'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 55

Просмотры  80 просмотров

Насртдинова Э.Н.

  


БЕСФАБУЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА И ИХ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются бесфабульные рассказы А.П. Чехова. Даны рекомендации для изучения бесфабульных рассказов А.П. Чехова. Предлагаются методики изучения и формы работы, используя театральные постановки   

Ключевые слова:
фабула, бесфабульные рассказы, малая форма, визуализация, «нулевая концовка»   


УДК 8.1751

Насртдинова Э.Н.

студент 2 курса магистратуры

Башкирский государственный педагогический университет

имени М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

БЕСФАБУЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА

И ИХ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются бесфабульные рассказы А.П. Чехова. Даны рекомендации для изучения бесфабульных рассказов А.П. Чехова. Предлагаются методики изучения и формы работы, используя театральные постановки.

 

Ключевые слова: фабула, бесфабульные рассказы, малая форма, визуализация, «нулевая концовка».

 

Бесфабульные рассказы А.П. Чехова – это целый «пласт» творческого наследия писателя, имеющий свои отличительные особенности. Бесфабульным рассказам свойственна замена внешнего драматизма серией внешне бессвязных случайностей, изобретение «нулевой концовки», в которой «ничего не происходит», при этом отсутствие события у автора рассматривается как неожиданное событие: возникает «трагизм неразрешимости исходной ситуации».

Жанр короткого бесфабульного рассказа позволил А.П. Чехову создать мозаичную картину современного мира. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Жизнь каждого героя – особая, отдельная характеристика русской жизни, в сумме же эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Жанр короткого бесфабульного рассказа предполагает особое отношение к слову. В отличие от длинного повествования, где внимание читателя фокусируется на развернутых описаниях, рамки бесфабульного рассказа не позволяют ни малейшей небрежности, требуют полной отдачи от каждого слова.

В бесфабульных рассказах писателя можно выделить два главных пункта: наличие социальных типажей (как изображение в лице отдельного персонажа какого-либо социального или психологического качества человека) и многообразие человеческих натур вообще. Часто предметом рассказа становится судьба персонажа или переломный момент в жизни, когда человек поступает необдуманно, а, значит, наиболее искренне.

Фабульное движение в таких рассказах заменено развитием тем, мотивов. Такая композиция позволяет говорить о сходстве некоторых бесфабульных рассказов Чехова по построению с музыкальным произведением или с лирическим стихотворением, в котором повторяются и варьируются темы и мотивы.

 Многие из бесфабульных рассказов Чехова ставились на сцене как профессиональными труппами, так и любительскими, студенческими коллективами. Бесфабульные рассказы Чехова ставились на сцене не менее активно, чем его пьесы или юмористические рассказы.

Чеховские рассказы содержат большой потенциал для разного рода визуализаций: театральных постановок или художественных фильмов по его текстам. Такому успеху в области визуализации способствуют определенные характеристики рассказов А.П. Чехова, а именно: это малая форма эпического произведения, подходящая для визуализации и максимальной правдивостью отражающая существенные стороны жизни России 80-90-х годов XIX века; необычные заглавия, которое почти всегда имеют точное идейное звучание. В основе рассказов, как правило, лежат остро комические или драматические ситуации и положения. Чехов всегда предлагает краткую экспозиция, насыщенную обилием художественных деталей, столь удобных для визуализации. Стиль Чехова-рассказчика характеризуют четкие синтаксические конструкции, которые словно заранее заготовлены для реплик персонажей в постановках.

Сопоставляя текст бесфабульного рассказа и его театральную постановку, мы опирались на определенные критерии: фактическое соответствие содержания текста и постановки; историческое соответствие интерьера, портрета, пейзажа в тексте рассказа декорациям в постановке; особенности режиссерских приемов, предпосылки для которых заложены в подтексте рассказа; особенности эмоционального воздействия художественного текста и театральной постановки.

При изучении бесфабульных рассказов Чехова важно уделять внимание просмотру театральных постановок по этим рассказам, но только после внимательного, вдумчивого и подробного анализа каждого произведения на уроке, так как просмотр на сцене непрочитанного и непонятого произведения, особенно в современной театральной трактовке, может навредить школьнику, запутать его и, наконец, привести ребенка к неверному понимаю идеи произведения.

Работе над сопоставлением текста рассказа и постановки, должна предшествовать подготовительная работа, состоящая из нескольких обязательных блоков: Блок 1. Основные понятия и принципы организации современных театральных постановок; Блок 2. Принципы и методы создания научно-исследовательских проектов в школе; Блок 3. Изучение бесфабульных рассказов А.П. Чехова и их сценических интерпретаций.

Только проведя тщательную работу по данным направлениям, педагог может приступать именно к сопоставлению театральной постановки и текста художественного произведения, рассчитывая на то, что школьнику будет не только интересно, но и понятно, как проводить работу по данной теме.

Вообще стоит отметить, что, начиная со 8-9 классов, уже могут проводиться относительно сложные учебные исследования по литературе, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными группой детей.

По окончании определенного времени для подготовки научно-исследовательской работы учащиеся представляют свои законченные исследования в сначала классе, некоторые – на школьной, районной или даже городской конференции, на которой осуществляется публичная защита исследовательских работ

Следовательно, научно-исследовательская работа по литературе при сопоставлении театральной постановки и текста художественного произведения способствует формированию у обучающихся готовностей к самостоятельному анализу текста, развитию способности управлять собственной познавательной деятельностью, овладению методологией познания, формированию умения интерпретировать театральную постановку, строить со сверстниками и взрослыми продуктивное сотрудничество на основе сопоставления театральной постановки и текста художественного произведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гальчук О.В. Спектакль на уроке литературы. – Смоленск: Маджента, 2013. – 349с.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: Искусство стилизации. –Екатеринбург: 1998. – 384 с.

Ткаченко А.А. Вопросы использования сценических интерпретаций драматического произведения на уроках литературы в старших классах. // Современные проблемы науки и образования. – М.: 2012. – 287 с

 

Nasrtdinova E.N.

2nd year master's student

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

 

THE UNFABULOUS STORIES OF ANTON CHEKHOV

& THEIR THEATRICAL INTERPRETATIONS

 

Abstractthis article discusses the unfabulous stories of A.P. Chekhov. Recommendations are given for the study of unfabulous stories by A.P. Chekhov. Methods of studying and forms of work using theatrical productions are offered.

 

Keywords: plot, plotless stories, small form, visualization, zero ending.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Насртдинова Э.Н. БЕСФАБУЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА И ИХ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 322 - 326. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5799 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5799



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.