'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 31

Просмотры  94 просмотров

Баглышева З.В., Кострома Т.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены причины использования политических стереотипов в политической рекламе. Описаны характеристики политических стереотипов и их роль в сознании человека. Даны примеры использования стереотипов в контексте политической рекламы   

Ключевые слова:
политические стереотипы, политическая реклама, политическое сознание, манипуляция сознанием   


УДК 32.019.51

Баглышева З.В.

студентка 3 курса кафедры социологии и политологии

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Кострома Т.А.

студент 3 курса кафедры социологии и политологии

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

 

Аннотация: в статье рассмотрены причины использования политических стереотипов в политической рекламе. Описаны характеристики политических стереотипов и их роль в сознании человека. Даны примеры использования стереотипов в контексте политической рекламы.

 

Ключевые слова: политические стереотипы, политическая реклама, политическое сознание, манипуляция сознанием.

 

Современная политическая реклама представляет собой сложный технологический комплекс. В инструментарии политической рекламы можно найти как базовые маркетинговые технологии, так и сложные, во многом психологические методы, во многом связанные с существующей в государстве политической культурой и системой ценностей.

Так, важной составляющей политической рекламы как вида политической коммуникации является политический стереотип. Для корректного понимания данного тезиса следует определить, что есть политический стереотип и какую роль он играет для психики человека в его деятельности.

Стереотипы - неотъемлемая часть психики человека. Являясь продуктом длительного эволюционного процесса, они выступает в качестве важного механизма человеческой психики, помогающего быстро, комфортно и относительно качественно приниматься решения в достаточно большом спектре сложных вопросов. Каждый отдельный индивид не может быть одинаково компетентен во всех сферах деятельности и для того, чтобы принимать необходимые решения и выстраивать своё поведение он вынужден иногда опираться на сформированные у него упрощенные образы объекта - стереотипа [1, с. 3]. Безусловно, без стереотипов не может существовать и такая сложная сфера деятельности как политика. В ней формируется отдельный вид - политические стереотипы. По общему определению, которое используется в исследовательских работах политические стереотип - стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально-окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты.

Политический стереотип выполняет ряд важнейших для человеческой деятельности функции. Прежде всего стереотип исключительно экономен для познавательной деятельности человека и позволяет упрощать окружающую действительность, умещая её в набор эмоционально окрашенных образов. Также стереотип позволяет быстро подобрать релевантную модель поведения в критической ситуации. С помощью стереотипизации человек может выстроить наиболее полную картину мира, избегая пробелов, способных вызвать диссонанс и тревогу. Однако стереотипы сильно влияют на восприятие мира, излишне сильно упрощая действительность. Следование стереотипам в сложных ситуациях, требующих объективного и глубокого анализа может привести к получению неадекватных результатов.

Некоторые исследователи отмечают исключительную ценность политических стереотипов как средства манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике [2, c. 153]. При учёте возможности их активного конструирования и распространения в средствах массовой информации, стереотипы могут превратиться в стандартные единообразные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, в шаблоны мышления по отношению к ним. С. Кара-Мурза отмечает, что зная действующие политические стереотипы различных социальных групп можно достаточно легко заставить их действовать определенным образом, используя очень краткосрочное воздействие сигналами [3, с. 335].

Именно такая важная характеристика политических стереотипов (как в целом и всех стереотипов) как иррациональность и возможность использования для манипулирования делает политические стереотип одним из инструментов политической рекламы. Более того, отдельные исследователи отмечают, что политические стереотипы зачастую выступают в качестве основы для политической рекламы как формы коммуникации по той причине, что сложность политической деятельности позволяет действовать с опорой на знания и проверенную информацию лишь очень ограниченному кругу лиц, профессионалам, остальная же масса людей, составляющая абсолютное большинство вынуждена действовать с большой опорой на свой багаж мифов и стереотипов, с помощью которого они объясняют окружающий мир. А политическая реклама, изначально направленная на большие группы людей для достижения эффективности обречена использовать в своем содержании стереотип, пускай даже в качестве намека или “между строк”.

Так, в качестве примера, можно рассмотреть включение политического стереотипа о “добром царе” в политическую рекламу для выборов на любом уровне. Данный стереотип является традиционным для российской реальности, а потому хорошо усваивается психикой масс и позволяет эффективно на неё воздействовать [4]. Также можно отметить влияние стереотипа, выделенного Волковой А.Н., на политическую рекламу. С помощью данного стереотипа создается образ внутреннего врага, который и используется в рекламе для привлечения электората на свою сторону.

Таким образом, стереотипы, являясь важным механизмом психики человека, могут использоваться как фундамент для политической рекламы разного вида. Характеристики политического стереотипа определяют его эффективность как инструмента манипулирования. Поэтому использование понятных и характерных для масс стереотипов позволяют политической рекламе эффективно донести свой посыл до получателя и изменить его отношение к определенному объекту.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Берулава Г.А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности личности [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-psihicheskoy-aktivnosti-lichnosti (дата обращения: 03.06.2022).

Боков М.Б. Нужен ли России царь? [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-rossii-tsar (дата обращения: 06.06.2022).

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием // Эксмо: Алгоритм. 2010. С. 864.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии // Деловая Книга. 2001. С. 356.

 

Baglysheva Z.V.

3rd year student of the Department of Sociology and Political Science

Volgograd State University

(Volgograd, Russia)

 

Kostroma T.A.

3rd year student of the Department of Sociology and Political Science

Volgograd State University

(Volgograd, Russia)

 

THE USE OF POLITICAL STEREOTYPES

IN POLITICAL ADVERTISING

 

Abstract: the article discusses the reasons for the use of political stereotypes in political advertising. The characteristics of political stereotypes and their role in human consciousness are described. Examples of the use of stereotypes in the context of political advertising are given.

 

Keywords: political stereotypes, political advertising, political consciousness, manipulation of consciousness.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баглышева З.В., Кострома Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 200 - 204. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5848 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5848



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.