'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 30

Просмотры  111 просмотров

Чудинова С.В., Чорновол Е.П.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается своеобразие муниципального унитарного предприятия в качестве субъекта гражданского права и характеризуется его правовой статус   

Ключевые слова:
субъекты гражданского права, унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, учреждение муниципального унитарного предприятия, правовой статус муниципального унитарного предприятия   


УДК 347

Чудинова С.В.

магистрант Уральского института управления – филиала РАНХиГС

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Чорновол Е.П.

доцент кафедры гражданского права и процесса Уральского института

управления-филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент,

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

Аннотация: в статье рассматривается своеобразие муниципального унитарного предприятия в качестве субъекта гражданского права и характеризуется его правовой статус.

 

Ключевые слова: субъекты гражданского права, унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, учреждение муниципального унитарного предприятия, правовой статус муниципального унитарного предприятия.


 В условиях рыночной экономики, наряду с хозяйственными товариществами и обществами, субъектами предпринимательской деятельности в России являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым, как верно отмечает Д.В. Чунаев, принадлежит значимое место в организационно-правовой структуре предпринимательства [1, с. 43].

Обращаясь к характеристике муниципального унитарного предприятия как субъекта права, следует отметить, что это ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция, не на­де­лен­ная пра­вом соб­ст­вен­но­сти на за­кре­п­лен­ное за ней соб­ст­вен­ни­ком иму­ще­ст­во. Иму­ще­ст­во муниципального унитарного предприятия принадлежит соответствующему муниципальному образованию и является не­де­ли­мым и не мо­жет быть рас­пре­де­ле­но по вкла­дам (до­лям, па­ям), в т. ч. ме­ж­ду ра­бот­ни­ка­ми пред­при­ятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 2 Фе­де­раль­ного за­ко­на от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных уни­тар­ных пред­при­яти­ях» [2] (далее – Закон об унитарных предприятиях).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления,

- федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

При этом в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 113 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие.

Учредителем муниципальных унитарных предприятий выступают муниципальные образования (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях). Следует, однако иметь ввиду то, что данные предприятия могут создаваться в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством России. Поскольку во исполнение программы реформирования деятельности унитарных предприятий [3, с. 6] Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» [4] установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до 8 января 2020 г. и осуществляют деятельность на товарных рынках в России, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [5] (далее – Закон о защите конкуренции), подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, постольку с 1 января 2020 года п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях и п. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции определен закрытый перечень случаев создания унитарных предприятий. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в России, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений России, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии России, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти России;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории России;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Нецелесообразность деятельности унитарных предприятий обусловлена исключением возможности их функционирования на конкурентных товарных рынках, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, за исключение установленных законом случаев (п. 2 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции).

Исходя из предписаний главы 3 (ст. 14-18.1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [ 6], в которой определены вопросы местного значения муниципальных образований, в частности, городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения, можно констатировать, что случаи создания муниципальных унитарных предприятий существенно ограничены. Очевидно, такие предприятия могут создаваться для осуществления деятельности в сферах естественных монополий, например организаций водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку «предпринимательская деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, как верно отмечает И. В. Беренштейн, в условиях естественной локальной монополии…» [7, с. 10], в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, например, для развития народных художественных промысел, как деятельности по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемой на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда (холуйская миниатюра, хохлома, мценское кружево и т.п.) [8, с. 10] и для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ 16.11.2021 № 1946 [9].

В отношении создания муниципальных унитарных предприятий действует распорядительно-регистрационный способ и включает в себя несколько этапов:

принятие решения об учреждении предприятия;

разработку и утверждение учредительного документа, формирование уставного фонда и заключение трудового договора с руководителем предприятия;

государственную регистрацию муниципального унитарного предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие создается от имени муниципального образования на основании решения уполномоченного на то органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения (п. 1 ст. 114 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях).

Порядок принятия решения об учреждении муниципального унитарного предприятия, как правило, регламентируется решениями представительного органа муниципального образования. В качестве такового в муниципальном образовании Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области является Порядок принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений на территории Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденный решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 29.12.2017 № 42 [10], а в муниципальном образовании «город Екатеринбург» - Положение «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий города Екатеринбурга» (далее – Положение N 11/19) , утвержденное решением Екатеринбургской городской Дума от 14.02.2006 N 11/19 ( в ред. от 28.03.2017 N 8/62) [11].

В силу п. 3 Положение N 11/19 права учредителя от имени муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляет Администрация города Екатеринбурга в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом (далее - Департамент).

