'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  92 просмотров

Кузьмин Я.В.

  


НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе указаны пробелы в ныне действующем законодательстве, связанные с ответственностью высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, приведены позиции ученых, показывающие данные проблемы и предложены пути их решения   

Ключевые слова:
совершенствование законодательства, административная ответственность, высшее должностное лицо субъекта, предметы введения, субъекты Российской Федерации   


УДК 342.98

Кузьмин Я.В.

студент 2 курса очной формы магистратуры

Волго-Вятский институт (филиал) университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

(г. Киров, Россия)

 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО

ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в работе указаны пробелы в ныне действующем законодательстве, связанные с ответственностью высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, приведены позиции ученых, показывающие данные проблемы и предложены пути их решения.

 

Ключевые слова: совершенствование законодательства, административная ответственность, высшее должностное лицо субъекта, предметы введения, субъекты Российской Федерации.

 

Совершенствование законодательства об административной ответственности, в том числе об административной ответственности должностных лиц, невозможно без уяснения реалий российского государства: его федеративного устройства, объединяющего, в принципе, разно порядковые субъекты, а также без надлежащего разрешения проблем распределения полномочий между федерацией и ее субъектами [1, с. 55]

Действительно, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов во всех областях государственной, хозяйственной, социально-культурной жизни нашего общества является одной из наиболее сложных и актуальных проблем. Она возникает всегда, когда речь идет о реализации ст. 72 Конституции Российской Федерации, которая отнесла к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов [2, с.150]

Исходя из смысла и содержания Конституции Российской Федерации, регулирование административной ответственности возможно только путем принятия законодательного акта на федеральном уровне и на основе принимаемых в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, к ведению субъектов Федерации были отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушения правил, принятых в рамках предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, если они не урегулированы на федеральном уровне, а также правил, являющихся предметом регулирования со стороны субъекта Федерации вне пределов ведения Российской Федераций.

Надо отметить, что при принятии закона, устанавливающего административную ответственность, субъекты Российской Федерации должны были учитывать весь массив федерального законодательства по данному предмету. Так, например, из смысла ст. ст. 18, 56, пункта «в» ст. 72 Конституции Российской Федерации вытекает, что законы субъектов Российской Федерации не могут ограничивать объем прав и свобод человека и гражданина, поскольку нормы федеральной Конституции являются непосредственно действующими и определяют смысл и содержание любого законодательного акта. Поэтому законом субъекта Федерации не могут быть установлены более высокие санкции за административные проступки или ограничены права участников административного производства.

Помимо федерального законодательства круг вопросов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, может быть также определен нормативными актами самих субъектов, то есть в конституциях республик, уставах (или основных законах) областей, городов федерального значения.

Правотворческая практика указывает на то, что в основополагающих актах, определяющих статусы субъектов Российской Федерации, нет единого подхода к принципам распределения предметов ведения в сфере установления административной ответственности. Данное обстоятельство вызвало появление в специальной литературе различных точек зрения на решение данной проблемы [3, с. 5]

Я.Б. Гамзатов считает, что решение вопроса распределения полномочий заключается в определении «долей» Федерации и субъектов Российской Федерации, под которыми подразумеваются не только «доли» компетенции, но и категории проступков, перечни вопросов, которые должны быть урегулированы на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации [4, с. 58]

Для этого он предлагает сначала подготовить и издать Федеральный конституционный закон об исключительной компетенции органов законодательной власти Российской Федерации в части административно-правового регулирования борьбы с административными правонарушениями, а затем в рамках ст. 78 Конституции Российской Федерации, заключить соглашения между органами власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, которые, наряду с другими вопросами, дадут возможность выбрать оптимальный объем и содержание полномочий административно-правовому регулированию для всех субъектов Федерации [5, с. 62]

Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях должно устанавливать административную ответственность, во-первых, за нарушения федеральных законов и правил, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации, и, во-вторых, за правонарушения, имеющие повышенную общественную вредность, то есть за такие, которые посягают на здоровье, честь и достоинство личности, собственность, общественный порядок. Установление административной ответственности за прочие проступки следует отнести к компетенции субъектов Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ульянова В.Н. Указ. Раб. С. 169; Александров В.В. Некоторые проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного права России. – 2014. – С. 55.

Шишунова Е.В. Разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по установлению административной ответственности: сравнительный анализ положений КоАП РСФСР и КоАП РФ // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): СБ. статей: ИГиП РАН. – М., 2013. – С. 150.

Россинский Б.В. О разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности // Журнал российского права. – 2015. – № 7. – С. 5.

Гамзатов Я.Б. Законодательство об административных правонарушениях в РФ. Проблемы и перспективы: Дис… канд. юрид. Наук. – М., 2012. – С. 58.

Гамзатов Я.Б. Законодательство об административных правонарушениях в РФ. Проблемы и перспективы: Дис… канд. юрид. Наук. – М., 2012. – С. 62.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кузьмин Я.В. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 143 - 146. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5840 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5840



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.