'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  76 просмотров

Кокошникова О.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена выявлению особенностей рефлексивности матерей детей разного возраста. Сделан акцент на значимости материнского отношения в становлении личности ребенка дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста   

Ключевые слова:
рефлексивность, детско-материнские отношения, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, подростки   


УДК 740.1

Кокошникова О.В.

магистрант 1 курса

Институт непрерывного педагогического образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МАТЕРЕЙ

ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: статья посвящена выявлению особенностей рефлексивности матерей детей разного возраста. Сделан акцент на значимости материнского отношения в становлении личности ребенка дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста.

 

Ключевые слова: рефлексивность, детско-материнские отношения, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, подростки.

 

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, интерпретируемого в качестве состояния физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей подчинено социально-экономическим, экологическим, культурным, психологическим и многим другим факторам.

Возникновение «проблемных», «трудных», «непослушных» детей, также как детей с «комплексами», «забитых» - всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье. В последнее время, согласно специальным экспериментальным исследованиям, наиболее часто встречающимися явлениями выступают тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие). В качестве одного из условий, оказывающих влияние на проявление тревожности у детей, с точки зрения С.В. Ковалева, А.И. Захарова, И. Когана, является психологический микроклимат семьи.

С точки зрения А.Я. Варга, В.В. Столина и других исследователей, родительские отношения необходимо рассматривать в качестве системы разнообразных чувств к ребенку, образцов поведения, используемых при взаимодействии с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для развития положительных детско-родительских отношений взрослым необходимо владеть определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова).

В связи с этим актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

По нашему мнению, глубина осознания родителями потребностей ребенка, анализ взаимоотношений с ребенком и самим собой могут определять качество детско-родительских отношений и их специфику. Иными словами, отношение матери к ребенку может зависеть от уровня развития рефлексивности матери, так же, как и качественное своеобразие отношений ребенка к матери.

Cпособность к рефлексии при этом можно понимать, как умение воссоздавать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям. Рефлексия является синтетической психической реальностью, которая, по мнению Д.Я. Муратовой, является одновременно процессом, свойством и состоянием [4], при этом, по замечанию автора, «рефлексивность» выступает как психическое свойство [4].

Проведенный теоретический анализ литературы позволил установить, что на сегодняшний день проблема рефлексивности матерей недостаточно изучена: исследуется уровень рефлексивности матери, однако не сопоставляется с изучением отношения ребенка к матери, исследователями не уделяется внимание изучению рефлексивности матерей детей разного возраста.

В связи с этим, в рамках данной статьи нами предпринята попытка систематизации теоретических знаний по выявлению особенностей рефлексивности матерей детей разного возраста.

Основываясь на работах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, детско-родительские отношения можно определить, как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом [5].

В целом анализ работ отечественных психологов, посвященных отношениям матери и ребенка, показывает, что они определяют следующие направления:

1) деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.Д. Столяренко, С.Ю. Мещерякова-Замогильная и др.), в котором мать является в развитии ребенка представителем человеческого рода, а ее отношение и поведение – источником развития активности, общения и самосознания ребенка;

2) культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Е.И. Исенина, Т.И. Барановская, Е.В. Попцова), в которой отношения ребенка и значимого взрослого (мать) выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника);

3) диалогический подход (Ю.И. Шмурак, С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева), в котором отношение матери с ребенком рассматриваются с позиций выстраивания смысловых границ между ними;

4) эволюционно-системный подход (Г.Г. Филиппова), где акцентируется внимание на исследовании материнства как конкретной потребностно-мотивационной сферы, в основе которой родительские потребности, а их удовлетворение обеспечивает выполнение материнских функций;

5) системный подход (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер и др.), где семья, в целом, и отношения между матерью и ребенком, в частности, выступают важнейшим условием обеспечения психологического благополучия ребенка;

6) теория привязанности (Р.Ж. Мухаметрахимов), в которой описываются типы привязанности в отношениях матери с ребенком и их влияние на перинатальное формирование и раннее развитие личности.

Одной из ведущих потребностей детей независимо от возраста является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, защите, внимании и уважении, в признании их прав и потребностей, которую, в первую очередь, могут удовлетворить родители. Нельзя не согласиться с мнением Г.И. Захаровой о том, что нет практически ни одного психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от семейных условий и взаимоотношений [2].

О.Б. Рыжова отмечает, что в дошкольном возрасте, когда идет становление личности, ребенку особенно необходимы доброжелательное отношение и поддержка матери, чтобы возникающее чувство автономии не гасилось конфликтами, связанными с запретами взрослых, в результате которых может появляться застенчивость [6]. Если мать гиперопекающая, раздражительная, потакающая, придирчивая или равнодушная, то у ребенка появляется чувство острой незащищенности и мрачные предчувствия, для описания которых К. Хорни применяет термин «базальная тревога». «Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками и эмоциональное непринятие влечет за собой возникновение страхов и у ребенка» [8, с. 25].

