'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 56

Просмотры  101 просмотров

Шабунин К.В., Стецко Н.С.

  


ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается учение, известное как наука о красоте и искусстве. На сегодняшний день понимание смысла данного учения тесно сливается с культурной антропологией. Ценностное отношение человека к миру и искусство, как способ взаимодействия человека с реальностью, что является специфическим способом бытия. С антропологическими и онтологическими изменениями современной философии меняются и представления о роли эстетики. Культурологическая и аксиологическая направленность отечественной эстетической мысли также укрепило представление об эстетическом как о присущем человеческому сознанию свойстве, которое должно возвышающим образом воздействовать на человека   

Ключевые слова:
эстетика, искусство, философия, красота, культура, наука, концепция   


УДК 7.01, 111.85

Шабунин К.В.

студент

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

Стецко Н.С.

студент

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается учение, известное как наука о красоте и искусстве. На сегодняшний день понимание смысла данного учения тесно сливается с культурной антропологией. Ценностное отношение человека к миру и искусство, как способ взаимодействия человека с реальностью, что является специфическим способом бытия. С антропологическими и онтологическими изменениями современной философии меняются и представления о роли эстетики. Культурологическая и аксиологическая направленность отечественной эстетической мысли также укрепило представление об эстетическом как о присущем человеческому сознанию свойстве, которое должно возвышающим образом воздействовать на человека.

 

Ключевые слова: эстетика, искусство, философия, красота, культура, наука, концепция.

 

Эстетика ­­– это философское исследование искусства, теория красоты и противоположных явлений, таких как уродливое, комичное, красивое, ироничное, гротескное и так далее. Этот термин происходит от греческого слова (αἴσθησις), означающего чувственное восприятие. Достаточно долгое время в философской мысли исследования красоты и искусства были двумя совершенно разными вещами, которые ни в коем случае не должны пересекаться. На протяжении всей истории философии красота рассматривалась вместе с идеями добра и истины, как один из аспектов бытия, то есть как онтологический вопрос. Ни у одного философа никогда не было особых сомнений в том, что красота – это нечто похвальное и ценное. Древние философы обычно думали о красоте как о выражении гармонии космоса, как объясняет это Платон в своем позднем диалоге «Тимей». Для Плотина (не путать с Платоном) видимая красота мирских вещей отражала божественную красоту. Это также был основной подход Средневековья к красоте; мыслители, подобные Фоме Аквинскому в 13 веке, ни в коем случае не отрицали чувственного удовольствия, рассматривая красивые предметы как светящиеся символы Божьей славы [6 c.113].

Достаточно закономерно, что эстетика как наука строит свою историю как раз на фундаменте опыта древней мысли. Основные определения и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале возникли в Древней Греции. Они включают в себя такие термины и суждения, как «прекрасное», «красота», «возвышенное», «комедия», «трагедия», «гармония», «катарсис», «порядок», «ритм», «искусство», «красноречие», «поэтика», «мимезис», «канон», «символ», «знак», «образ», «знак» и многие др. [1 c.5]

Основные категории эстетики: прекрасное, эстетическое, возвышенное, комическое, трагическое, комическое, искусство.

Дать общее определение эстетике, как науке, невероятно сложно. Действительно, одной из главных задач современной эстетики было самоопределение. Каждому человеку уже известна необычайно загадочная сфера эстетического опыта: сферой возвышенного, отвратительного, прекрасного, и элегантного; вкуса и; а также духовного блаженства, созерцания и чувственного наслаждения. Считается, что во всех этих явлениях задействованы общие принципы и общие интересы. В случае, если данное убеждение ошибочно, то нам ничего не остаётся, как отбросить такие идеи, как «прекрасное» и «вкусное», представляющие лишь второстепенный философский интерес. С другой стороны, если наше убеждение верное и оно подтверждается философией, то мы обнаружим тот базис философской эстетики [4 c.74].

Эстетическая наука имеет дело не только с природой и искусством, как ценностью, но и с теми ответными реакциями на объекты живой природы, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Но ещё в начале своего пути, человек сталкивается с проблемой, поскольку такие термины, как «прекрасное» и «уродливое», кажутся слишком субъективными и размытым. Так происходит в попытке разделить мир и отнести различные явления объективной реальности к данным понятиям. Каждому человеку что-то кажется красивым, но дело в том, что на каждую такую «красоту» у других людей есть своё мнение, и оно может кардинально от прочих. Возможно, существует какое-то единое основополагающее убеждение, которое мотивирует все их суждения. Однако может также случиться так, что термин «красота» не имеет никакого смысла, кроме как выражение отношения, которое, в свою очередь, разные люди придают совершенно разным предметам и явлениям.

