'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  172 просмотров

Григорян Д.А., Татулян В.А., Ничойишакийе Жан Поль

  


ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ *

  


Аннотация:
индийская цивилизация - одна из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, оказавшая значительное влияние на всю мировую культуру   

Ключевые слова:
философия Древней Индии, веды: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады, варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, ортодоксальные школы: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Йога и Вайшешика, неортодоксальные школы: Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм, брахманизм   


УДК 113/119

Григорян Д.А.

студент

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т.Трубилина

(г.Краснодар, Россия)

 

Татулян В.А.

студент

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

Ничойишакийе Жан Поль

студент

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

Аннотация: индийская цивилизация - одна из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, оказавшая значительное влияние на всю мировую культуру.

 

Ключевые слова: философия Древней Индии, веды: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады, варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, ортодоксальные школы: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Йога и Вайшешика, неортодоксальные школы: Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм, брахманизм.

 

Приблизительно, в шестом веке до нашей эры появилась обособленная наука – философия, по загадочным обстоятельствам, единовременно возникшая в разных и противоположных местах континента – Античной Греции, Индии и Древнем Китае. С тех пор происходит развитие нирв человека, путем иного объяснения мифологических понятий о культурах. Данный период развития философских учений формирует новейшую историю и другую интерпретацию мифологии, переосмысление былых установок ценностей и мыслей [1,2].

Философия в Индии положила начало появлению философских Индийских познаний, возникших до нашей эры в середине 1-ого тысячелетия. Первоначальные «шаги» человека в попытке осмыслить себя, окружающий мир и космическое пространство, живую и неживую природу бытия, привели к прогрессу в развитии ума человека, осознанности и разума, способствовали эволюции и разграничению с природой.

Справедливо будет заметить, что вся мировая философия опирается на философию Древней Индии. Из индийской философии сохранились сокровища, записанные на санскрите: «Веды», т.е. знание. В сборник вошли различные заклинания, обряды, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, попытки истолковать окружающий мир человека с точки зрения философии. Даны первые представления людей об нравственности и моральных качествах [3,4].

«Веды» включают 4 части:

- Самхиты - гимны, самая древняя из всех частей.

- Брахманы - ритуальные тексты, на которых основана религия или философия Брахманизма, главная до возникновения Буддизма.

- Араньяки (лесные книги) - рекомендации и правила жизни людей с отшельническим образом жизни.

- Упанишады - сидение у ног учителя и получение сокровенного, тайного знания - философская часть «Вед».

«Веды» в основе всех школ философии Древней Индии, поэтому общество разделилось на четыре варны или касты - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна - это статус определенной группы людей в обществе, цвет. Принадлежность к определенной касте определяется сразу при рождении. У каждой касты определенный вид деятельности [5,6].

Из развития истории видно, что общество разделено также по философии «Вед». Так появляется ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии и школы этих направлений, поддерживающие или опровергающие «Вед». Подобное разделение повлияло на развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное развитие человека, возникновение новых знаний.

Целесообразно рассмотреть отличия названных школ разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика - неист) опираются на философию «Вед»: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Йога и Вайшешика. Сторонники этих школ верят в жизнь после смерти. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем [7,8].

Веданта или завершение вед делится на направления «адванта» и «вишишты- адванта». Суть адванты – есть только бог, все остальное - иллюзия. Суть вишишты-адванты - три реальности, составляющие мир - бог, душа и материя.

- Санхья - это школа, обучающая признавать материальное и духовное начала. Материальные ценности постоянно развиваются, духовное начало - вечно. Материальное уходит со смертью человека, духовное продолжает жить.

- Ньяя - школа, высший духовный наставник ее бог Ишвара. В основе данной школы - законы логики. Объекты внешнего мира, существуют независимо от познания.

- Миманса – школа, основанная на принципах логики, разумного объяснения, признает духовное и материальное существование.

- Вайшешика - эта школа, основанная на принципах: все окружающие человека, к и он сам, состоят из неделимых частиц. И все это существует вечно и управляется богом.

- Йога - это самое популярное направление из всех школ, актуальное по сегодняшний день. Данная школа основана на бесстрастии, созерцании и отрешенности от материального. Йога осуществляется с помощью медитации. Это не просто методики и практики, это образ жизни, связанный также с глубокими философскими и нравственными понятиями, с ведической культурой и реинкарнацией.