К младшему школьному возрасту эмоциональную дистанцию по отношению к детям многие родители резко увеличивают, ориентируясь на социальные показатели взросления и передавая ребенку значительную часть ответственности не только в отношении познавательной деятельности, но и в отношении построения связей с социальными взрослыми и сверстниками. Однако в течение всего периода начальной школы, а особенно на первичном этапе адаптации, младшие школьники остро нуждаются в эмоциональной поддержке родителей и принятии их в новом статусе ученика. Взросление и принятие ответственности одновременно сопровождаются обострением потребности в безопасности и в любви, а основным источником удовлетворения этих потребностей на протяжении всего младшего школьного возраста по-прежнему являются близкие взрослые, в частности мать.

Другой тенденцией современной родительской позиции является стремление компенсировать субъективно ощущаемый недостаток внимания, уделяемого ребенку, попустительством, которое выражается в снижении требований и запретов. Безусловное принятие и эмоциональная близость подменяются вседозволенностью и отсутствием семейных правил, а вместо активного сотрудничества и взаимодействия предлагаются материальные компенсации и снижение контроля. Закономерно, что процессы автономизации и индивидуализации приобретают черты асоциальности и девиации.

А.И. Кувалдина отмечает, что еще одной стороной системы детско-родительских отношений является воспитательная неуверенность, характерная для значительной части родителей. Негативная оценка собственных отношений с ребенком, непринятие себя в качестве родителя, страх и растерянность – распространенные переживания, возникающие в контексте решения задач взаимодействия с детьми. Подобные переживания деструктивно влияют и на ребенка, а поступление в школу добавляет к этим переживаниям социальную оценку и стабильные внешние требования, отсутствие которых в семье ведет к крайне тяжелой адаптации в школе [3].

Материнское отношение оказывают влияние на поведение подростка в семье. Л.С. Выготский указывает, что подростковый возраст является периодом активного становления личности, возникновения и развития значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом [1].

Отталкиваемый и отвергаемый подросток чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети подросткового возраста иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется матерью, но помогает ребенку стать центром семейного внимания. Таким же лишним подросток чувствует себя тогда, когда мать уклоняется от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечая его, постоянно занята своими делами.

С точки зрения Е.Д. Скорик, подростки матерей, чересчур их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию. Они заостряют на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей превалируют над потребностями других членов семьи. Такого ребенка воспринимают как божество, которому все служат. Аналогичную позицию в основном занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, имеющий склонность к заболеваниям, о здоровье которого родители неимоверно испытывают тревогу и не могут преодолеть эти волнения [7].

Подросток, от которого слишком много требуют, которого принуждают и которым командуют, также не имеет соответствующей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, заостряется внимание родителей, в то же время перед ним выдвигаются требования, которых не ставят перед другими членами семьи. Даже в незначительной степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Мать вообще не испытывает уважение к его правам в отличие от признания прав других членов семьи.

Адекватные воспитательные позиции матерей выражаются первостепенно в восприятии подростка как личности, они определяют одновременно и позицию ребенка подросткового возраста в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Таким образом, чрезмерный анализ матерью себя, собственных действий, приводит к излишней поглощенности собой с одновременным отстранением от взаимоотношений с окружающими, что в первую очередь ощущают на себе дети. Мать оказывается неспособной к непринужденному, эмоциональному общению с ребенком, а высокий уровень рефлексивности не позволяет ей погрузиться вместе с ребенком дошкольного возраста в игру, с ребенком младшего школьного возраста в мир его детских эмоций, с ребенком подросткового возраста разделить его переживания. Детьми разного возраста такое отношение матери воспринимается как отдаленность, нежелание его понять, как эмоциональная холодность матери по отношению к нему, и, как следствие, ведет к нарушению эмоциональных связей ребенка и матери.

Низкий уровень рефлексивности матери, в контексте детско-материнских отношений, может означать, что мать, воспринимая происходящее в семье поверхностно, может не замечать изменений в эмоциональной сфере ребенка, не идентифицировать его внешние проявления с какими-либо переживаниями и, как следствие, не предпринимать никаких шагов для нормализации психологического состояния ребенка, что воспринимается ребенком как безучастность или даже безразличие матери, и становится источником нарушения эмоциональных связей ребенка с матерью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Изд-во Юрайт, 2019. – 281 с.

Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И. Захарова. – 2-е изд, с изм. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2019. – 63 с.

Кувалдина, А. И. Формирование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема / А.И. Кувалдина // Теория и методика обучения и воспитания. – 2019. – № 5 (98). – С. 44 – 49.

Муратова, Д.Я. Рефлексия матерей подростков с разным уровнем психологического благополучия / Д.Я. Муратова // Colloquium-journal. – 2019. – № 13-4 (37). – С. 71 – 72.

Мясищев, В.Н. Классификация личностей / под редакцией          М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 274 с.

Рыжова, О. Б. Особенности нарушений привязанности в онтогенезе / О.Б. Рыжова // Мировая наука. – 2021. – № 8 (53). – С. 26 – 31.

Скорик, Е.Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека / Е.Д. Скорик // Молодой ученый. – 2018. – №47. – С. 317 –320.

Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – 2-е изд, доп. – Москва: Академический проект, 2020. – 325 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кокошникова О.В. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 51 - 58. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5887 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5887



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.