'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  111 просмотров

Барченкова К.Е., Иргашева Т.Г.

  


АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема активизации словарного запаса младших школьников в процессе организации работы с учебными словарями на уроках русского зыка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования   

Ключевые слова:
словарный запас, младший школьник, урок русского языка, учебные словари   


УДК 37

Барченкова К.Е.

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

Иргашева Т.Г.

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ

СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема активизации словарного запаса младших школьников в процессе организации работы с учебными словарями на уроках русского зыка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

 

Ключевые слова: словарный запас, младший школьник, урок русского языка, учебные словари.

 

В сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения, пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, меняются взаимоотношения учитель – ученик, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения. Сегодня у школы несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования направлено на развитие ребенка – его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации.

Основной задачей разностороннего развития детей выступает обучение русскому языку и развитие речи. В младшем школьном возрасте дети уже владеют  всеми системами языка, коммуникативными навыками и умениями, а также обладают уже определенным уровнем развития речевого мышления.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Понятие «словарь» в педагогике и психологии характеризуется как один из компонентов речевого развития ребенка, а основной единицей речи - является слово, обозначающее предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями и является показателями общего и психического развития ребенка.

Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями -  одна из ведущих задач в деятельности  учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы.

Одной из важных задач при этом является активизация словарного запаса. Речевое развитие младших школьников тесно связано с особенностями словарного запаса детей, потому что слово является центральной единицей языка и составляет ее семантическую основу.

Речевое развитие младших школьников характеризуется рядом особенностей: к школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500 – 2000 слов. Раньше всего в речи ребёнка появляются названия предметов и действий. Значительно позже, после 2 лет - названия прилагательных (начинается с появления в словаре прилагательных, обозначающих величину: большой — маленький; цвета: красный, синий, черный, желтый, беленький; вкуса: горький — сладкий; температуры: теплый — холодный; веса: тяжелый — легкий; оценки предметов: грязный — чистый, хороший — плохой и др.).

Недостаточное овладение лексическими средствами языка наблюдается в настоящее время достаточно часто.

Проблемой активизации словарного запаса занимались Лисина М.И., Запорожец А.В., А. М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, А.М. Прихожан и другие.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем.

Школа должна подготовить людей, способных пользоваться устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для их активной общественной деятельности.

Одним из важнейших этапов в этой работе является, отмечает О.Н. Левушкина, - «работа со словарями. Она обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала».

В силу недостаточности разработанности вопроса представление нового слова учащимся – работа с различными типами учебных словарей, проводится зачастую формально, образно, неинтересно, преобладающим являются приёмы определения нового слова с помощью загадки, нахождение его в контексте, пословицей или простого обобщения учителем темы словарной работы.

Между тем, работа над раскрытием значения нового слова призвана формировать заинтересованное отношение учащихся предстоящей учебной деятельности. При определенном пересмотре методики ее проведения, с использованием нетрадиционных приёмов можно существенно повысить эффективность работы с различными типами учебных словарей, развить активность школьников, обеспечить развивающую направленность уроков русского языка.

Пользование словарем должно стать потребностью современного школьника.  «Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это «Малая советская энциклопедия», «Большая советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Политический словарь», «Философский словарь» и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Асмолов А. Г. Толерантность как культура 21 века // Век толерантности. - 2004. - №7. - С. 11-23.

Байбородова Л. В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - №4. - С. 1-11.

Беличева С. А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2005. - № 7-8. - С. 23-27.

Биджиев А. К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2009. - 26 с.

Богданова Р. У. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: учебно-методический комплекс. - Спб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 223 с.

Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. - Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006. - 80 с.

Васильева Л. Н. Социально-педагогическая работа: проблемные задачи и ситуации. - СПб.: ЛОПИ, 2005. - 304 с.

Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 160 с.

 

Barchenkova K.E.

Khakass State University named after N.F. Katanov

(Abakan, Russia)

 

Irgasheva T.G.

Khakass State University named after N.F. Katanov

(Abakan, Russia)

 

VOCABULARY ACTIVATION

PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS

ORGANIZATION OF WORK WITH EDUCATIONAL

DICTIONARIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

Abstract: the article deals with the problem of activating the vocabulary of younger schoolchildren in the process of organizing work with educational dictionaries in Russian language lessons. The results of the conducted experimental research are presented.

 

Keywords: vocabulary, junior schoolboy, Russian language lesson, educational dictionaries.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Барченкова К.Е., Иргашева Т.Г. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 17 - 22. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5819 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5819



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.