, оценка достигнутых значений и прогноз желаемых результатов позволит повысить точность прогноза, а самое главное – обеспечить информационно относительно эффективности затрат, понесенных на реализацию программ городского развития и достигнутых результатов. В этой связи, представляется целесообразным подробнее изучить передовой отечественный и зарубежный опыт в формировании и реализации программ и стратегий развития городской среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/WGNs8 (дата обращения 20.05.2022).
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.05.22).
Кузяшев, А. Н. Умное ЖКХ, как часть концепции умного города / А. Н. Кузяшев, К. В. Са-рия // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 214–216.
Ржевский Г. Умный город как сложная адаптивная система / Г. Ржевский, С. С. Кожевников, М. Свитек // Онтология проектирования. 2020. № 1 (35). С. 7–21.
Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием // Экономическое возрождение России. 2021. № 3 (69). С. 14–19.
Khodyakov A.S.
2nd year master's student
Department of State and Municipal Administration
Kuban State University
(Krasnodar, Russia)
FEATURES OF THE DEVELOPMENT
OF THE URBAN ENVIRONMENT
OF THE MUNICIPALITY OF KRASNODAR
Abstract: this article discusses the features of the development of the urban environment since Krasnodar, analyzes the strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory and the quality indicators of the urban environment of Krasnodar.
Keywords: urban environment, local government, public services.
Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1
Ссылка для цитирования:
Ходяков А.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАР // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 304 - 315. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5796 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*