Предложения о создании предприятия, которые могут исходить от Екатеринбургской городской Думы, Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы, главы Администрации города Екатеринбурга, Департамента, заместителей главы Администрации города Екатеринбурга, Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга, глав администраций районов, представляются в Департамент вместе с обоснованием необходимости создания предприятия (цели создания, основные виды деятельности предприятия), проектом устава предприятия, сведениями о предполагаемых источниках формирования уставного фонда предприятия. Вместе с указанными документами в Департамент представляется согласованное с Департаментом экономики Администрации города Екатеринбурга социально-экономическое обоснование необходимости создания предприятия, включающее в себя в том числе:

затраты на создание предприятия;

объемы производства продукции (работ, услуг);

затраты на производство продукции (работ, услуг);

размер ожидаемой прибыли;

информацию об имущественной базе (о составе и стоимости имущества создаваемого предприятия, месте его нахождения);

информацию о примерном штатном расписании, предложения об источниках формирования уставного капитала;

информацию об источниках финансирования деятельности предприятия.

Предложения Екатеринбургской городской Думы, Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы о создании Предприятия направляются главе Администрации города Екатеринбурга, который поручает должностным лицам Администрации города Екатеринбурга подготовить перечисленные выше документы (п. 4 Положение N 11/19).

Решение о создании Предприятия оформляется постановлением Администрации города Екатеринбурга, которое должно содержать: цель и предмет деятельности предприятия; размер и источник формирования уставного фонда предприятия; поручение Департаменту о совершении действий по заключению трудового договора с руководителем предприятия после государственной регистрации предприятия; поручение отраслевому (функциональному) органу Администрации города Екатеринбурга по осуществлению контроля за уставной деятельностью создаваемого предприятия. (п. 5, 6 Положения N 11/19).

Во исполнение указанного постановления Администрации города Екатеринбурга начальник Департамента по управлению муниципальным имуществом издает распоряжение, в котором должны быть перечислены мероприятия, необходимые для государственной регистрации предприятия, в том числе по закреплению имущества за предприятием. Учредительным документом предприятия является его Устав, утверждаемый начальником Департамента по управлению муниципальным имуществом (п. 7-8 Положения N 11/19).

Устав муниципального унитарного предприятия согласно п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Так же устав муниципального унитарного предприятия должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования и направлениях использования прибыли.

Определенные уставом цели и предмет деятельности напрямую связаны с вопросами местного значения, для решения которых создается муниципальное унитарное предприятие. Поэтому состав имущества муниципального унитарного предприятия определяется профилем его деятельности и формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления муниципальным образованием и иных не противоречащих законодательству источников. При этом согласно положениям ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом муниципального унитарного предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия, он может быть сформирован за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия определяется в рублях и не может составлять менее чем сто тысяч рублей. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Заключительным этапом создания муниципального унитарного предприятия является его государственная регистрация в уполномоченном государственном органе (ФНС России) в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации муниципального унитарного предприятия при его создании в налоговый орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

решение о создании;

акт передачи имущества;

4) учредительный документ – устав;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация муниципального унитарного предприятия осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 12, 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12]. Муниципальное унитарное предприятие считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр с момента его государственной регистрации.

Отдельные муниципальные образования ведут учет сведений о предприятии в реестре муниципального имущества. Так, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" «Предприятие в двухнедельный срок со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц обязано представить в Департамент документы, предусмотренные правовым актом Администрации города Екатеринбурга, необходимые для учета сведений о предприятии в реестре муниципального имущества муниципального образования "город Екатеринбург", а также копии следующих документов: устава; свидетельства о государственной регистрации предприятия в качестве юридического лица; свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; информационного письма уполномоченного органа государственной статистики об учете предприятия в Едином государственном регистре предприятий и организаций. Сведения о созданном в установленном порядке предприятии вносятся Департаментом в реестр муниципального имущества муниципального образования "город Екатеринбург" (п. 10, 11 Положения N 11/19).

 Муниципальное унитарное предприятие обладает специальной правосубъектностью, состоящей из право- и дееспособности, которая возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Сообразно этому оно может иметь только такие гражданские права, которые соответствую предмету и целям его деятельности, подлежащие обязательному определению в уставе этого предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Под предметом деятельности предприятия принято понимать ту сферу общественных отношений, на которую эта деятельность направлена, а цели деятельности определяют ее общественно полезный результат [13, с. 28]. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Следовательно, оно не обладает в полной мере свободой своей воли и своим интересом в приобретении и осуществлении гражданскими правами в том числе на основании договора (ст. 1 ГКРФ).

Как вещные, так и обязательственные права и предпринимательская деятельность в особенности казенного муниципального предприятия подвергнуты значительны нормативно-правовым ограничениям.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, закрепленным муниципальным образованием за предприятием, относятся к ограниченным вещным правам. Сообразно этому в силу абз. 1 ст. п. 2 ст. 295 ГК РФ и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях оно может самостоятельно распоряжаться лишь движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, причем с учетом установленных случаев настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Кроме того, муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные муниципальное предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Оно вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Причем только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Вместе с тем муниципальное образование как собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. При этом казенные предприятия самостоятельно реализуют производимую ими продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 296 ГК РФ, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).

