'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  97 просмотров

Филиппова К.В., Газизова Ф.С.

  


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИДЕАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ *

  


Аннотация:
в статье обозначено решение следующей проблемы: развитие гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, также проведена опытно-экспериментальная работа с тремя этапами работы   

Ключевые слова:
гуманизация, гуманность, гуманные отношения, дошкольник, констатирующий этап, формирующий этап, повторная диагностика   


УДК 37

Филиппова К.В.

Студент бакалавриата

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(Россия, г. Елабуга)

 

Газизова Ф.С.

к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО

Елабужский институт (филиал)

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(Россия, г. Елабуга)

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ИДЕАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Аннотация: в статье обозначено решение следующей проблемы: развитие гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, также проведена опытно-экспериментальная работа с тремя этапами работы.

 

Ключевые слова: гуманизация, гуманность, гуманные отношения, дошкольник, констатирующий этап, формирующий этап, повторная диагностика.

 

Педагогический эксперимент проводился в три этапа:

  1. Констатирующий этап. На данном этапе выделили критерии оценки гуманности у старших дошкольников. Подбор диагностического материала, применительно к детям старшего дошкольного возраста. первичная диагностика испытуемых. Сравнение результатов диагностики между детьми экспериментальной и контрольной групп.
  2. Формирующий этап. Разработав календарно-тематического плана по воспитанию гуманности у старших дошкольников экспериментальной группы посредством идеалов народной педагогики. Проведение мероприятий согласно календарно-тематическому плану с детьми экспериментальной группы.
  3. Повторная диагностика гуманности у старших дошкольников. Сравнение результатов исследования между детьми экспериментальной и контрольной групп. Проверка эффективности проделанной работы по воспитанию гуманности старших дошкольников посредством идеалов народной педагогики.

Для выявления уровней сформированности гуманности старших дошкольников выбраны следующая диагностическая методика:

Рисуночная методика «Добро и зло» (разработанная на основе рисуночной методики «Картина мира» (Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной), позволяющая определить полноту, обобщённость и степень яркости гуманных представлений, сформированность когнитивного компонента. Ребенку предлагается нарисовать Добро и Зло. Оценивается степень обобщенности понятий Добро и Зло, уровень развития морального мышления. По степени обобщенности эталонов Добра и Зла уровень гуманности можно разделить на следующие группы:

Низкий уровень. Сюжеты не связаны с понятиями Добро и Зло или изображены конкретные поступки без нравственного содержания (например, рисунок цветка иллюстрирующего понятие Добра («цветок – хороший, красивый») или дождливого дня как Зла «в дождик гулять нельзя, не люблю дождь»). У ребенка представления о гуманности не сформированы. Сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

Средний уровень. Понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях. У ребенка есть представление о гуманности, но оно находится на стадии формирования.

Высокий уровень. Уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете. Ребенок имеет представления о гуманности, может по рисунку объяснить, что такое добро или зло.

Согласно данным результатам исследования в экспериментальной группе 65% старших дошкольников получили низкий уровень поведенческого компонента гуманности; 60% этих же детей с низким уровнем когнитивного компонента гуманности и 65% детей – с низким уровнем эмоционального компонента гуманности. В экспериментальной группе не было выявлено детей с высоким уровнем развития по всем показателям уровней сформированности гуманности. Такие же результаты были получены и в контрольной группе. 50% детей контрольной группы с низким уровнем поведенческого компонента гуманности; 55% детей с низким уровнем когнитивного компонента гуманности и 55% детей с низким уровнем эмоционального компонента гуманности. Также у них не было выявлено детей с высоким уровнем развития всех показателей уровней сформированности гуманности. Рассмотрим отдельно уровень сформированности гуманности старших доильников экспериментальной и контрольной групп по каждому показателю.

На формирующем этапе были рассмотрены особенности реализации дидактических принципов обучения на занятиях по воспитанию гуманности у старших дошкольников. Разработан и реализован календарно-тематический план воспитания гуманности у старших дошкольников посредством идеалов народной педагогики. Работа была направлена на воспитание когнитивного (представления о содержании и способах правления гуманного поведения), эмоционального (гуманные чувства) и поведенческого (гуманные поступки и взаимоотношения) компонентов гуманности.

По данным рисунка повторного исследования можно констатировать, что у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает средний уровень когнитивного компонента гуманности, в контрольной – низкий и средний. Выявлены различия по уровням когнитивного компонента гуманности у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Из этого следует, что дети экспериментальной группы научились оценивать поступки героев с позиции добра или зла, но пока затрудняются объяснить свою оценку, у них высокая степень конкретизации и понимания сущности понятия добра. У детей экспериментальной группы есть представлений о гуманности, но оно находится на стадии формирования. На контрольном этапе мы наблюдаем в экспериментальной группе детей с высоким уровнем когнитивного компонента гуманности. Было 0%, а стало 20%.

Констатирующий этап исследования показал, что у старших дошкольников низкий уровень сформированности гуманности по всем компонентам.

На формирующем этапе были рассмотрены особенности реализации дидактических принципов обучения на занятиях по воспитанию гуманности у старших дошкольников. Разработан и реализован календарно-тематический план воспитания гуманности у старших дошкольников посредством идеалов народной педагогики. Работа была направлена на воспитание когнитивного (представления о содержании и способах правления гуманного поведения), эмоционального (гуманные чувства) и поведенческого (гуманные поступки и взаимоотношения) компонентов гуманности.

Контрольный этап исследования показал, что у старших дошкольников экспериментальной группы средний уровень сформированности гуманности. Работа по воспитанию гуманности у старших дошкольников посредством идеалов народной педагогики показала свою результативность

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Хрипкова, А. Г. Педагогика. Мир детства: Дошкольник / А. Г. Хрипкова. – М. : Педагогика, 2017 – 256 с.

Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние /Е. В. Чекина. – Гродно : ГрГУ, 2018 – 119 с.

Чернявская, Н. Э. Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки / Н. Э. Чернявская, Е. Н. Коренева, М. Н. Киреев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 31 – Новосибирск : СибАК, 2018. – С. 19–22.

Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника / Х. Штольц, Р. Рудольф. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 195 с.

Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду пособие для  воспитателей детских садов С. Г. Якобсон. – М. : Воспитание дошкольника, 2015. – 112 с.

Якобсон, С. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Текст] : проект / С. Г. Якобсон [и др.]. – М. : Просвещение, 2014 – 188 с.

 

Filippova K.V.

Undergraduate student

Kazan (Volga Region) Federal University

(Russia, Elabuga)

 

Gazizova F.S.

Ph.D., Associate Professor of the Department of TiMDiNO

Yelabuga Institute (branch)

Kazan (Volga Region) Federal University

(Russia, Elabuga)

 

EXPERIMENTAL WORK

ON THE EDUCATION OF HUMANITY

IN OLDER PRESCHOOLERS BY

THE IDEALS OF FOLK PEDAGOGY

 

Abstract: the article outlines the solution of the following problem: the development of humane relations in preschool age in the context of humanization of education, experimental work with three stages of work has also been carried out.

 

Keywords: humanization, humanity, humane relations, preschoolers, ascertaining stage, forming stage, repeated diagnosis.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Филиппова К.В., Газизова Ф.С. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИДЕАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 47 - 51. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5825 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5825



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.