'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 46

Просмотры  235 просмотров

Тачилина А.С.

  


ОБЗОР ТРЕНАЖЕРНО-ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА *

  


Аннотация:
в данной статья представлен обзор отечественных и зарубежных тренажерно-игровых комплексов, и тренажерных устройств для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата   

Ключевые слова:
дети с нарушениями ОДА, игровые тренажерные устройства, физическая реабилитация   


УДК 1

Тачилина А.С.

студентка

Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

 

ОБЗОР ТРЕНАЖЕРНО-ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

И ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

Аннотация: в данной статья представлен обзор отечественных и зарубежных тренажерно-игровых комплексов, и тренажерных устройств для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Ключевые слова: дети с нарушениями ОДА, игровые тренажерные устройства, физическая реабилитация.

 

В России, как и во всем мире, отмечается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными является ухудшение экологической обстановки, учащение травматизма и т.п. [3] При всем разнообразии врожденных или рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата ведущим является собственно двигательный дефект.[1]

Физическая реабилитация детей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата является составной частью комплексного восстановительного лечения и реабилитации.

Основными задачами физической реабилитации детей – инвалидов и инвалидов с детства является улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей, формирование и совершенствование различных двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и др.), воспитание в движениях таких качеств как скорость, ловкость, выносливость, с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. [2]

По мнению многих авторов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата происходит снижение моторных функций верхних и нижних конечностей. Поэтому в основе комплекса упражнений, должны лежать продолжительные динамические усилия, оказывающие благоприятное воздействие на организм инвалидов [1].

Для большего интереса и вовлечения ребенка в занятие используется игровой метод. Для реализации игрового метода используются различные подвижные игры, упражнения в игровой форме, а так же использование тренажерно-игровых комплексов и тренажерных устройств.

Интерактивные тренажерно-игровые комплексы и тренажеры – это новые коррекционные и методические подходы, новый образ методического мышления в реабилитации детей-инвалидов.

В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом планах.

Цель исследования. Анализ наиболее часто употребляемых тренажерно-игровых комплексов и тренажерных устройств для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их преимуществ и недостатков.

Использование реабилитационных тренажеров позволяет избирательно воздействовать на отдельные мышцы, нагружая одни, и разгружая другие, формируя правильные поступательные движения конечностей, естественные для двигательных рефлексов человека, чем и достигается поставленная цель физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Использование игр для клинической реабилитации в последнее время резко возросло из-за наличия на рынке недорогого оборудования. Еще одной причиной растущего использования этого вида лечения является повышенная привлекательность интерактивных сред в дополнение к вызовам, создаваемым игрой в погоне за завоеваниями / наградами (положительным подкреплением) после завершения конкретной задачи. Виртуальные системы с клиническими целями играют важную роль в здравоохранении: ими легко манипулировать как специалистам, так и пациентам, выступая в качестве мотивационного источника для продолжения лечения, которое менее агрессивно и утомительно, чем традиционные методы лечения.

Существует достаточно много тренажерно-игровый комплексов и тренажерных устройств – Armeo, Amadeo, Revimotion, Senso rehab, Cmill, Аппаратно-программный комплекс «Стабиломер».

Тренажерный аппарат ArmeoPower

Armeo Power, реабилитационный экзоскелет, позволяющий на ранней стадии лечить двигательные нарушения, обеспечивает интеллектуальную поддержку рук в большом трехмерном рабочем пространстве, позволяя пациентам выполнять интенсивные, повторяющиеся и целенаправленные упражнения.

ArmeoPower использует датчики и интеллектуальные алгоритмы для распознавания, когда пациент не в состоянии выполнить движение, и помогает руке пациента столько, сколько необходимо для успешного достижения цели упражнения.

Обширная библиотека игровых упражнений с дополненной обратной связью была разработана для тренировки основных моделей движения, которые обычно используются в повседневной жизни.

Тренажерный аппарат Амадео

Amadeo (Амадео) — это современный роботизированный реабилитационный комплекс, используемый в нейрореабилитации и травматологии.

