'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  217 просмотров

Набиева А.Э., Якимчук Н.Н.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАИЦКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при разработке и реализации документов стратегического планирования. На региональном и муниципальном уровнях не всегда в достаточной степени согласованы и сбалансированы документы стратегического планирования. В большинстве случаев муниципальные стратегии имеют декларативный характер без последующей реализации в полном объеме заявленных целей, задач и приоритетных направлений на практике   

Ключевые слова:
стратегическое планирование, муниципальное образование, стратегия социально-экономического развития, документы стратегического планирования   


УДК 33

Набиева А.Э.

студент 2 курса магистратуры факультета менеджмента,

социальной работы и туризма,

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

(г. Гатчина, Россия)

 

Научный руководитель:

Якимчук Н.Н.

доцент кафедры менеджмента,

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

кандидат политических наук

(г. Гатчина, Россия)

 

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАИЦКОЕ ГОРОДСКОЕ

ПОСЕЛЕНИЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при разработке и реализации документов стратегического планирования. На региональном и муниципальном уровнях не всегда в достаточной степени согласованы и сбалансированы документы стратегического планирования. В большинстве случаев муниципальные стратегии имеют декларативный характер без последующей реализации в полном объеме заявленных целей, задач и приоритетных направлений на практике.

 

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, стратегия социально-экономического развития, документы стратегического планирования.

 

Эффективное функционирование системы стратегического планирования на муниципальном уровне играет важную роль для повышения уровня социально-экономического развития, как муниципального района, так и региона, и страны в целом, поскольку позволяет решать задачи повышения качества жизни населения, роста экономики и обеспечения безопасности страны. В настоящее время Федеральный закон №172-ФЗ не установил исчерпывающий перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования, однако на сегодняшний день проблема организации процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования вынесена на рассмотрение в Государственную Думу РФ в виде законопроекта № 439861-7 от 11.04.2018 года.

Одной из ключевых проблем при разработке и реализации документов стратегического планирования является отсутствие у муниципалитетов необходимого финансирования, что приводит не только к невозможности выполнения поставленных задач, но и ставит под сомнение правильность выбранного сценария развития муниципалитета в целом [2]. Данное обстоятельство обусловлено недостаточным уровнем образования и опыта муниципальных служащих, наделенных полномочиями по разработке документов стратегического планирования, а также их нежеланием, в виду большой загруженности, проводить комплексный анализ, выявлять и оценивать ключевые проблемы муниципалитета. Более того, в большинстве муниципалитетов отсутствуют штатные единицы специалистов-плановиков, в связи с чем, работу по стратегическому планированию выполняют подрядные организации. Так, в Таицком городском поселении за разработку документов стратегического планирования отвечает отдел учета, отчетности и муниципального заказа, состоящий, согласно рисунку 1, из начальника отдела и двух специалистов муниципальной службы. Таким образом, разработка стратегических документов в рассматриваемом муниципальном образовании носит декларативный характер, а значит, не направлена получение значительного эффекта от их реализации, а также на эффективное социально-экономическое развитие подведомственной территории.

Еще одной немаловажной проблемой при разработке стратегических документов является отсутствие статистических данных, необходимых для проведения комплексного анализа социально-экономического положения муниципального образования. На сегодняшний день на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно найти информацию об основных показателях социально-экономического развития в разрезе муниципальных образований с 2006 по 2021 гг., что значительно сокращает объем работы муниципальных служащих в рамках сбора данных, однако многие данные на портале отсутствуют, в связи с чем, приходится делать дополнительные запросы, ответы на которые не всегда поступают. Также, статистические данные не всегда отражают действительное положение рассматриваемых индикаторов. Например, информация о вводе в эксплуатацию объектов жилищного фонда, размещается на основе данных, предоставляемых самими муниципалитетами, однако, в соответствие с действующим законодательством о градостроительной деятельности, ввод в эксплуатацию жилых домов может осуществляться без участия органов местного самоуправления, в связи с чем, целесообразно запрашивать данную информацию у регистрирующего органа. Проблема в том, что Росреестр, по техническим обстоятельствам, не может предоставить сведения об объеме введенных жилых домов в разрезе муниципалитетов, в связи с чем, данный показатель всегда будет отличаться с фактическим его значением.