Также, несмотря на акцент, который философы делают на терминах «красивое» и «уродливое», вполне неясно, являются ли они наиболее полезными или наиболее важными при рассуждениях об искусстве, а также критике в её адрес, либо при изображении того, что в природе привлекает человека. Дабы выделить, что является по истине важным в стихотворении, мы можем лишь описать его как выразительное, поучительное, трогательное и гармоничное. Таким же образом, характеризуя родное село, мы предпочтём описать его как мирное, атмосферное, тихое, родное, суровое, а не как «красивое» [4 с.134].

В трактате Эдмунда Берка «О возвышенном и прекрасном» (1757), автор решил провести разграничительную черту между двумя концепциями эстетики и, исследуя те характеристики, которые они обозначают, проанализировал отдельные человеческие установки, которые на них направлены. Различие, которое описывал Берк между возвышенным и прекрасным было чрезвычайно влиятельным, отражая преобладающий стиль современной критики. В последнее время философы склонны концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких понятиях, как репрезентация, форма, экспрессия и стиль. Исследование неизменно преследует двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который в них выражен [2 с.228].

Поразмыслив, нельзя отрицать важность эстетики для философии: если философы хотят исследовать, что значит быть человеком, они должны изучить эту таинственную и важную способность человеческих существ выносить эстетические суждения. Почему мы, например, утверждаем, что закат прекрасен? Как мы это решаем и что это значит?

Один из самых важных вопросов, который задается философской эстетикой и который часто обсуждается современными мыслителями, – это вопрос об определении понятия «искусство». Поле разделено между теми, кто отрицает возможность существования необходимых и достаточных условий для того, чтобы что-то было произведением искусства, и гораздо большей группой тех, кто пытался установить такие условия. Последнее включает в себя такие разнообразные теории, как платоновская идея искусства как репрезентации (мимесиса) и институциональное определение искусства Джорджем Дикки как «артефакта, созданного для представления публике из мира искусства».

Интересный набор идей об искусстве, его контексте и его связи с философией исходит от американского философа и искусствоведа Артура Данто. По словам Данто, то, что делает что-то произведением искусства, нельзя найти, взглянув на его очевидные свойства. Данто считает, что «разница между шкатулкой Брилло и произведением искусства, состоящим из шкатулки Брилло, заключается в определенной теории искусства. Именно теория переносит его в мир искусства и не дает ему превратиться в реальный объект, которым он является».

Однако что мы делаем, когда спрашиваем о разнице между коробкой «Брилло» в супермаркете и коробкой «Брилло» в художественной галерее? Ответ Данто заключается в том, что мы задаем философский вопрос. Искусство теперь побуждает нас заниматься философией. Большая часть современного искусства посвящена проверке границ «искусства»: «Можно ли считать этот объект искусством?», «Что такое искусство?» Данто утверждает, что искусство занимается философией; искусство превращается в философию.

Г.В.Ф. Гегель в девятнадцатом веке заявил, что искусство в будущем больше не будет преобладающим способом самовыражения для людей. Данто, похоже, согласен: искусству больше нечего делать. Она исчерпала себя и имеет в качестве своего единственного проекта философский проект – определение искусства. И это было бы гораздо лучше оставить философам [3 c. 17].

Эстетика и философия вместе пережили непростые времена, и вполне вероятно, что споры о природе их взаимоотношений, их относительной важности и ограничениях будут продолжаться. Именно поэтому эстетическое знание должно расшириться, исследование красоты или других эстетических концепций должна возыметь собственные принципы, по которым она будет определена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баумгартен А. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2 М. 1964.—  С. 452

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного: Пер. с англ. / Общ. ред., вступ. статья и коммент. Б. В. Мееровского .—  М.: Искусство, 1979. — С. 237

Данто A. Что такое искусство.—  М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. — С.168

Дзикевич С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2011. — С. 254

Долгов К.М. Эстетика: Эстетика природы. — М.:ИФРАН, 1994. — С.125

История эстетической мысли: В 6 т. Т. 3.— М.: Искусство, 1986.— С.496

Прозерский В.В. «У истоков эстетики» // Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. — ­­­­С. 230

 

Shabunin K.V.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

Stetsko N.S.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

AESTHETICS AS A PHILOSOPHICAL DOCTRINE

 

Abstract: the article discusses the doctrine known as the science of beauty and art. To date, the understanding of the meaning of this teaching is closely fused with cultural anthropology. The value attitude of a person to the world and art as a way of human interaction with reality, which is a specific way of being. With the anthropological and ontological dimensions of modern philosophy, ideas about the role of aesthetics are also changing. The culturological and axiological orientation of Russian aesthetic thought also strengthened the idea of the aesthetic as an inherent property of human consciousness, which should have an uplifting effect on a person.

 

Keywords: aesthetics, art, philosophy, beauty, culture, science, concept.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шабунин К.В., Стецко Н.С. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 327 - 332. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5800 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5800



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.