'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  87 просмотров

Айтакова Г.М.

  


ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности проведения уроков литературы по правовому просвещению   

Ключевые слова:
гражданское право, гражданское право, гражданская жизнь   


УДК 37

Айтакова Г.М.

магистрант факультета ПиМНО

ПГГПУ

(г. Пермь, Россия)

 

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности проведения уроков литературы по правовому просвещению.

 

Ключевые слова: гражданское право, гражданское право, гражданская жизнь.

 

 Великий педагог Сухомлинский сказал: «В том, чтобы гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет,
и заключается мастерство воспитания».

 Целью своей работы считаю воспитание истинного гражданина и патриота своей страны, знающего историю, подкованного в вопросах права, краеведа, сторонника здорового образа жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны – первостепенные воспитательные цели в современной общеобразовательной школе. И это не пустые слова. В последнее время государство стало уделять проблеме гражданского образования и воспитания пристальное внимание.

 Уроки литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность [3, с.33].

 Выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров.

  1. Гордость за свой язык – это составная часть любви к своей Родине.

 В учебники литературы включено много текстов лучших русских прозаиков о русской природе. Для упражнений с заданием определить стиль и тип речи отобраны отрывки из произведений И. Бунина, К. Паустовского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова. В них русская природа изображена во всей своей неяркой прелести, где авторская позиция выражена не прямо, но любовь к Родине звучит в каждой строке. «Ясной любовью наполняется сердце», когда читаешь эти строки.

 Наряду с текстами художественного стиля в учебнике много текстов и публицистического стиля, где голос автора звучит взволнованно, скорбно, особенно если это тексты о войне, о суровых буднях войны, о героях войны. Например, текст о могиле Неизвестного солдата не может оставить равнодушным юного читателя [2, с.19]. Самые высокие гражданские чувства пробуждаются в душе, когда слышишь эти строки:

«Он упал на заснеженную ноябрьскую землю на сорок первом километре под Москвой. Неизвестный солдат. Кем он был? О чем мечтал? Был ли это безусый боец или отец семейства? Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что землю, на которую он упал, он любил больше всего в жизни, что в час его гибели совершился исторический перелом: наши войска отбросили врага от Москвы и начали свой победный путь до Берлина. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» - высечено на гранитной плите.

Никогда, никогда не забудем мы своих известных и неизвестных героев!».

Чтобы привести подростков к правильным выводам и воспитать в них гражданскую ответственность, гордость за свой народ, я на уроках русского языка стараюсь работать с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне, используя фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А Шолохова, К.Д. Воробьёва и других авторов. Ученики регулярно выполняют задания по предложенным текстам: определяют их тему, идею, высказывают свое отношение к проблеме, поднимаемой автором, учатся аргументировать свою точку зрения, находят изобразительно-выразительные средства языка, определяют особенности авторской речи писателя. Все это поможет будущим выпускникам и на выпускном экзамене.
Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, а с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики [1].

Произведения художественной литературы учат любви к ближнему, к своей стране, дают нравственные уроки, помогают различать добро и зло. Анализируя речь и поступки героев, мы так или иначе анализируем себя, свою роль в жизни общества, пытаясь поставить себя на место тех, о ком читаем, ищем выходы из проблемных ситуаций, может быть, мечтая, но ведь именно мечта, стремление соответствовать ей делают человека личностью [3, с.2].

Таким образом, гражданское образование –дело важное и ответственное. Каждый рано или поздно задумывается о себе, о своем предназначении, судьбах Родины. И чем раньше это произойдет, тем более полезным для общества, для страны будет человек.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авт. – сост. Э.И. Атагимова и Е.В. Горбачева. // М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. — 76 с.

Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1–4 классы) / авт.-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева, А.А. Савичев, И.Н. Федоров. // М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. — 68с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Айтакова Г.М. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 20 - 23. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5881 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5881



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.