Он показан для пациентов с нарушениями мелкой моторики дистальных отделов верхних конечностей. Данный аппарат является единственным механизированным устройством для восстановления активных движений в пальцах, включая большой, причем позволяет работать одновременно всеми пальцами, последовательно или отдельно каждым пальцем.

В зависимости от возможностей пациента и показаний, возможен как активный, так и пассивный режим работы. Аппарат позволяет производить объективную оценку изометрической силы, объема движений, наличия спазмов, настраивается с учетом индивидуальных особенностей, позволяет оценивать прогресс проводимого лечения.

Вся полученная информация, сохраненная в базе данных, позволяет создать полную документацию, графический анализ, комплексно отражающий лечебный процесс.

Программное обеспечение тренажера Amadeo включает игровые задания, направленные на достижение цели, позволяющие дольше удерживать внимание и повышать мотивацию пациента.

Мультисенсорный тренажер активной реабилитации Revimotion

ReviMotion – тренажер активной двигательной реабилитации и абилитации лиц по восстановлению опорно-двигательного аппарата. В тренажере применяется оптическая система отслеживания движений реабилитируемого и биологическая обратная связь с аудиальными и визуальными эффектами и возможностью решения когнитивных задач. Процесс реабилитации происходит во время выполнения комплексов упражнений ЛФК в игровой форме.

АПК «Ревимоушен» представляет собой комплекс аппаратных программных продуктов, ориентированных на цели социальной и медицинской реабилитации и абилитации реабилитантов с двигательными нарушениями.

Принцип действия АПК основан на системе биологической обратной связи.

АПК «Ревимоушен» предназначен для улучшения двигательной активности, координации движений верхних и нижних конечностей, навыков бытовой деятельности и самообслуживания у реабилитантов с ДЦП.

Цель реабилитации на АПК «Ревимоушен» направлена на восстановление, расширение репертуара движений верхних и нижних конечностей у детей-инвалидов вследствие ДЦП в возрастной категории от 3 до 14 лет.

Основные реабилитационные задачи, решаемые с помощью «Ревимоушен»:

1 Формирование произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

2 Коррекция координаторных нарушений (статического динамического равновесия).

3 Тренировка мышечно-суставного чувства.

4 Профилактика и коррекция контрактур.

5 Активизация познавательной деятельности.

6 Коррекция оптико-пространственных нарушений [6]

Аппаратно-программный комплекс "Стабиломер"

"Стабиломер" - это программа с двигательными играми и упражнениями для стабилоплатформ.

Стабилоплатформы используют для проведения двигательных игр, коррекционных занятий с «неговорящими» детьми, реабилитационных упражнений с детьми с ОВЗ, упражнений на концентрацию и внимание с детьми с ОВЗ и для других целей.

Стоя на стабилоплатформе, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Стабилоплатформа регистрирует изменения позы и отображает изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж. Это помогает ему корректировать свои действия.

Стабилоплатформа основана на технологии биообратной связи (БОС) по опорной реакции. Это значит, что платформа отмечает, где находится центр тяжести человека, который на ней стоит. Когда человек качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается, и платформа это регистрирует [4]

Реабилитационная перчатка с БОС SensoRehab

Беспроводная реабилитационная перчатка с биологической обратной связью позволяет проводить реабилитацию пациента в игровой форме, получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, и адаптировать программу реабилитации в соответствии с реальными возможностями взрослого или ребенка, подобрав комплекс интерактивных упражнений для восстановления мелкой моторики и координации движений кисти/

Современные клинико-лабораторные исследования, тесты и практическое применение показали высокую эффективность беспроводного БОС тренажера в комплексном лечении, реабилитации и абилитации пациентов со следующими нарушениями:

Нарушения опорно-двигательного аппарата (мелкая моторика или манипуляционные функции кисти и пальцев):

Последствия заболеваний центральной и периферической нервных систем (ДЦП, полиомиелит и последствия инфекционных заболеваний, черепно-мозговые и спинальные травмы, инсульты и т.д.)

Последствия травм верхних конечностей, повреждения сосудисто-нервного пучка костей, суставов, мягких тканей, сухожилий.

