'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 59

Просмотры  109 просмотров

Мамутов Е.В.

  


ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности изучения элементов теории графов при подготовке обучающихся к решению олимпиадных задач   

Ключевые слова:
теория графов, математика, олимпиады, обучение   


УДК 372.851

Мамутов Е.В.

студент

Ставропольский государственный педагогический институт

(Россия, г. Ставрополь)

 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности изучения элементов теории графов при подготовке обучающихся к решению олимпиадных задач.

 

Ключевые слова: теория графов, математика, олимпиады, обучение.

 

Современное общество ставит перед школьным образованием, основную цель по воспитанию и подготовки личности, которая способна принимать нестандартные решения в профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает развитие особого творческого мышления. В этой связи проблема развития такого мышления у школьников, на данный момент является актуальной.

В свою очередь изучение теории графов в школе позволяет развивать математическое мышление у детей, подготавливает их к олимпиадам, помогает ученикам в определении взаимосвязей математических понятий с реальным миром, повышает общую математическую культуру школьников, облегчает освоение ими вычислительной техники и готовит к обучению в ВУЗе. Теория графов позволяет ученикам осознать значимость математики как фундаментальной науки.

Графовые задачи обладают рядом достоинств, позволяющих использовать их для развития воображения и улучшения логического мышления детей, начиная начальной и заканчивая старшей школой. Таким образом, графы, используемые при решении задач, в которых наглядно представляются соотношения между искомыми величинами, помогают ученикам осмыслить проблемную ситуацию и найти возможный путь ее решения. Математические связи приобретают для учеников наглядный смысл, а при их использовании происходит закрепление и углубление материала, а также развитие математических способностей учеников [1].

К сожалению, во многих школьных учебниках о теории графов практически ничего не говорится. А если задачи и представлены, то совсем никак не выделены, из-за этого обучающиеся зачастую даже не знают о таком разделе дискретной математики. В связи с этим, у обучающихся возникают проблемы с решением олимпиадных задач по теории графов.

Для решения этой проблемы представим план по изучению теории графов для подготовки к решению олимпиадных задач:

  1. История графов. Основные понятия, свойства и теоремы.
  2. Эйлеров и гамильтонов циклы. Задача о Кёнигсбергских мостах. Рисование фигур единым росчерком.
  3. Лабиринты, постановка задач, способы прохождения лабиринта.
  4. Раскраска графов.
  5. Понятие дерева в графах.
  6. Сетевые графы.
  7. Графы и их применение в различных областях науки.
  8. Теория графов в олимпиадных задачах [2].

Также хотелось бы отметить, что в работе О.А. Масловой и И.В. Потаповой мы можем увидеть, что план по подготовке решению олимпиадных задач с помощью теории графов представлен в виде пяти этапов (мотивационный, ориентировочный, исполнительский, преобразующий, оценочный). На каждом из которых обучающимся предлагается решение определённого типа задач для выработки навыков решения олимпиадных задач по теории графов [3].

Решение проблемы, связанное с изучение теории графов и подготовки к решению олимпиадных задач по теории графов, мы видим в создании тематического факультативного курса по математике. В перспективе планируется создание факультативного курса, на содержание которого в дальнейшем смогут опираться другие педагоги.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гнеденко Б.В., Математическое образование сегодня. Сб. статей/ Сост. Титов В. А. - М.: Знание, 1974. - 64 с.1977. - 597с.

Лавренюк А.В. Методика изучения теории графов при подготовке школьников к олимпиадам по математике // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. т. 3. № 9-1 (20-1). С. 126–128.

Маслова Ольга Анатольевна, Потапова Ирина Владимировна ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ // Известия ВГПУ. 2020. №7 (150). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-uchaschihsya-resheniyu-olimpiadnyh-zadach-po-matematike-s-pomoschyu-teorii-grafov (дата обращения: 8.06.2022).

 

Mamutov E.V.

student

Stavropol State Pedagogical Institute

(Russia, Stavropol)

 

ELEMENTS OF GRAPH THEORY IN PREPARATION

FOR SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS

 

Abstract: this article discusses the features of studying the elements of graph theory in preparing students for solving olympiad problems.

 

Key words: graph theory, mathematics, olympiads, learning.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мамутов Е.В. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 379 - 381. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5877 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5877



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.