'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  84 просмотров

Клещенко Д.А.

  


ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается методика проблемно-ориентированного обучения (PBL), применяемая для реализации концепции «Образование через всю жизнь», а также опыт внедрения PBL в образовательный процесс при изучении иностранного языка студентами естественно-научных специальностей БГУ   

Ключевые слова:
образование через всю жизнь, проблемно-ориентированное обучение, иностранный язык, универсальные компетенции   


УДК 378

Клещенко Д.А.

преподаватель кафедры английского языка естественных факультетов ФСК,

Белорусский государственный университет

(Беларусь, г. Минск)

 

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

«ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается методика проблемно-ориентированного обучения (PBL), применяемая для реализации концепции «Образование через всю жизнь», а также опыт внедрения PBL в образовательный процесс при изучении иностранного языка студентами естественно-научных специальностей БГУ.

 

Ключевые слова: образование через всю жизнь, проблемно-ориентированное обучение, иностранный язык, универсальные компетенции.

 

Образование через всю жизнь считается высоко индивидуализированной деятельностью. Поэтому современная ситуация в иноязычном образовании складывается таким образом, что наряду с использованием традиционных методов коллективного обучения необходим приоритет методов индивидуальной работы. Индивидуализация процесса изучения иностранного языка обеспечивается за счет выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. В индивидуальном образовательном маршруте реализуются сложные связи между личными приоритетами обучающегося (мотивами, целями деятельности, краткосрочными и долгосрочными задачами, индивидуальным стилем учения, индивидуальными стратегиями овладения иностранного языка и пр.) и образовательными возможностями существующей образовательной среды. Таким образом, посредством реализации концепции непрерывного образования у студентов появляется возможность научиться адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающего социума.

История problem-based learning (далее - PBL) или проблемно-ориентированного обучения берет свое начало еще в прошлом веке: впервые данную методику применили в университетах Мак-Мастера (Канада) и Ньюкасла (Австралия) в конце шестидесятых годов. Среди европейцев первыми разработали и внедрили PBL в свою учебную программу преподаватели университета Лимбурга в Маастрихте (Нидерланды). Больше двадцати лет понадобилось для создания соответствующих методик и необходимых материалов. Реальное воплощение PBL – включение в университетские программы - получило с начала 90-х годов двадцатого века. Наиболее успешно оно используется в медицинском образовании. Сегодня более 80% медицинских школ и университетов Великобритании, США, Канады и Австралии применяют методологию проблемно-ориентированного преподавания. Это позволяет студентам быстро включиться в реальную среду через создание гипотетических и виртуальных ситуаций [2]. Постепенно PBL распространяется и на другие специальности, показывая себя как успешная методика по вовлечению студентов в образовательный процесс.

Важно отметить, что данная методика обучения занимает важное место в системе непрерывного образования, поскольку она дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода, а именно: предусмотрена гибкость в определении целей; учтены личностные интересы обучающихся, их индивидуальные особенности и субъектный опыт; наконец, PBL позволяет формировать не только глубокие знания в какой-либо исследовательской области, но и развивать универсальные компетенции (soft skills) обучающихся.

Разработке методов проблемно-ориентированного обучения современные исследователи уделяют особое внимание. Под методами проблемного обучения американский педагог-исследователь Х. Кинг понимает обучение, приближенное к жизни, которое строится на основе реально существующих жизненных ситуаций и требует от обучающихся умений работать в команде, проводить исследования, собирать информацию, критически оценивать и анализировать ее [1]. В результате сам процесс обучения становится активным и социально ориентированным (т.е. интерактивным).

Реализация методов проблемного обучения, как правило, состоит из ряда последовательных этапов, позволяющих педагогу сформировать у обучащихся умения самостоятельно разрешать различного рода проблемные ситуации: 1) постановка учебной проблемы (это может быть и подводящая к теме занятия картинка, видеофрагмент или эвристическая беседа, которую можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод); 2) генерирование идей и построение плана решения проблемы; 3) исследование проблемы; 4) решение проблемы (возврат к проблемной ситуации и её решение); 5) рефлексия и обратная связь [3].

Особенности PBL также приводят к изменению профессиональной роли преподавателя. Преподаватель перестает «сообщать» информацию, он в большей степени комментирует высказывания студентов. Так, в рамках PBL в задачи педагога входит:

  • формирование банка проблемно-ориентированных кейсов;
  • комментирование работы студентов;
  • поддержание положительного эмоционального фона на занятиях;
  • совместная оценка результатов со студентами; при этом оцениваются как профессиональные компетенции, так и коммуникативные и собственно личностные [4].

Теперь рассмотрим использование PBL на занятии по иностранному языку на примере студентов физического факультета БГУ.

На начальном этапе обучения студенты вовлекаются в разнообразные виды деятельности, связанные с изучением темы «Энергия». После снятия лексических трудностей и работой с терминами обучающиеся, определившись с проблемным вопросом (например, рациональное использование и экономный расход топливно-энергетических ресурсов), формулируют цели исследования (изучить основные принципы энергосбережения и т.д.) и составляют план его проведения. Затем студенты приступают к самостоятельной работе в группах по 5-8 человек и начинается процесс углубленного изучения проблемного вопроса, в ходе которого возникают варианты и способы решения проблемы. На заключительном этапе разрабатывается конкретный план действий по разрешению изучаемой проблемы и происходит индивидуальный или групповой анализ способов решения проблемного вопроса.

Как показывает практика, в результате такого занятия студенты самостоятельно осуществляют мыслительную деятельность без опоры на материал, представленного авторами учебника; совершенствуются навыки работы с литературными источниками; обучающимися усваиваются новые лексические единицы без заучивания; наконец, происходит дискуссия на иностранном языке, в которой студенты не опасаются допускать ошибки.      

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование проблемно-ориентированного обучения способствует не только развитию речевых умений на иностранном языке, но и развитию универсальных компетенций или так называемых «навыков 21-го века» – компетенций, тесно связанных с необходимостью обучения через всю жизнь: работа в команде (умение слушать и активно участвовать в обсуждении, общаться, договариваться, быть лидером); способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (работа с литературой и заданиями, требующих дополнительных исследований); совершенствование навыков коммуникации (готовность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач в области профессиональной деятельности и умение отстаивать свою точку зрения); планировать и распределять свое время; креативно мыслить; анализировать и принимать взвешенные решения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алейникова К.А. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : Материалы XVII международной конференции 26–28 сентября 2019 г. – СПб. : Издво СПБГЭУ, 2019. – C. 357-361

Искренко Э. В., Полтон, Т. А. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере St. George university of London, great Britain) // Via in tempore. История. Политология. - 2008. - №10 (50).

Пахомова Н. Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 2 (февраль).

Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ) // Сибирский психологический журнал. – 2017. - № 65 С. 112–124

 

Kleschenko D.A.

Teacher of the Department of English for Natural Sciences

Belarus State University

(Belarus, Minsk)

 

PROBLEM-BASED LEARNING AS A FACTOR

IN THE SUCCESS OF THE LIFELONG LEARNING CONCEPT

 

Abstract: this article deals with the methodology of problem-based learning (PBL) used to fulfill the concept of lifelong learning as well as the experience of using PBL in foreign language studies by natural science students at BSU.

 

Keywords: lifelong learning, problem-based learning, foreign language, soft skills.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Клещенко Д.А. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 23 - 27. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5820 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5820



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.