Немаловажную роль в определении направления развития муниципального образования играет заинтересованность и вовлеченность местного сообщества в разработку документов стратегического планирования. Как показывает практика, в Таицком городском поселении низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления с населением и хозяйствующими субъектами. Стоит отметить, что разработка и принятие муниципальных программ, в том числе муниципальной программы социально-экономического развития поселения, являющихся обязательными для разработки в органах местного самоуправления, не подлежат вынесению на публичные слушания, в связи с чем, проанализировать вовлеченность населения в социально-экономическое развитие Таицкого городского поселения не представляется возможным. На рисунке 2 представлена доля граждан и предприятий, проявляющих активность в рассмотрении бюджетных вопросов Таицкого поселения. Исходя из представленных данных, следует выделить тот факт, что хозяйствующие субъекты не заинтересованы в формировании бюджета поселения, а значит, в социально-экономическом развитии муниципалитета в целом, в связи с чем, сотрудникам органа местного самоуправления следует провести работу, направленную на повышение уровня заинтересованности предприятий, расположенных на территории Таицкого городского поселения, в социально-экономическом развитии поселения, например, посредством направления предложений по вопросам приоритетных направлений и перспектив социально-экономического развития муниципального образования для формирования «образа будущего» муниципального образования, понимаемого как описание наиболее значимых для населения ориентиров развития муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которые должны быть учтены при разработке соответствующих документов стратегического планирования муниципальных образований [3].

 

 

В заключении хотелось бы отметь, что совершенствованию подлежит не только подход к разработке документов стратегического планирования, но и работа органа местного самоуправления, направленная на повышение уровня квалификации специалистов, отвечающих за разработку и реализацию стратегических документов, а также специалистов, отвечающих за работу с населением и иными представителями местного сообщества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Решение совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 21.11.2019 года №13 «Об утверждении структуры администрации МО Таицкое городское поселение в новой редакции».

Магданов П.В. Проблемы организации стратегического планирования в муниципальных образованиях // Местное самоуправление и развитие территорий [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-strategicheskogo-planirovaniya-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah/viewer (дата обращения 30.05.2022)

Материалы круглого стола на тему «Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения».12.03.2020.// Официальный сайт Совета Федерации РФ. [Электронный ресурс] – URL:http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/ (дата обращения: 30.05.2022)

 

Nabieva A.E.

2nd year graduate student of the Faculty of Management,

Social Work and Tourism,

State Institute of Economics, Finance, Law and Technology

(Gatchina, Russia)

 

Scientific supervisor:

Yakimchuk N.N.

Associate Professor of the Department of Management,

State Institute of Economics, Finance, Law and Technology

Candidate of Political Sciences

(Gatchina, Russia)

 

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

OF STRATEGIC PLANNING DOCUMENTS AT THE MUNICIPAL LEVEL

(USING THE EXAMPLE OF THE TAITSKOYE MUNICIPAL FORMATION

GATCHINA MUNICIPAL SETTLEMENT

DISTRICT OF THE LENINGRAD REGION)

 

Abstract: the article discusses the problems faced by local governments in the development and implementation of strategic planning documents. Strategic planning documents are not always sufficiently coordinated and balanced at the regional and municipal levels. In most cases, municipal strategies are declarative in nature without the subsequent full implementation of the stated goals, objectives and priorities in practice.

 

Keywords: strategic planning, municipal formation, socio-economic development strategy, strategic planning documents.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Набиева А.Э., Якимчук Н.Н. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАИЦКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 82 - 88. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5830 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5830



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.