'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  76 просмотров

Волкова А.А.

  


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются права человека в настоящее время, которые считаются наиболее важными, ценности, выработанные практикой человеческой цивилизации, несущей идею социальной справедливости и гуманизма. Сегодня нас всех убеждают строить демократическое, а значит, правовое государство. А раз так, то вопросы прав человека снова становятся актуальными. Чтобы почувствовать себя личностью, современный человек должен уметь отстаивать свои гражданские права   

Ключевые слова:
права человека, гражданские права, литература, русская классика   


УДК 37

Волкова А.А.

ZM411, магистрант факультета педагогики

и методики начального образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аннотация: в статье рассматриваются права человека в настоящее время, которые считаются наиболее важными, ценности, выработанные практикой человеческой цивилизации, несущей идею социальной справедливости и гуманизма. Сегодня нас всех убеждают строить демократическое, а значит, правовое государство. А раз так, то вопросы прав человека снова становятся актуальными. Чтобы почувствовать себя личностью, современный человек должен уметь отстаивать свои гражданские права.

 

Ключевые слова: права человека, гражданские права, литература, русская классика.

 

Действенность уроков литературы в том, что они связаны с жизнью людей, постоянно обогащают духовный мир учащихся, воспитывают культуру чувств и духовных переживаний, способны помочь формированию нравственной личности.

 Сила художественной литературы в том, что она всегда ставила перед людьми самые широкие нравственные, общественные, философские проблемы и пыталась разрешить их в моделировании конкретных жизненных ситуаций, в острых конфликтах, раскрывающих характеры и духовный мир человека.

Что же вносят в нравственный климат сегодняшней жизни книги русских писателей, к примеру, пушкинской поры? Ощущение внутренней свободы. Нравственный идеал благородства, мужества, силу духа, чувство сострадания ближнему и глубочайшую справедливость. Жизненный подвиг А.Н.Радищева и декабристов есть приближение к идеалу свободного человека и гражданина. Что же толкало этих людей, которые в жизни имели все материальные блага, на отчаянную борьбу с самодержавием и даже верную смерть? Видимо, какие-то высшие нравственные идеалы. Владельцы крепостных восстали против крепостного права. Дворяне добивались упразднения дворянских привилегий. Мечтали о свободе, равенстве и братстве для всех людей. Действительно, для декабристов было характерным явлением подавлять личные интересы во имя интересов Отечества [1].

Право личности выражает притязания людей на обладание какими-либо жизненными благами. Совесть и чувство моральной ответственности за свои поступки являются важными факторами в становлении человека как личности со своим собственным и неповторимым «я». Вот почему совесть постоянно заставляет человека размышлять о себе и своем отношении к окружающим, способствует формированию ответственности за совершение того или иного поступка. Христианская мораль предписывает человеку делать правильный выбор, поступать так, как должны поступать все порядочные люди. Совесть рождает в человеке чувство морального долга и ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Свободный человек уже сам отвечал за свои поступки, потому что свобода неотделима от ответственности. Свобода без ответственности есть анархия и произвол, не имеющий оправдания. Право одного не должно вредить и ограничивать право другого человека.

О каком праве в данном случае идет речь? Герой Ф.М.Достоевского пытается найти оправдание своему преступлению. Он говорит: «Имею ли я право власть иметь?.. Свобода и власть, а главное – власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!». «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…». «Настоящий властелин тот, кому все разрешается…, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона в московском походе, и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть и все разрешается». «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?».

Мы, конечно, интуитивно догадываемся, что Раскольников не совсем обычный уголовный преступник, а преступник идейный, некий доморощенный философ, который допускает для себя право на прилитие «крови по совести». По какой такой совести? Непонятно. Главный герой «Преступления и наказания» нравственно разрешил себе переступить через кровь невинного человека, осмелился убить для себя одного основной христианский принцип – «не убий». Принцип-то он убил, а через себя переступить не смог. Совесть свою убить не смог, сострадание к ближнему убить не смог, от того так и не смог сделаться «сверхчеловеком» [2].

Поэт-философ Ф.И.Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной» очень точно уловил трагизм существования современного человека. Развивая содержание стихотворения, можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек – бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все помыслы его и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и всегда будет спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт» [3].

И тут вспоминается нам трагический и великий образ бунтаря и нигилиста Евгения Базарова из «Отцов и детей» И.С.Тургенева, человека, презирающего и цинично попирающего права других людей жить так, как они считают нужным.

