'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  162 просмотров

Ашмасова Э.Н., Миннуллина Р.Ф.

  


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ *

  


Аннотация:
в статье раскрыта тема использования игр как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Так как игра ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей. В условиях становления социально ориентированной рыночной экономики в настоящие время особую актуальность приобретает задача повышения уровня экономического воспитания населения и прежде всего – молодого поколения. Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. В связи с этим, специалисты, изучающие данный вопрос, считают, что огромную роль в жизни малыша играет экономическое воспитание в дошкольной организации, которое позволит формировать определенный тип мышления и поведения на основе ценностей, принятых в обществе. Педагог поможет создать у ребенка правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях Таким образом, экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста   

Ключевые слова:
экономика, экономическое воспитание, цена, товар, работа, магазин   


УДК 373.2

Ашмасова Э.Н.

студент 5 курс,

факультет «Психологии и педагогики»

Елабужский институт

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(г. Елабуга, Россия)

 

Миннуллина Р.Ф.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Теории и методики дошкольного

и начального образования»

Елабужский институт ФГАОУ ВО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(г. Елабуга, Россия)

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Аннотация: в статье раскрыта тема использования игр как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Так как игра ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей.

 В условиях становления социально ориентированной рыночной экономики в настоящие время особую актуальность приобретает задача повышения уровня экономического воспитания населения и прежде всего – молодого поколения. Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

В связи с этим, специалисты, изучающие данный вопрос, считают, что огромную роль в жизни малыша играет экономическое воспитание в дошкольной организации, которое позволит формировать определенный тип мышления и поведения на основе ценностей, принятых в обществе. Педагог поможет создать у ребенка правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях

 Таким образом, экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, цена, товар, работа, магазин.

 

 Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование рассматривается учеными как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям в целом на становление личности ребенка.

Под «экономическим образованием» понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Практика также показывает, что речь идет, прежде всего, об обучении, и оно направлено на формирование экономических знаний [2].

«Экономическое воспитание» в некоторых исследованиях трактуется как систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики [4].

Цель экономического воспитания - это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых. Особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ. При этом экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящих ситуациях, и формирует деловые качества личности, но и обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой [3].

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. [5]

Экономическое воспитание основано на психологических особенностях дошкольников, подтверждающих, что работу по нему необходимо начинать с 6 лет (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Лисина М.И., Обухова Л.Ф., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б. и др.). Это обусловлено тем, что:

- происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;

- общение детей становится внеситуативно - личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание;

- у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности, то есть объективно относиться к себе и результатам своей деятельности [7].

Эти особенности позволяют осуществлять экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на это речь идет лишь о возможности формирования предпосылок экономического воспитания.

 На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в поступках и поведении.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. [1]

Для того чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь по данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир сменяется другим. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И естественно, упускать из виду этот период взрослым никак нельзя. Так происходит у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу. [4]

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.

Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский. [4]

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания старших дошкольников весьма сложна и неоднозначна, педагоги выделяют различные аспекты: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (JI.H. Галкина); осознание детьми экономических понятий (ДА. Голуб).

Свою работу мы начали с подготовки методического обеспечения. В качестве основных пособий для реализации экономического воспитания стали методические издания Киреевой Л.Г., Смоленцевой А.А., Курака Е.А., Шатовой А.Д.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения. [6]

В группе был создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города, а также крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике: «Монополия», «деньги», «супермаркет», «что из чего сделано», «конфеты и монетки», «профессии», «экономика» и др. К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги, к игре «Банк»- квитанции, макет компьютера, деньги, оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала. Также разработана картотека дидактических игр.

В своей работе мы использовали сюжетно-дидактические игры, которые одновременно относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил. Сюжетно-дидактическая игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др. [8]

 С помощью сюжетно-дидактических игр я помогаю ребятам войти в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.

По теме «труд – продукт – товар» мною организуются такие игры как: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Магазин» «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры». Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по изготовлению различного товара.

 Цель дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии» и новыми (например, рекламный агент, рекламодатель, банкир, ), значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, как кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

Сюжетно-дидактические игры по теме «реклама» дают детям возможность практически осуществлять процесс создания рекламы. Знакомство детей с работой рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя.

 В качестве средства формирования основ экономической культуры я использовали также дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. [9]

Использование игр в экономическом воспитании играет положительную роль. Дети успешнее усваивают экономические знания и применяют их в играх. Также можно отметить, что дети гораздо бережнее стали относиться к вещам своим личным и детского сада, в продуктивный деятельности стараются экономить материал. Научились логически мыслить, рассуждать на экономические темы, формулировать выводы.

Экономическое воспитание приближает дошкольника к реальной жизни, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между детским садом и школой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148 

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. - метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 176 с.

Нечаев, В.И. Экономический словарь: справочное издание / В.И. Нечаев, П.В Михайлушкин. – Краснодар: Просвещение, 2019. – 463 с.

Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.8

Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 80 с.

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. - метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 169 с.

Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 2011 г. – 118.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ашмасова Э.Н., Миннуллина Р.Ф. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 8 - 16. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5818 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5818



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.