'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  225 просмотров

Абдуллина Е.Д.

  


ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены актуальные аспекты правового просвещения школьников на уроках истории   

Ключевые слова:
правовое воспитание, демократическое общество, уроки истории, основная школа, подрастающее поколение   


УДК 433.94

Абдуллина Е.Д.

магистрант исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные аспекты правового просвещения школьников на уроках истории.

 

Ключевые слова: правовое воспитание, демократическое общество, уроки истории, основная школа, подрастающее поколение.

 

«Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление государственного единства в России требуют значительно высокого уровня правовых знаний, в отсутствии которых не могут быть реализованы такие принципы жизни общества и ценности, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека» [4].

Правовое просвещение школьников необходимо для того, чтобы повысить уровень правовых знаний учащихся, помочь ребенку осознать важность права в его жизни, обеспечить защиту его прав. Правовые знания учащихся должны основываться не только в контексте прав и свобод, но и его обязанностей. Понятие защиты прав ребенка сегодня прочно вошло в нашу жизнь. Настолько прочно, что мы порой забываем, что конкретно понимается под этой защитой.

В понятии «правовое просвещение», для начала разберем слово «просвещение». Одно из его толкований – это разновидность образовательной деятельности. Основной функцией «просвещения», можно считать распространение знаний и достижений культуры, «отвечающих запросам времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон» [2]. Обращаясь к толкованиям термина «просвещение» можно сделать вывод, что результатом этого процесса является культура и грамотность.

Просвещение осуществляется посредством лекций, бесед, диспутов, выступлений в средствах массовой информации. Просвещение может осуществляться в разных областях. В рамках нашего исследования интерес представляет правовое просвещение на уроках истории.

В исследованиях Э. И. Атагимовой [1], понятие «правовое просвещение» означает целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой грамотности в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечении процесса духовного формирования личности.

В педагогике понятие «просвещение» обозначается как распространение знаний. «Просвещение» является одним из видов образовательной деятельности, рассчитанный на устойчивые учебные группы или на неформальную аудиторию внеурочного образования. В нашем исследовании мы возьмем группу учащихся основного общего образования, а конкретно 5 и 6 классы. Возрастная категория учащихся этой группы – 11-13 лет, и многие из них хорошо знакомы со своими правами, но мало задумываются об обязанностях.

Через правовое просвещение, нашей задачей является правовое обучение и правовое воспитание, как система мер, которые будут направленны на объединение в сознании учащихся политико-правовых норм, принципов, идей, представляющих ценности национальной и мировой правовой культуры.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 выделяется две группы субъектов:

  1. Участники образовательных отношений.
  2. Участники отношений в сфере образования.

Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В статье мы представим некоторые аспекты правового просвещения для педагогов, родителей и учащихся.

Целью правового просвещения педагогов в школе мы понимаем в развитии правовых знаний, законопослушного поведения и гражданской ответственности, а также в росте правового самопознания и оптимизации познавательной деятельности. Эффективными формами методической работы педагогов в направлении правового просвещения могут стать консультации, семинары, деловые игры, анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей (законных представителей), учащихся с выявлением причин их возникновения.  

Для правовой и педагогической культуры родителей необходимо повышение правовых знаний родителей, ориентированных не только на обеспечение прав ребенка, но и его обязанностей. В основном родители знают о существовании Семейного кодекса, но не многие способны назвать свои и права, и обязанности.

Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека. Ранее мы обозначили возрастную категорию учащихся, взятых в основу нашего исследования. Дети в 11-13 лет находятся, как правило, на стадии изменения и формирования новых личностных качеств и ориентиров.  «Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни» [8].

В нашей статье, мы предлагаем рассмотреть ключевые аспекты в преподавании истории по вопросам правового воспитания школьников. Правовое воспитание подрастающего поколения может быть ориентированно на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. Для того, чтобы стать творческим соучастником данного процесса – развития демократического гражданского общества, нужно детально проанализировать историю зарождения и появления демократического общества.

Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Данная тема освещается в 5 классе в ходе изучения Всеобщей истории. Развитие жизнедеятельности человека в Греции приводит к возникновению самостоятельных государств – полисов. На этом этапе следует акцентировать внимание учащихся на важности развития личностных и профессиональных качеств. Ведь именно благодаря усовершенствованию своих профессиональных качеств, таких как кузнечное дело, кораблестроение и другие ремесла, человек смог построить самостоятельное государство. Государство, стоящее на защите прав человека, и регламентирующее его обязанности. 