Неортодоксальные школы (настика - атеист) не основаны на древних «Ведах». Это: Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы этой школы - атеисты, однако джайская и буддийская школа исповедуют астику, веря в существование жизни после смерти.

- Буддизм – это официальная религия. Основатель – Сиддхартха или Будда, т.е. просветленный. Философское понимание школы - просветление, достижение нирваны, то есть состояния полного покоя и невозмутимости.

- Чарвака (Локаята) - школа мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в разном сочетании. После смерти, элементы распадаются и соединяются со своими собратьями в природе. По мнению данной школы, существует только материальный мир.

- Джайнизм – это вера в Таттва (истину, реальную природу вещей). Это аскетическая религия, рассматривает образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей. Основатель школы - Джин, живший в IVв до н.э. Душа вечна.

По истечении времени ведическая философия совершенствовалась, изменялась. Новые формы религиозной философии поддерживали, как и прежде брахманы. Главный бог, по их мнению - Праджапати - Хозяин существ и Владыка порождений. Философия разделила мир на две части: мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии [3,5,7].

Важно заметить, что общество постоянно развивается, вместе с тем и переосмысливаются философские течения, заложенные много веков назад. Позже они легли в сущность новых религий: какиндуизм (брахманизм в сочетании с ведической философией и местными религиями) и буддизм.

Таким образом, актуальность выбранной        темы подтверждает тот факт, что философия древней Индии популярна и в современном мире. Буддизм, появившись из философской школы стал одной из трех мировых религий в странах востока и Юго-Восточной, и Центральной Азии. Йога – популярнейшее направление, комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Культура, философия Индии - богатейшая. Она - предыстория философии. Стремление человека к познанию, способствующее развитию и прогрессу общества, также заимствовано из древних философских трактатов.

Основные положения философии Древней Индии:

совершенствование внутреннего мира человека,

желание предостеречь от ошибок, ведущих к страданиям,

искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной,

восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков,

неведение - источник всех человеческих страданий, а знание – обязательное условие спасения каждого,

постижение знаний длительным сознательным погружением,

подчинение слабостей и страстей разуму - единственному пути к спасению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 608. 

Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц, Институт философии РАН. - М.: Восточная литература, 2009. - 950 с. -ISBN 978-5-98426-073/

Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. - М., 2008. - 255 с.

Мамедова Л.М. Смысл жизни как философская проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(42). URL: https://sibac.info/archive/social/6(42).pdf (дата обращения: 22.12.2019).

Плотников В.В. Надындивидуальный субъект, как категория социально-гуманитарного познания // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2018. С. 159-161.

Плотников В.В. Прогнозирование социальных процессов как предмет междисциплинарного исследования и индифферентность ко времени, как методологическое требование рационального познания // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2017. С. 119-125.

Плотников В.В., Исакова Н.В., Ембулаева Л.С. Перспективы объединения проблемы времени и проблемы языка при определении онтологического содержания категории «процесс» // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7. № 2A. С. 114-122

Мамась Н.Н. Вклад Ивана Тимофеевича Трубилина в развитие экологии / Н.Н. Мамась // В сборнике: Вестник Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Краснодарское региональное отделение всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", ИП Платонов Игорь. Краснодар, 2017. С. 259-263.

 

Grigoryan D.A.

student

Kuban State Agrarian University

named after I.T.Trubilin

(Krasnodar, Russia)

 

Tatulyan V.A.

student

Kuban State Agrarian University

named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

 

Nichoyishakiye Jean Paul

student

Kuban State Agrarian University

named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

 

PHILOSOPHY OF ANCIENT INDIA

 

Abstract: Indian civilization is one of the most ancient on the globe. It originated on the Hindustan peninsula almost 6 millennia ago. In an attempt to comprehend themselves, the world around them and their place in it, ancient Indian philosophers began to take the first steps in the development of worldview teachings. This is how the philosophy of Ancient India was born, which had a significant impact on the entire world culture.

 

Keywords: philosophy of Ancient India, Vedas: Samhitas, Brahmins, Aranyakas, Upanishads, Varnas: Brahmins, Kshatriyas, Vaishyas and sudras, orthodox schools: Vedanta, Sanhya, Nyaya, Mimansa, Yoga and Vaisheshika, heterodox schools: Buddhism, Charvaka-Lokayata, Vedas-Jainism, Brahmanism.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Григорян Д.А., Татулян В.А., Ничойишакийе Жан Поль ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 210 - 216. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5850 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5850



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.