'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 15

Просмотры  104 просмотров

Жерноклюев Е.А.

  


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ *

  


Аннотация:
в статье сравнивается управление качеством в России и в зарубежных странах   

Ключевые слова:
управление качеством, производство, мануфактура   


УДК 33

Жерноклюев Е.А.

магистр группы ММЦ 20-01

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»

(г. Красноярск, Россия)

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Аннотация: в статье сравнивается управление качеством в России и в зарубежных странах.

 

Ключевые слова: управление качеством, производство, мануфактура.

 

Развитие управления качеством происходит на основе преемственности элементов предшествующего этапа, т.е. элементы предшествующего этапа трансформируются и сочетаются с элементами нового, на этой основе образуется новый подход к управлению качеством более современного уровня.

Первый этап – индивидуальный контроль качества. Особенностью данного этапа является индивидуальная ответственность каждого работника. или их группы за изготавливаемую продукцию, они же осуществляют контроль и обеспечение качества своего труда.

Необходимо отметить, что на этом можно выделить почти все элементы современного управления качеством: выявляются потребности, определяется какой должна быть продукция или услуга, как этого достичь, последовательность осуществляемых действий, периодичность осуществляемого контроля, а также внесение необходимых корректировок при выполнении работ для достижения необходимого результата.

Второй этап - цеховая форма организации работ по качеству.

При смене ремесленного производства мануфактурной организацией труда стали появляться разделение функций и ответственности за качество. Владелец или руководитель определяли, что и как производить, определяли основные требования к производимой продукции. За мастером закрепляется функция надзора и контроля, он организует производство, устанавливает последовательность и содержание операций, работники выполняют его указания и отвечают только за качество выполненной ими операции.

На принципы научного менеджмента, разработанные Ф.Тейлором, опирался цеховой контроль. Принципы Тейлора предусматривали жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества. По мере роста масштабов производства контроль качества продукции перерастает в службу технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий. В этот период формируется мнение, что контроль является одним из основных средств высокого качества продукции.

Третий этап - индустриальный. Рост масштабов производства, его специализация и концентрация повлияли на дальнейшее развитие работ по

качеству. Начинает формироваться более тесное взаимодействие различных служб предприятия, его поставщиков. Но, к сожалению, наблюдается несогласованность между службами проектирования, производства и технического контроля, что снижало эффективность работ по качеству.

Таким образом, был осуществлён переход к очередному этапу, названному системным подходом к управлению качеством.

На всех стадиях в той или иной мере сохранялась преемственность ранее используемых способов улучшения качества. Однако при этом не происходило и механического смешивания: сочетание элементов предшествующего этапа с элементами нового приводило к некоторой трансформации и тех, и других. В итоге формы организации работ по качеству поднимались на более высокий уровень, что на четвёртом этапе привело к формированию системы управления качеством.

Усиление конкуренции на рынках сбыта заставило организации ориентироваться на потребителя и его требования к качеству продукции, т.е. внешние факторы управления качеством. В 1950-е гг. предприятия начинают применять концепцию непрерывного управления качеством.

Процессы управления качеством на отдельных объектах предприятия следует объединить в комплексную автоматизированную систему управления качеством продукции (далее КАС УКП), охватывающую весь цикл существования продукции от разработки до эксплуатации (потребления)2.

КСУКП была рекомендована Советом Министров СССР к внедрению на промышленных предприятиях Союза. Одновременно 1976-1980 годы были объявлены в СССР пятилеткой качества [15].

Сегодня можно сказать, что именно в этот период были сделаны значительные успехи в расширении производства гражданской продукции высшего качества и выпуске высоконадежной военной техники. На многих предприятиях Союза получили развитие многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали повсеместно разрабатываться программы обеспечения качества и надежности, вводилась аттестация продукции, была создана сеть учебных заведений по повышению квалификации специалистов в области качества. По уровню системной разработки документов в области качества к 1980 году СССР можно было поставить на уровень передовых промышленных держав [43].

