'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 49

Просмотры  64 просмотров

Кулумаева А.С.

  


ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено изучение психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды   

Ключевые слова:
психологическая безопасность, образовательная среда, дети младшего школьного возраста, личностные черты, защищенность   


УДК 159.9

Кулумаева А.С.

студент магистрант кафедры психолого-педагогического образования

Хакасский государственный университет

(Россия, г. Абакан)

 

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье рассмотрено изучение психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды.

 

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, дети младшего школьного возраста, личностные черты, защищенность.

 

В настоящее время общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения характеризуются быстрым темпом смены условий существования каждого человека, в результате чего каждому необходимо оказание психологической помощи и поддержки.

Психологическая безопасность связана с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными [2].

Проблемы неопределенности психологической безопасности образовательной среды, и как следствие, создание условий для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, все более обостряются, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения.

Согласно концепции психологической безопасности образовательной среды, определены понятия «образовательная среда» (психологический аспект) и «психологическая безопасность»; обосновано заключение о возможности рассмотрения школы как одного из социальных институтов, включенных в обеспечение национальной безопасности (ее социального аспекта); выявлены основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде.

Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия [1].

Таким образом, необходимо смоделировать образовательную среду, обеспечивающую чувство защищенности и удовлетворение основных потребностей личности, сохраняя и развивая психическое здоровье.

Мы полагаем, что существует взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста, а именно: чем большую психологическую безопасность ощущают дети, тем они более открыты, уверены и тем более ярко положительно выражены их личностные черты.

Для подтверждения гипотезы были использованы методики Р. Б. Кеттелла и И. А. Баевой.

Исследование проходило на базе Абаканской школы № 12. Приняли участие 60 человек.

Полученные результаты по методике Кеттелла демонстрируют низкие оценки личностных черт у детей младшего школьного возраста, таких как: вербальный интеллект, уверенность в себе, общительность.

Высокие оценки выявлены по шкалам чувствительность, нервное напряжение, тревожность. Показатели оценок отношения к образовательной среде имеют достоверно высокий уровень по критериям: приятное, информативное, эмоционально комфортное, конструктивное для развития личности обучение.

Полученные данные показателя индекса удовлетворенности образовательной средой у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что наиболее значимыми характеристиками являются: отношения с учителями, отношения с учениками, а также возможность проявлять инициативу и активность.

Полученные результаты индекса психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста показывают, что наибольшую степень защищенности от психологического насилия младшие школьники ощущают со стороны учителя.

Наименее защищены школьники от обидного обзывания, неуважительного отношения, оскорблений и высмеивания со стороны своих же одноклассников.

Для подтверждения гипотезы полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью метода ранговой корреляции r-Спирмена.

В результате проведения корреляционного анализа нами были установлены прямые значимые взаимосвязи между средними, высокими оценками компонентов психологической безопасности образовательной среды и такими личностными чертами у детей младшего школьного возраста как: общительность, чувствительность, ответственность, тревожность, нервное напряжение.

Корреляция между показателями личностных черт и безопасностью образовательной среды достигает уровня статистической значимости, связь прямая, а это значит, что чем более высокая оценка индекса психологической безопасности образовательной среды, тем более ярко выражаются чувствительность, общительность, ответственность черты личности.

Следовательно, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды полностью подтвердилась.

По результатам эмпирического исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение психологической безопасности школьной среды как среды для положительного развития личностных черт младших школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А.Баева - СПб. : Издательство СОЮЗ. -2002. -271 с. - Текст: непосредственный.

Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях: учебник / В. А. Дмитриевский - М.: Издательство Пед. о-во России - 2002. - 202 с. - Текст: непосредственный.

 

Kulumaeva A.S.

undergraduate student of the Department

of Psychological and Pedagogical Education

Khakass State University

(Russia, Abakan)

 

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY

OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT & PERSONALITY

TRAITS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the article examines the study of the psychological safety of the educational environment in primary school children. The relationship of personality traits and psychological security of the educational environment.

 

Keywords: psychological safety, educational environment, primary school children, personality traits, security.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кулумаева А.С. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 315 - 319. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5866 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5866



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.