В VII веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески «демос», в управлении не участвовал. Лучшими землями владели знатные люди, простому земледельцу доставались каменистые участки, требующие большого ухода и не приносящие хорошего урожая. Так историю права можно связать с развитием земледелия. Люди, имевшие во владении землю, получали право на ее использование, а в дальнейшем и на приобретение. В процессе развития земледелия, появляется долговая зависимость, когда бедному человеку приходится брать зерно или серебро в долг у соседа. Долговая зависимость стала первоисточником развития рабовладения. Так человек начинает понимать о своих обязанностях. И только с установлением демократии осознавать свои права.

Развитие демократии начинается с 594 года до н.э., когда простой народ – демос, смог противостоять знати. Неравенство бедных и богатых приводит к восстанию демоса. На этом этапе изучения мы можем увидеть историю развития правового просвещения человека, отстаивавшего свои права. В качестве закрепления знаний в данном аспекте, можно предложить учащимся создать собственные «деревянные», в нашем случае картонные, таблички «законов Солона». Работая с параграфом, ребенок должен в правильной последовательности сгруппировать на табличке новые права и обязанности демократического общества в начале его развития. Подойти к выполнению задания можно творчески и в домашних условиях вместе с родителями, что значительно улучшит понимание темы ребенком и вовлечет родителей в процесс получения правовых знаний. 

Следующим ярким этапом развития правового просвещения общества становится период становления феодализма. Данное направление изучается в курсе истории 6 класса. Поэтому начинать работу в этом направлении можно с повторения изученного материала в прошлом учебном году.

Падение Западной Римской империи - начало эпохи средних веков, которая продолжалась с V по XVII в. На смену рабовладельческому государству и праву пришло феодальное государство и право.

Переход к феодализму связан с развитием феодальной собственности на землю. «Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Земля – основное условие производства – не была собственностью тех, кто на ней трудился, но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно сочетание частной и государственной собственности с мелким крестьянским хозяйством. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная)» [5]. На этом этапе учащимся следует определить на какие общественные слои начинает делится человек. История развития общества делит его на владельца земли, зависимого крестьянина и раба. В рамках изучения правового просвещения, учащиеся выполняют работу в определении прав разных слоев общества (владельца земли, зависимого крестьянина и раба). Организация такой работы заключается в групповом творческом проекте. Используя учебник и интернет-источники, учащиеся готовят доклад с последующим выступлением на тему «Средневековая деревня».

В статье мы рассмотрели некоторые актуальные аспекты правового просвещения на конкретных темах курса истории в основной общеобразовательной школе. За основу взяли темы, отображающие появление, развитие и становления права.

В применении на практике учебно-правовых ситуаций на уроках истории не исключено возникновение трудностей. Проблемы могут носить как знаниевый, так и моральный характер. К знаниевому характеру можно отнести несформированность или слабая сформированность правовых и историко-правовых понятий, отсюда непонимание поставленных проблем и вопросов. К моральному относятся низкий уровень правосознания и гражданственности, непринятие законов, асоциальное поведение, лояльное отношение к правовым вопросам, отсутствие интереса как к истории, так и к праву. Что и подтверждает значимость правового просвещения учащихся на уроках истории. Проведение уроков истории с элементами учебно-правовых ситуаций будет способствовать росту правосознания среди учащихся.

Предложенные нами темы и формы работы в области правового просвещения на уроках истории, способствуют усилению практической направленности деятельности учащихся, повышению уровня личностных, предметных и метапредметных результатов.  Правовые знания обеспечат способность учащихся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания и порождать новые.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Атагимова Э.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Э. И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016, 8 с.

Васильев Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013. № 4. С. 36-38.

Графский В.Г. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. М., 2010. - 816 с.

Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г. Х. Батынова. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. 52 с.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. 5-е изд. М., 2014. - 576 c.

Правовое просвещение в современной образовательной организации: инструктивно - методический сборник сост. Е.А Кнышева. Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2016. 122c.

Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования // Методология и методы социальной психологии. М.: Юр. лит.,1997. – 216 с.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Абдуллина Е.Д. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 13 - 19. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5880 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5880



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.