Нельзя не обратить внимание и на то, что в состав имущества, закрепляемого муниципальным образованием за муниципальным предприятием, как обоснованно, вопреки утверждению отдельных юристов, считает С.М. Татанов, не могут входить земельные участки [14, с. 227]. Согласно п. 6 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях такие предприятия могут являться лишь арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых с согласия собственника имущества такого предприятия может сдавать указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Между тем казенное муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вообще лишено в отношении него распорядительных правомочий (п. 3 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).

Ограничения самостоятельности муниципальных унитарных предприятий в распоряжении закрепленным за ним имуществом муниципального образования отражают баланс интересов публичного собственника имущества и интересов предприятия как субъекта предпринимательской деятельности. Но вместе с этим предпринимательская деятельность муниципальных унитарных предприятий вообще и казенных в частности как осознанная, инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность по присвоению материальных благ окружающего мира с целью их последующего отчуждения посредством использования, продажи, выполнения работ или оказания услуг на рынке в качестве товара, направленная на систематическое получение прибыли с учетом их регистрации в качестве унитарного коммерческого юридического лица [15, с. 275] существенным образом отличается от предпринимательства, материально-финансовой основой которого выступает частная собственность [16, с. 20]. Муниципальные унитарные предприятия не могут свободно распоряжаться прибылью, полученной от уставной деятельности. При этом изменения, внесенные в законодательство о государственных и муниципальных унитарных предприятиях в последние несколько лет, как обоснованно отмечают Д. Н. Бандуров и Д. А. Мотузко, демонстрируют отчетливую тенденцию к ограничению самостоятельности предприятий в этом вопросе [17, с. 59].

Как известно юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению). Согласно ст. 53 ГК РФ и ст. 21 Закона об унитарных предприятиях реализация правосубъектности муниципального унитарного предприятия осуществляется его единоличным руководящим органом, в качестве которого выступает полномочное должностное лицо, назначаемое собственником имущества предприятия (директор, генеральный директор). Указанное руководство осуществляется в двух сферах: а) во внутренней и б) внешней (по отношению к деятельности данного предприятия). Порядок назначения руководителя на должность, изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.

Руководитель муниципального унитарного предприятия действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В отношении руководителей муниципальных унитарных предприятий действуют установленные законодательством ограничения. Согласно положениям ст. 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ и ст. 25 Закона об унитарных предприятиях руководитель муниципального унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Поэтому собственник имущества предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных муниципальному унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Чунаев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2016. № 5. С. 42–48.

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2022. N 1 (ч. 1). Ст. 5.

Золотько Т.А. Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий // Имущественные отношения в РФ. 2017. № 6 (189). С. 6-16.

О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. N 52 (ч. 1). Ст. 7803.

О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2022. N 14. Ст. 2195.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2022. N 1 (ч. 1). Ст. 61.

Беренштейн И. В. Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Специальность 12.00.03. М., 2006. 26 с.

Рапопорт М.В. Совершенствование программно-целевого управления развитием народных художественных промыслов в регионах России: дис. …канд. эконом. наук. Специальность 08.00.05. М., 2016. 225 с.

Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР: Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 47. Ст. 7853.

Порядок принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений на территории Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденный решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 29.12.2017 № 42 // URL: Kozin.smol-ray.ru

Положение «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий города Екатеринбурга», утвержденное решением Екатеринбургской городской Дума от 14.02.2006 N 11/19 ( в ред. от 28.03.2017 N 8/62) // URL: www.egd.ru

 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2022. N 13. Ст. 1961.

Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). 2-е изд. М., 2011. 280 с.

Татанов С.М. Отдельные аспекты реализации права унитарных предприятий на земельные участки // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 1. С. 226-231.

Чорновол Е.П., Бородина И.Н. Социально-экономическая сущность и правовые формы предпринимательской деятельности // Российский конституционализм: история, настоящее и будущее (к 100-летию первой российской Конституции (1918 г.) и 25-й годовщине принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.)). Материалы III Всероссийской научно-практическая конференции с международным участием, посвященная Дню юриста (г. Курган, 4 декабря 2018 года) / отв. ред. Е.П. Чорновол, И.Н. Бородина. Курган : Изд-во Курганского гос.ун-та, 2020. С. 216-283.

Чорновол Е.П., Головизнин А.В. Классификация предпринимательской деятельности на формы и виды // Вестник арбитражной практики. 2015. № 6. С. 20-29.

Бандуров Д. Н., Мотузко Д. А. Проблемы правового регулирования распоряжения имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными унитарными предприятиями // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 9. С. 59-67.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чудинова С.В., Чорновол Е.П. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 183 - 199. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5847 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5847



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.