'
Лыпина К.А.
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК *
Аннотация:
в статье рассматриваются стратегии выхода предприятия на внешний рынок
Ключевые слова:
внешний рынок, стратегия, последствия выхода на международный рынок
УДК 33
Лыпина К.А.
студент 5 курса
Юридического института
ВлГУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
(Россия, г. Владимир)
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Аннотация: в статье рассматриваются стратегии выхода предприятия на внешний рынок.
Ключевые слова: внешний рынок, стратегия, последствия выхода на международный рынок.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность отношений и связей, возникающих между государствами в процессе реализации их коммерческой деятельности на мировой арене. Она представляет собой сферу международного бизнеса, главной задачей которого является получение прибыли, путем реализации продукции промышленного производства, а также услуг и работ, предоставляемых зарубежным государствам на мировом рынке.
Данный вид деятельности может быть реализован на уровне какого-либо конкретного государства, а также на уровне отдельно-хозяйствующих субъектов этого государства.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется чаще всего государством и направлена на регулирование и развитие торговых, правовых и политических механизмов, создание благоприятного экономического климата для межгосударственных отношений, стимулирующего эффективную внешнеэкономическую деятельность предприятий.
Успешная внешнеэкономическая деятельность государства и его субъектов, является одним из основных источников национального дохода, а также способствует ускоренному достижению научно-технического прогресса во многих отраслях производства, что повышает его концентрацию и эффективность.
Хозяйствующие субъекты, полностью или частично осуществляющие промышленное производство продукции, предоставление услуг и выполнение работ, ориентированных на зарубежный рынок, называются экспорто-ориентированными. Внешнеэкономическая деятельность таких предприятий не только основана на международных экономических отношениях, но и тесно связана с производственными процессами, а также имеет экономико-правовую и юридическую неприкосновенность от ведомственно-отраслевой опеки. Такая ориентированность хозяйствующих субъектов на мировой рынок обоснована принципами и процессами, позволяющими наладить внешнеэкономические отношения между контрагентами разных стран с помощью торгово-сбытовой, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
В процессе реализации ВЭД, компания самостоятельно выбирает тактику выхода на зарубежный рынок и продукт, который будет на нем реализован. При выборе продукта компании необходимо учитывать собственные материальные, финансовые и технологические ресурсы, а также исследовать зарубежные рынки, для получения детальной информации об их уровне конкурентоспособности и степени соответствия, экспортируемого компанией, продукта международным стандартам. Помимо этого, экспортоориентированные предприятия могут самостоятельно выбирать иностранных партнеров и внешние рынки, на которых будет реализована их внешнеэкономическая деятельность; финансово-экономические условия и сроки исполнения внешнеторговых сделок, а также могут самостоятельно определять величину цены экспортируемого товара.
Помимо товаров, услуг и работ внешняя торговля осуществляется в отношении интеллектуальной собственности и информации. Торговля интеллектуальной собственностью подразумевает под собой передачу исключительных прав на пользование или владение объектом интеллектуальной собственности, а также предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности от одной страны к другой.
К внешней торговле информацией относится торговля товарами, в том случае, если информация является неотъемлемой частью этих товаров; передача информации, которая происходит при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности и те виды услуг, в которые входит передача информации.
Отличительной особенностью внешнеэкономической деятельности компаний, является то, что ввиду своей автономности, они беспрепятственно могут рассчитать собственные сырьевые, технологические и финансово-экономические возможности, чтобы обеспечить эффективное и стабильное производство экспортной продукции.
Какие стратегии существуют для выхода на внешний рынок? В современных реалиях их можно насчитать три: совместная предпринимательская деятельность, экспорт, прямое инвестирование.
Для получения более высоких прибылей будет необходимость в применении новых стратегий, что потребует принятия больших рисков и больших объемов обязательств.
Рассмотрим подробнее одну из основных стратегий выхода предприятий на внешний рынок – экспорт.
Что подразумевает под собой понятие экспорт? Прежде всего это - вывоз за границу услуг, товара и капитала на внешний рынок для их реализации с целью получения прибыли в иностранной валюте.
