'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  75 просмотров

Федосеева Е.А.

  


ФИЛОЛОГИЯ И ПРАВО. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается связь филологии и права. Более подробно исследуются актуальная проблема в правовом регулировании, касающаяся изучения национальных языков. Рассматривается проблема сохранения и развития коми-пермяцкого языка, который распространён на территории Коми-Пермяцкого округа   

Ключевые слова:
право, филология, язык, коми-пермяцкий язык, школьное образование   


УДК 81’272-811.511.13

Федосеева Е.А.

магистрант 1 курса, ZM 211 группы

филологического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ФИЛОЛОГИЯ И ПРАВО.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ

КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается связь филологии и права. Более подробно исследуются актуальная проблема в правовом регулировании, касающаяся изучения национальных языков. Рассматривается проблема сохранения и развития коми-пермяцкого языка, который распространён на территории Коми-Пермяцкого округа.

 

Ключевые слова: право, филология, язык, коми-пермяцкий язык, школьное образование.

 

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерного поведения [1].

Как правило, право, как наука тесно взаимодействует с такими науками, как социология, экономика, политология, философия, психология, педагогика. Обуславливается это тем, что объектом их изучения является общество и различные стороны его жизни, следовательно, поэтому у данных наук с правом пересекаются как предмет и объект, так и цели, и задачи. Следует добавить к вышеуказанному ряду наук и филологию. Связь права и языкознания с течением времени оказалась настолько непосредственной, что учёным пришлось выделить отдельную науку – юридическую лингвистику. Данная относительно новая область языкознания занимается лингвистической экспертизой юридических документов, исследованием специфики переводов юридических текстов, вопросами авторских прав, проблемами свободного доступа информации в Интернете и др.

В наши дни в контексте «право и филология» актуальным остаётся вопрос о правовом регулировании, которое касается изучения языков. Так, на сегодняшний момент законодательство РФ о языках базируется на Конституции РФ, что подтверждается статьями, посвящённым данному вопросу:

  1. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст.68);
  2. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68);
  3. Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации (ст. 69);
  4. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26) [2].

В Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. провозглашено право каждого человека на свободный выбор языка обучения, общения, воспитания и интеллектуального творчества; указано на равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов России, на равную социальную, экономическую и юридическую защиту государством всех языков народов России, на особую заботу и внимание государства к языкам малочисленных народов [3].

В 2018 году Государственная Дума одобрила в окончательной редакции поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ. «Закон обеспечит получение школьного образования на родных языках народов РФ и государственных языках республик РФ. Будет осуществляться свободный выбор на основании заявления родителей школьников» [4].

Из этого следует, что российский законодатель и иные субъекты правотворчества уделяют большое внимание вопросу о языке, ведь c помощью юридического закрепления языки получают защиту государства и толчок к сохранению и развитию.

В подобной защите, сохранности и в развитии нуждается коми-пермяцкий язык, который распространён на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи языков, являлся официальным языком Коми-Пермяцкого автономного округа до его вхождения в Пермский край (с 1 декабря 2005 г. округ вошел в состав Пермского края и утратил статус субъекта РФ).

До вхождения Коми-Пермяцкого округа в состав Пермского края, по переписи 1989 г., коми-пермяки составляли 60% населения округа, русские – 36%, татары – 0,9% [5]. Нужно отметить, что Коми-Пермяцкий округ был одним из немногих регионов РФ, где титульное население численно доминировало, что создавало более благоприятную языковую ситуацию, чем в других регионах РФ, где титульное население оказалось в меньшинстве. Тем не менее, шло сокращение коренного населения, а также, как указывалось выше, уменьшение количества говорящих на коми-пермяцком языке. Связано это прежде всего с процессами деэтнизации, которые все более и более проявляются в национальном развитии коми-пермяков в условиях усиливающейся глобализации и низкого статуса родного языка.

Современная языковая ситуация в Коми-Пермяцком округе характеризуется все возрастающим влиянием русского языка и падением престижа коми-пермяцкого, а состояние национальных школ можно охарактеризовать как кризисное. Начиная с 1951 г., коми-пермяцкая школа стала усиленно внедрять в школьный процесс русский язык. А после школьной реформы 1958 г. родной язык был практически вытеснен на периферию школьной программ. Лишь небольшое количество школ вело преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в некоторых районах не было даже преподавания. Резко сократилось число выпускаемой литературы на коми-пермяцком языке, ее стало меньше, чем в 30-е годы [6].

В Уставе Пермского края, принятом в 2007 г., статья 42 посвящена Коми-Пермяцкому округу и называется «Обеспечение сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа». В положениях этой статьи говорится:

«1. На территории Коми-Пермяцкого округа находятся основные, исторически сложившиеся места проживания коми-пермяцкого народа. Органы государственной власти Пермского края создают условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа.

  1. В официальных сферах общения на территории Коми-Пермяцкого округа наряду с русским может использоваться коми-пермяцкий язык.

3 В целях сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа осуществляет следующие полномочия: участвует в разработке и реализации государственных целевых программ по сохранению этнической самобытности, развитию национального (родного) языка и национальной культуры; возрождает и развивает художественные народные промыслы и ремесла; создает условия для деятельности средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения права представителей коми-пермяцкого народа получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; способствует созданию и деятельности краевых государственных образовательных учреждений, учреждений культуры, обеспечивающих сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа, и обеспечивает их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края» [7].

Если бы все то, что прописано в Уставе, осуществлялось, то коми-пермяцкий язык не находился бы в таком плачевном состоянии, в каком он оказался в настоящее время.

Изучение родного языка должно нести добровольный характер, но в то же время сохранять все традиции и национальные особенности нашего большого и многонационального государства, чтобы, как и родные, так и государственный языки не уступали друг другу в изучении, а только лишь дополняли друг друга, чтобы не возникало конфликтов между нациями, потому что самая главная цель любого развитого демократического государства, каким является Россия, – это сплочение и равноправие всех народов, проживающих на их территориях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Костенко М.А. Правоведение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 33 с.

Конституция Российской Федерации принята всенарод. голосованием 12.12.1993: (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/3ed9a4d680722f9d74767edb4d4d2ea1def6e9f/ (дата обращения: 7. 06. 2022 г.)

Декларация Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 года № 1808/1-1 «Декларация о языках народов России». – [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Декларация_о_языках_народов_России_от_25.10.1991_№_1808/1-1 (дата обращения: 7. 06. 2022 г.)

Государственная дума федерального собрания Российской Федерации: Принят закон об изучении родных языков. – [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/27720/ (дата обращения: 7. 06. 2022 г.)

Население СССР: По данным Всесоюзной переписи населения /Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 45с.

Проблемы витальности языков малых народов России (на примере коми-пермяцкого языка). – [Электронный ресурс]. URL: https://www.gramota.net/materials/1/2016/7/11.html (дата обращения: 7. 06. 2022 г.)

Устав Пермского края от 27 апреля 2007 г. № 32-ПК (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].
URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_perm/chapter/8/#block_800 (дата обращения: 08. 06. 2022 г.)

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Федосеева Е.А. ФИЛОЛОГИЯ И ПРАВО. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 76 - 81. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5829 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5829



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.