'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  82 просмотров

Хмоленко И.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные задачи сферы образования в социально-экономической политике государства. Дана оценка современному состоянию сельских школ на примере МБОУ «Кобринская ООШ» Гатчинского муниципального района, обозначены основные проблемы в системе управления данными образовательными учреждениями   

Ключевые слова:
система образования, образовательные учреждения, образование в сельской местности, модернизация образования   


УДК 37

Хмоленко И.Н.
 магистрант 2-го года обучения

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
(Россия г. Гатчина)

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ

ШКОЛОЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные задачи сферы образования в социально-экономической политике государства. Дана оценка современному состоянию сельских школ на примере МБОУ «Кобринская ООШ» Гатчинского муниципального района, обозначены основные проблемы в системе управления данными образовательными учреждениями.

 

Ключевые слова: система образования, образовательные учреждения, образование в сельской местности, модернизация образования.

 

Образование является одним из приоритетных направлений государственной политики России. Это вытекает из конституционной нормы, устанавливающей высшей ценностью человека его права и свободы, а основной обязанностью государства – их защиту.

Несомненно, государство заинтересовано в постоянном развитии образования на всей территории России. Это обуславливается не только соблюдением прав граждан, но и тем, что от качества образования зависят успешное развитие экономики, политики, социальное благополучие граждан.

Основными направлениями в деятельности учреждений общего образования Гатчинского муниципального района (ГМР) является качественное развитие образовательной инфраструктуры и форм организации образования в соответствии с муниципальной программой «Современное образование в Гатчинском муниципальном районе».

В настоящий момент российским государством принят курс на модернизацию образования, однако, как отмечают исследователи в данной области, сельские школы все еще находятся в кризисе. Сельские школы в современной системе образования занимают важное место, так на начало 2019 г. 28% детей в возрасте от 7 до 17 лет обучались в сельской местности.

Несмотря на то, что система общего образования ГМР развивается в соответствии с требованиями времени и общества, существует ряд нерешенных проблем, которые касаются в том числе и МБОУ «Кобринская ООШ».

Проблема 1 - Качество образовательных результатов и социализация школьников, обучающихся в сельских школах, находятся на низком уровне и ограничивают возможности выпускников в их дальнейшей профессиональной реализации. В Кобринской ООШ - удельный вес выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса равен 0. По итогам 2020-2021 учебного года удельный вес обучающихся, окончивших учебный год на «4» и «5», составила 41% (без учета 1 классов) от общего количества обучающихся, что выше аналогичных показателей за предыдущие года обучения, однако ниже показателей в среднем по Ленинградской области.

Проблема 2 - Недостаточный уровень создания условий в сельских школах для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В Кобринской ООШ в ходе проведения независимой оценки качества образования по критерию «Доступность образовательной деятельности для инвалидов» были выявлены недостатки в части обустройства входа в учреждение, наличия специальных подъемных механизмов: санитарно-гигиенических комнат, специального рабочего места, также не обеспечена возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому.

Проблема 3 - Недостаточный уровень материально-технической базы и подготовки квалифицированных педагогических кадров для реализации цифровых образовательных проектов.

Эффективность и средний балл по 3 критериям, характеризующим
материально-технические условия и условия организации развивающей
предметно-пространственной среды в Кобринской ООШ, представлены в табл.1.

Таблица 1 - Материально-технические условия и условия организации
развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном отделении [2]

 

Проблема 4 - В системе общего образования сельских школ медленно формируются компетенции педагогов в соответствии с ФГОСами.

Проблема 5 – Снижение уровня корреляции образовательных результатов с требованиями профподготовки выпускников 9 и 11 классов.

Проблема 6 – Не всегда полностью выполняются мероприятия программы мониторинга сельского образовательного учреждения из-за загруженности учителей и административного персонала.

Проблема 7 – Отмечается недостаточный уровень подготовки мотивированных и одаренных учеников к участию в региональных и федеральных мероприятиях, также у учащихся отмечается невысокий уровень гражданско-патриотического воспитания.

Проблема 8 – Серьезное старение кадров, низкая обновляемость кадрового состава сельских школ. Средний возраст педагогов в Кобринской ООШ - 44 года, что несколько превышает показатель по Ленинградской области (42 года); педагогов со стажем работы в школе менее двух лет – 2 человека (11 %), принятых в 2021 году – 2 педагога.