Врожденные и приобретенные ортопедические заболевания опорно-двигательного аппарата (патология кисти);

Для оздоровления взрослых и детей (АФК, ЛФК, дефектология).

Программное обеспечение обеспечивает возможность проведения тестов и тренингов с БОС [7]

Сенсорные беговые дорожки C-MILL

Реабилитационный комплекс Motek C-Mill – инновационная сенсорная беговая дорожка для оценки и коррекции нарушений ходьбы, равновесия, координации движений. Это мощный мотивирующий инструмент для эффективной функциональной двигательной терапии и восстановления ходьбы с учетом принципов моторного обучения и объективной углубленной оценки.

Система C-Mill со встроенными силовыми платформами, адаптивной системой проекции на полотно дорожки моделирует повседневные ситуации с помощью расширенной виртуальной реальности в безопасной и комфортной среде с целью адаптации человека к социальной и бытовой активности. Она также включает когнитивную тренировку с использованием визуальных и акустических сигналов.

Сбор данных C-Mill позволяет проводить достоверную, объективную и надежную оценку статического и динамического баланса наряду с паттернами ходьбы с подробной информацией из пространственно-временных настроек, гейтограмм и видеозаписей. Поэтому терапевт может уделять больше времени проведению интенсивной и эффективной терапии на C-Mill, задавая собственные параметры или пользуясь стандартными настройками.

Наряду с измерениями и анализом уникальной модели ходьбы пациента тренажер C-Mill обеспечивает безопасную среду для проведения реабилитации. Такие условия достигаются за счет регулируемых поручней, защитной рамы, системы поддержки веса тела и регулирования скорости (с шагом от 0.1 км/час).[5]

Согласно многим зарубежным исследованием таким, как «Эффективность роботизированной терапии Armeo по сравнению с традиционной терапией на функции верхних конечностей у детей с гемиплегическим церебральным параличом» Эль-Шами, Шамех Мохаммеда, «Роботизированная тренировка верхних конечностей для детей с гемиплегией и церебральным параличом» Вероники Чимолин, Клаудии Кондолучи и др., тренажерно-игровые устройства положительно влияет на восстановление двигательных функий опорно-двигательного аппарата.[8]

Таким образом, тренажерно-игровые комплексы и тренажерные устройства – это новые коррекционные и методические подходы, новый образ методического мышления в реабилитации детей-инвалидов.

В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом планах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с.

Воронянская Л. К., Евсютина В. Б. Особенности физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата // Актуальные проблемы медицины. 2009. №12 (67).

Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова ; под редакцией В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 448 с

Коновалова Н. Г., Ляховецкая В. В., Деева И. В. Формирование постуральной регуляции пациентов с патологией центральной нервной системы с использованием тренажера «Баланс-Мастер» // Адаптивная физическая культура. - 2019. - №77. - С. 19.

Морозова Е..В., Жукова Е.В., Сотская Г.М., Скотигор О.С., Еганова Д.С.

Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019 – 176 с.

Практическое пособие по использованию аппаратно-программного комплекса аппаратно-программного комплекса «ReviMotion» («Ревимоушен») в реабилитации детей-инвалидов вследствие ДЦП

Реабилитация, лечение ДЦП и других двигательных фугкций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dcp-china.ru/Biblio. – Дата доступа: 08.05.2022.

Cimolin, V., Germiniasi, C., Galli, M. et al. Robot-Assisted Upper Limb Training for Hemiplegic Children with Cerebral Palsy. J Dev Phys Disabil 31, 89–101 (2019).

 

Tachilina A.S.

student

Russian State Social University

(Moscow, Russia)

 

REVIEW OF GYM-GAMING COMPLEXES AND TRAINING DEVICES

FOR CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

 

Abstract: this article presents an overview of domestic and foreign training and gaming complexes and training devices for children with disorders of the musculoskeletal system.

 

Keywords: children with ODE disorders, game training devices, physical rehabilitation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тачилина А.С. ОБЗОР ТРЕНАЖЕРНО-ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 292 - 300. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5863 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5863



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.