'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 67

Просмотры  76 просмотров

Сальникова В.И.

  


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются история русской народной вышивки, технология ее изготовления   

Ключевые слова:
вышивка, искусство, народная вышивка, узор, декоративно-прикладное искусство   


УДК 74

Сальникова В.И.

студентка 2 курса магистратуры по направлению

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(Россия, г. Орёл)

 

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются история русской народной вышивки, технология ее изготовления.

 

Ключевые слова: вышивка, искусство, народная вышивка, узор, декоративно-прикладное искусство.

 

Вышивание - рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, например: полотно, холст, кожа,

лен, тюль и др. Инструменты и материалы для работы вышивания: иглы, нитки, пяльцы и ножницы.

В разные времена использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Совместно с усовершенствованием инструментов улучшалась техника выполнения вышивки, появлялись новые приемы, расширялись возможности исполнения рисунков и орнаментов.

Русская вышивка очень разнообразна по характеру узоров и приемов их выполнения. Каждая область или район имеет свои приемы вышивки, мотивы орнамента и цветовые решения. Это определялось местными условиями, обычаями, бытом, природным окружением, поэтому вышивка носит своё название в зависимости от тех мест, где зародилась или от техники её исполнения. Одни из широко известных вышивок: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списи и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др.

Нижегородский гипюр — особый вид строчевой вышивки, сложившийся в конце XIX века в Василевской слободе (ныне – Чкаловский район). Вышивку отличает геометрический орнамент, который не встречается в других регионах. Изделия, созданные чкаловскими вышивальщицами – полотенца, скатерти, портьеры, – привлекают изяществом композиции, красотой узора, многообразием исполнительской техники.

Низь (низинка, низзя) — один из самых известных в вышивке счетный шов. Базой для низинки является техника "вперед иголку", а само вышивание выполняется с низу (с изнанки). Само название низь и вызвано тем, что шов вышивания снизу полотна.

Владимирский шов, или верхошов — это односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне ткани, а на изнаночной видны лишь мелкие стежки по контуру узора. Основной цвет для шва - красный в

разных оттенках, возможно небольшое добавление синего, зелёного, жёлтого.

Крестецко-валдайская строчка. Технология строчки - это заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий.

Орловский спис. Спис включает в себя сочетание «набора» и «росписи». Контуры композиции очерчены «тамбурным швом».

Преобладающий цвет — красный и его оттенки, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» — узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее (XX век) — чёрные, жёлтые, зелёные цвета.

Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др.

Вышивка калужская «цветная перевить» — особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.

Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Мастерская белая гладь. В отличие от традиционной цветной художественной глади, вышивка белой гладью, как это видно из названия, осуществляется белыми нитками — как по более темной ткани, так и по белой. На светлой ткани такой узор заметен благодаря тому, что вышивка выполняется с настилом и большинство ее элементов — выпуклые.

Александровская гладь — это гладь без настила , которой вышиваются узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы ветки полевых цветов, малины, рябины, крыжовника и т. д.

Вологодская строчка по письму — очень сложная вышивка, в которой применяются три различных приема выполнения узора: по контуру орнамент

подчеркивается тамбурным швом, мотивы узора украшаются атласниками , фон же вышивки делается с помощью сетки.

Большую роль в народной вышивке играет геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображались солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево символизировал плодородие, птица - означала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Русскую вышивку принято разделять на две большие группы по географическим признакам: северную и среднерусскую. Среднерусская вышивка богата использованием нитей разных цветов и разнообразием

тканей, которые выступали в качестве элементов узора. Северная вышивка характеризуется использованием в основном красных нитей на белой ткани и белых нитей на красной ткани. К северной относятся Архангельская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Калининская, Ивановская, Горьковская, Ярославская, Костромская, Владимировская области. К среднерусской - Калужская, Тульская, рязанская, Смоленская, Орловская, Пензенская, Тамбовская и Воронежская области. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, которая выполняется по сетке, белая и цветная гладь.

Среднерусская вышивка отличалась от северной. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба, которые имели выступы на каждом углу, называющиеся “репей” или “орепей”. Они отличались разнообразием узоров и вариантов расцветок. Квадраты и полосы внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались желтой, синей и темно-красной шерстью. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора, который просматривался, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

Сюжетные композиции северной полосы чаще всего исполнялись швами роспись и наборами. В некоторых районах узоры на передниках, подолах, полотенцах и рубахах вышивали одноцветным крестом. Изобразительные мотивы в узорах преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались при помощи силуэта, контура, одним цветом и приемом.

В настоящие время русская народная вышивка утратила обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. – М.: Издательство искусство, 1972 – 151 с.

Гумилевкая М. Н., Строчка и вышивка. – Всесоюзное кооперативное издательство, 1953 – 83 с.

Ефимова Л., Белогорская Р., Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. – М.: «Изобразительное искусство», 1982 – 269 с.

Климова Н. Т., Ручная и машинная вышивка: Учеб. Пособие для профтехучилищ/ Н. Т. Климова, О. Г. Федосова, О. Н. Наумова, В. В. Ривкина. – М.: Легкая индустрия, 1980 – 224 с., ил.

Маслова Г. С., Орнамент русской народной вышивки как историчко-этнографический источник. – М.: Издательство Наука, 1978 – 205 с.

Сафонова Г.Б., Народная вышивка калужского края. Женская одежда и полотенца. – К.: Издательство Барс, 1994 – 86 с.

 

Salnikova V.I.

2nd year student of the master's program in the direction

"Decorative and applied arts and folk crafts"

Oryol State University I.S. Turgenev

(Russia, Oryol)

 

RUSSIAN FOLK EMBROIDERY

 

Abstract: this article discusses the history of Russian folk embroidery, the technology of its manufacture.

 

Key words: Embroidery, art, folk embroidery, pattern, arts-crafts.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сальникова В.И. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 392 - 396. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5811 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5811



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.