Проблема 9 – Слабое законодательство в сфере среднего образования. В частности, это «нечеткие» социальные обязательства со стороны государства, то есть недостаточно четко определены принципы касательно лицензирования учебных заведений. Также недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах усиливают коррупцию в образовательных учреждениях и увеличивают количество организаций, дающих образование недостаточного качества. Законы об образовании, действующие на территории РФ и, соответственно, применяемые на территории сельских поселений, к сожалению, не учитывают специфики деятельности сельских учебных заведений.

Проблема 10 – Обобщающей проблемой можно назвать - кризис традиционной системы среднего образования, что и вызывает естественную необходимость ее реформирования. При этом изменения должны затрагивать как принципы подачи учебного материала и роль педагога в образовательном процессе, так и теоретическую базу подготовки учеников, что должно быть сопряжено с необходимостью внедрения в учебный процесс инновационных технологий, а также с обеспечением учебных заведений компьютерами и современной оргтехникой.

Слабым местом в Кобринской ООШ в прошедшем 2021 году оказался низкий процент публикации методических материалов. Отсутствие методических разработок, недоработки в образовательных программах порождают проблему ограничений в формировании благоприятных условий для обучения и развития обучающихся с учётом их личностных способностей (творческих, научных, т.п.), а также с учётом их социальных возможностей.

Напряженной остается ситуация в сфере финансирования образования, особенно в сельских образовательных учреждениях. В настоящее время только 20% всех расходов на образование финансируется из федерального и регионального бюджетов, следовательно, по расходным статьям не предусмотрено выделение в должной величине средств на денежную компенсацию питания школьников, расходные материалы различного вида, компьютеризацию, оборудование профильных классов, наполнение библиотечного фонда и.т.п. На местных бюджетах лежит основная финансовая нагрузка (порядка 60%) расходов на образовательную и воспитательную деятельность.

В плане развития и оптимизации деятельности также существует проблема в отсутствии у Школы прогнозного документа – Концепции развития.

Исходя из обозначенных проблем, можно выделить задачи работы администрации школы на текущий и последующие годы:

1– В области организационно-правового обеспечения образовательной деятельности:

- обновление и пополнение нормативной базы по введению ФГОС ООО;

- внесение изменений и дополнений в основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ООО;

- приведение локальных актов в соответствие с новыми требованиями.

2– В области системы управления:

- дальнейшее развитие государственно-общественного управления;

- развитие информационно-образовательной среды;

- совершенствование работы школьного сайта;

- совершенствование школьной системы оценки качества образования.

 3 – В области воспитательной системы:

- активизация работы по вовлечению большего числа родителей в жизнь школы;

- поддержка активных творческих семей;

- сотрудничество с учебными заведениями, при проведении профориентационной работы;

- изучение интересов обучающихся и активизация работы по удовлетворению информационных запросов выпускников;

- совершенствование работы по профилактике правонарушений среди подростков.

4 – В области обеспечения условий образовательного процесса:

- создание условий для педагогов школы по прохождению аттестации и курсовой подготовки;

- стимулирование педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, публикации материалов из опыта работы; создание страничек педагогов школы на школьном сайте;

- организация внутришкольного повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических объединениях, семинарах и мастер-классах;

- обновление и пополнение библиотечного фонда;

- дальнейшее оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС.

В работе над методической темой «Комплексный подход к организации УВП с целью повышения качества образования» были определены следующие направления деятельности педагогического коллектива:

  1. Вводить инновационные механизмы оценки качества и мониторинга развития каждого ребёнка, используя новые технологии и перспективные формы развивающего обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, что отчасти можно рассматривать как вариант решения обозначенной проблемы 7.
  2. Провести анализ достижений в обучении по ФГОС на первом и втором уровне обучения для прогнозирования перспектив развития школы.
  3. Совершенствовать эффективные механизмы организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Активизировать участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. Данное направление позволит решить проблемы 3 и 4.
  4. Вести целенаправленные профориентационные работы в учебной деятельности и внеклассной работе для мотивации в выборе профессии, через мастер-классы и профориентационные экскурсии, что, несомненно, позволит решить проблему 1.
  5. Совершенствовать внутреннюю систему оценки качества, включая
    электронный мониторинг, что будет направлено на преодоление проблемы 5.
  6. Обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть факультативов, внеклассных мероприятий, индивидуальной и дистанционной работы, что всецело будет направлено как на повышение профмастерства самих педагогов, так и на повышение образовательного уровня учеников школы, расширение их кругозора (решение проблем 1, 4, 5, 7).
  7. Организовать поддержку информационной открытости образовательного учреждения через официальный сайт, работу органа государственного-общественного управления, школьную прессу, что сможет повысить рейтинг учебного заведения как среди родителей, местной администрации, так и среди обучающихся.
  8. Благоустроить пришкольную и внутришкольную среду для поддержания здоровья детей (столовая, спортивная площадка, пришкольный участок) и привлекательности образовательного пространства.