И все же массовой гражданской продукции, способной конкурировать на мировом рынке, создать в советский период не удалось, что вызвано рядом факторов. Из них важнейший: при наличии товарного дефицита в СССР не было стимулов создания конкурентоспособной продукции, да и мнение потребителей продукции, то есть населения, никогда не влияло, в решающей степени, на повышение качества товара [19].

В Европе и США управление качеством как научное понятие возникло на рубеже 19 и 20 столетий, когда развитие промышленной революции положило конец ремесленничеству и потребовало новых подходов к организации и качеству труда в результате перехода к крупносерийному и массовому производству1. В 70-х годах 19 века на заводе Кольта в США родилась идея стандартного качества: оружие собиралось не из подогнанных частей, а из партии взаимозаменяемых деталей. Впервые появились должности контролеров, которые не пропускали негодные к сборке детали. Идея стандартного качества (работа по калибрам) была использована на производстве автомобилей в начале 20 века Г.Фордом. Он же первым применил конвейер на сборочных операциях. Научное обоснование системе поточного производства дал Ф. Тэйлор, а научную систему управления качеством, в основу которой были положены принципы отбраковки продукции, сформулировали А. Файоль и Ф. Тэйлор. Несмотря на многочисленные новации в управлении качеством в последующем, принцип отбраковки продукции до сегодняшнего дня является неотъемлемым элементом любой системы управления качеством [29].

Современная теория системы менеджмента качества базируется на исследованиях В. Шухарта (Walter Shewhart), А. Фейгенбаума (Armand V. Feigenbaum), У. Деминга (W. Edwards Deming)3, Дж. Джурана (Joseph M. Juran), К. Ишикавы (Kaoru Ishikawa), чьи работы отражают эволюцию подходов к управлению качеством. В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений, основанного на статистическом контроле качества, так называемый «цикл PDCA»: «Plan - Do - Check - Act» («планировать - выполнять - контролировать - действовать»). А. Фейгенбаум определил понятия стоимости качества и всеобщего контроля качества, который включает этапы разработки, поддержки и улучшения качества. У Деминг обосновал целесообразность использования «цикла PDCA» в сферах торговли и оказания услуг, сформулировал знаменитые «четырнадцать принципов» управления качеством. Дж. Джуран предложил идею «трилогии качества»: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. К. Ишикава создал концепцию «цикла качества»; в его теории качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Овчинников В.В. Менеджмент качества / В.В. Овчинников. – М.: Институт экономических стратегий, 2010. - 136 с.

Олина Н. От сертификации к управлению качеством: производственный опыт / Н. Олина // Справочник по управлению персоналом. - 2016. - № 1 (январь).- С. 53-57.

Фрейдина Е.В. Управление качеством. Учебное пособие / Е.В. Фрейдина. – М.: Омега-Л, 2016. – 320 с.

Шестопал Ю.Т. Управление качеством / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Э.А. Андреева. – М.: Инфра-М, 2014. – 336 с.

Щербатых А.Н. От качества документации к качеству продукции / А.Н. Щербатых // Стандарты и качество. - 2014. - № 7. - С. 88-89.

Щурин К.В. Управление качеством в историко-философском аспекте / К. В. Щурин, А. Л. Воробьев, Д. А. Косых. - Оренбург: Университет, 2016. - 232 с.

Стандарт качества СК 4.2-02-03 «Планирование качества. Порядок разработки программ качества»

 

Zhernoklyuev E.A.

Siberian State University of Science and Technology

named after Academician M.F. Reshetnev

(Krasnoyarsk, Russia)

 

QUALITY MANAGEMENT IN RUSSIA & ABROAD

 

Abstract: the article compares quality management in Russia and in foreign countries.

 

Keywords: quality management, production, manufacture.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Жерноклюев Е.А. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 94 - 98. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5832 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5832



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.