Экспорт является наименее рискованной стратегией для выхода на внешний рынок. Это требует минимальной корректировки планов внутренних продаж или минимального использования ресурсов. Экспорт возможен только при одном важном условии - страны, которые связанны друг с другом экспортно-импортными операциями и должны являются идентичными в плане национально-культурных, и законодательных аспектов.
Какие виды экспорта существуют? Выделают две разновидности: прямой и косвенный экспорт.
Под прямым экспортом понимают заключение прямых контрактов с зарубежными партнерами. В данном случае производитель осуществляет поиск партнеров, которые занимаются подготовкой документов, оформление и регистрации сертификатов.
Под косвенным экспортом понимают заключение контрактов с партнерами на внутреннем рынке, которые будут иметь собственную дистрибьюторскую сеть и отвечать за продажи на внешних рынках.
Экспортная деятельность заключается в том, что товары и услуги, которые производят на внутреннем рынке, продают на целевом международном рынке. При выборе компании экспортного способа выхода на новые рынки, прежде всего решается ряд важных вопросов в продвижении продукции: какие функции будет выполнять посредник, а какие производитель сохранит за собой. В зависимости от степени делегирования полномочий будет определяться уровень рисков и ответственности.
Также одним из способов выхода предприятия на внешний рынок является совместная предпринимательская деятельность. Данный метод заключается в том, что совместные усилия с коммерческими предприятиями стран-партнеров направляются на создание производственных и маркетинговых мощностей. Большое отличие от экспорта в том, что при совместной предпринимательской деятельности сформировывается партнерство, результатом которого является создание определенных мощностей.
Причины и преимущества при выборе данной стратегии:
для самостоятельного освоения зарубежного рынка у фирмы возникает нехватка собственных управленческих, финансовых, технологических и других ресурсов;
компании по экономическим соображениям выгоднее объединиться с иностранной фирмой для совместного производства продукции, продажа которой обеспечит компании высокую прибыль благодаря низкой стоимости используемых местных ресурсов
Недостатки:
возникающие противоречия между партнерами, которые могут быть связаны с различными взглядами на методы управления, осуществления маркетинговой деятельности, использование прибыли предприятия и основные стратегические направления инвестиций и т.д.;
появляется необходимость тесного партнерства при создании и финансировании совместного предприятия, которое может затруднить осуществление транснациональной корпорацией собственной, универсальной для всех стран производственной и маркетинговой политики.
Третья основная стратегия для выхода на внешний рынок – это прямые инвестиции. Они подходят для тех, чья компания будет более вовлечена в международную деятельность на рынке, которая будет заключаться в том, чтобы организовать там собственное предприятие.
Преимущества заключаются в следующем:
весь полученный доход от использования инвестиций принадлежит компании, и она получает возможность применять ее по своему усмотрению, например, в осуществлении долгосрочных и маркетинговых стратегий;
фирма может увеличивать свою прибыль по мере приобретения опыта работы на крупном зарубежном рынке благодаря использованию рабочей силы, местного дешевого сырья, экономии на транспортных расходах и др., а также проводя эффективные маркетинговые мероприятия и расширяя сбыт;
благодаря уплате налогов в бюджет другого государства, также создавая рабочие места, компания может обрести одобрительную репутация в лице населения и правительства страны, и, в связи с этим, использовать налоговые и другие льготы;
Главный недостаток в данном методе заключается в том, что растет риск пагубных изменений в политике страны и ухудшения экономической ситуации в стране-партнере.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации. Приняв решение выйти на внешний рынок, фирма должна выбрать наилучшую для данной ситуации стратегию, которая будет выгодна им. Выбор стратегии является актуальным и востребованным механизмом повышения эффективности деятельности компании в целом и получение более высокой прибыли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабурина О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / О.Н. Бабурина. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 343 с.
Иванов М.Л. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. / М.Л. Иванов, М.Д. Иванова. — М.: РИОР, Инфра-М, 2019. — 128 с.
Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //– М.: Ника-Центр, –2021.–№ 9.– С.35–38.
Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 541 с.
Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 376 с.
Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2
Ссылка для цитирования:
Лыпина К.А. СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 99 - 105. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5833 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*