С целью развития образовательной среды, повышения уровня образования учащихся школы, уровня квалификации педагогического состава, становления детей как личностей в МБОУ «Кобринская ООШ» приняты к реализации следующие приоритетные проекты программ:

- Гражданско-патриотическое направление реализуется через проект «Гражданин 21 века». Цель: воспитание у обучающихся способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства. Формирование уважительного отношения к народам мира, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.

С целью решения проблемы в Кобринской ООШ - недостаточного уровня создания условий для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья разработан и принят к реализации Проект «Ресурсная школа – школа для каждого». Цель: создание в комплексе доступного открытого образовательного пространства для детей с ОВЗ независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и социальная адаптация детей с ОВЗ и подготовка к дальнейшему получению образования (создание условий для формирования различных видов учебной деятельности в соответствии с психофизическим состоянием ребенка).

Также в МБОУ «Кобринская ООШ» принят к реализации Проект «Учитель будущего». Цель проекта: развивать в коллективе культуру лидерства и высоких достижений через систему непрерывного внутрикорпоративного повышения квалификации, основанную на личностно-ориентированном управлении методической работой школы.

Проект «Современная школа – открытая школа» направлен на реализацию следующих задач:

  1. Создать условия для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  2. Совершенствовать механизмы взаимодействия в социуме.
  3. Развивать систему традиций школы, культурных и социальных образцов, ценностей, транслировать их в социум.
  4. Развивать механизмы инновационного развития школы.
  5. Совершенствовать официальный школьный сайт с целью своевременного информирования общественности о жизни школы, улучшения ее имиджа и повышения рейтинга.
  6. Продолжить участие обучающихся в социальных программах, ориентированных на местный социум.
  7. Оказывать различную консультационную помощь родителям, обеспечивать взаимодействие школы с родительским сообществом.
  8. Привлечь обучающихся и их родителей к различным формам взаимодействия со школой.

С целью решения финансовых проблем и создания достойной требованиям времени материально-технической базы, администрации школы следует привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности, в частности, школа может предоставлять следующие виды платных образовательных услуг:

обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов); репетиторство;

обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;

прочие образовательные услуги.

Однако образовательным учреждениям следует выбирать те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Так же можно расширить круг получаемых внебюджетных доходов, добавив такой источник, как доход от производственной деятельности школы. Данная деятельность может осуществляться только при выполнении следующих принципиальных условий:

Производство товаров, выполнение работ должны нести в себе элементы обучения и не ущемлять образовательный процесс в целом.

Данная деятельность должна осуществляться на добровольной основе учащихся и с согласия их родителей.

Определенная часть доходов от подобной деятельности должна направляться на поощрение учащихся, занятых в производстве товаров, выполнении работ.

Такой вид внебюджетной деятельности предлагается ввести в качестве пилотного проекта на территории ГМР.

Так же следует повышать прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения образования за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений.

Для решения стратегических задач развития МБОУ «Кобринская ООШ» необходима Концепция развития школы, которая позволит оптимизировать «модели» образовательного процесса, управления учреждением, кадрового сопровождения и перехода школы на инновационное развитие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Программа развития школы на 2020-2025г. г. - МБОУ СОШ № 94 Пролетарского района города Ростова-на-Дону https://school94.jimdofree.com
Итоги работы системы образования Гатчинского муниципального района за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/1-qwoz_SBDKUcdVnTnC90Xiu4lWXB-Lpv/edit (Дата обращения: 20.05.2022).

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов http://mylektsii.ru
Программа развития школы на 2020-2025г. г. - МБОУ СОШ № 94 Пролетарского района города Ростова-на-Дону https://school94.jimdofree.com
Направления совершенствования механизма финансирования сферы образования – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка https://cyberleninka.ru

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хмоленко И.Н. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 65 - 75. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5828 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5828



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.