Приобщать учащихся к понятию «права человека» можно уже с произведений художественной литературы, изучаемых в 5 классе. Например, с отрывка «Петя Ростов» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Когда-то во времена Великой французской революции законодательство республики требовало «обязательно одинакового обращения со своими и вражескими солдатами», уважения прав мирного населения, установило, что «военнопленные находятся под защитой нации и закона». Но обстоятельства сложились иначе. Наполеоновские войны стали свидетельством утраты гуманных принципов ведения войны. Петя Ростов стал невольным свидетелем спора между Денисовым и Долоховым о судьбе военнопленных французских солдат. Долохов требует немедленной расправы над пленными, Денисов не хочет брать грех на душу. Сначала Петя растерялся, но потом принимает сторону Денисова, который, хоть и был военным человеком, убивать людей не хочет и относится к пленным французам по-христиански, как к обычным людям. Увидев среди пленных несчастного, голодного и оборванного пленного французского барабанщика Венсана Босса, Петя Ростов сразу проникся к нему состраданием. По-человечески он жалеет его, просит разрешения у Денисова и прочих офицеров обогреть и накормить маленького несчастного француза, у которого тоже, возможно, где-то есть мать, отец, братья и сестры. В этом отрывке Л.Н.Толстой затрагивает очень важную проблему защиты права человека на жизнь, ценности любой человеческой жизни, даже если этот человек - солдат вражеской армии [4].

Благодатный материал воспитания личности школьника дает рассказ И.С.Тургенева «Муму». Перед нами раскрывается драматическая история порядочного человека, оказавшегося в мирке злых, жестоких, безнравственных людишек, которые объявили ему настоящую войну только за то, что он пытается отстаивать свое человеческое достоинство. Не права, а именно человеческое достоинство. Какие права могли быть у крепостного? Никаких. Не случайно И.С.Тургенев называет его «самым замечательным лицом» рассказа, ибо нравственно он превосходит всех, включая барыню [5].

И как тут не вспомнить знаменитые монологи Сатина о человеке из драмы М.Горького «На дне» о том, что «не унижать человека жалостью надо, а уважать его», ибо «человек – это звучит гордо!» Смысл человеческого существования для Короленко 80-90-х г.XIX века – борьба за высокие идеалы добра и справедливости.

Итак, мы можем сделать вывод, что отношение русских писателей к своим героям далеко не однозначное. Так, Достоевский призывает читателя к смирению, к возвращению блудных овец в свое стадо, к примирению с действительностью, ибо отрицание Бога приведет человечество к таким страшным последствиям, к таким катастрофам, когда счет жертв пойдет на десятки и сотни миллионов. К сожалению, Федор Михайлович оказался во многом прав. Что же касается Короленко, то он, наоборот, призывает людей к активной борьбе за свое счастье, призывает смелее идти в революцию. Но каково же было его разочарование, когда он увидел страшные, трагические последствия этой самой пролетарской революции 1917 года. Советское государство оказалось по отношению к своим гражданам еще более жестоким, циничным и нетерпимым, чем царизм. Дальше - больше. Гражданская война. Сталинизм. Гулаг.

Писатель В.Астафьев так написал о творчестве другого писателя – фронтовика Константина Воробьева: «Он писал, страдая, не любуясь войной, не романтизируя ее. Он писал, страдая за людей…» Так 100 лет назад писал о Крымской войне писатель Л.Н.Толстой в своих «Севастопольских рассказах». Поэтому любому учителю на своих уроках нужно больше говорить не о героизме и воинской славе, а о страдании и сострадании к людям, о нравственности и безнравственности. О праве человека в любых, даже самых страшных жизненных обстоятельствах, оставаться Человеком. В этом и заключается высший гуманизм русской литературы.

Не об этом ли повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? В этой повести есть два героя, два страдальца, два понявших друг друга русских человека, два патриота своего Отечества - Гринев и Пугачев, один дворянин, другой мужик. Каждый из них отстаивает свою правду, свое право на жизнь и счастье. И не было тогда еще такого юридического понятия как «права человека», но было у юного Петруши Гринева понятие о том, что такое дворянская честь и верность присяге, и были пророческие слова А.С.Пушкина о том, как «страшен русский бунт, бессмысленный и беспощадный» [6].

Русская литература - это всегда взгляд с позиций общечеловеческих ценностей. Это и Б.Пастернак с его доктором Живаго, и И.Бабель с его Лютовым, и М.Шолохов с его Григорием Мелеховым, и многие-многие другие, когда каждый автор как бы говорит: «Я стою один меж них в ревущем пламени и дыме, И всеми силами моими молюсь за тех и за других». Это строчки из стихотворения М. Волошина, написанного им в 1918 году.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Радищев А.Н. Отрывок из путешествия // Полн. Собр. Соч. Т.2 . М., 1959..

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.-/ http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml/.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1945 с.5-7

Л.Н. Толстой — «Война и мир», «Севастопольские рассказы»

И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 30 т.- М., "Наука", 1983 - Письма, т. 1

Пушкин А.С. Капитанская дочка // Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. - М.: Воскресенье, 1995. - С. 277 - 385. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Волкова А.А. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 35 - 41. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5884 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5884



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.