'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  369 просмотров

Плотникова Т.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, ФГОС НОО, примерная рабочая программа, примерная программа воспитания   


УДК 152

Плотникова Т.С.

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №303

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, примерная рабочая программа, примерная программа воспитания.

 

 Какая она современная начальная школа? Что она от нас требует?

Современная школа – она другая! Другие дети, другие учителя. Она характеризуется тем, что от нас учителей требуется создание какой-либо мотивирующей среды. Требуется обучение через исследование, обучение проектной деятельности, обучение функциональной грамотности.

Я бы хотела более детально рассказать о том, насколько эффективным является реализация развития функциональной грамотности. На помощь учителю в данной реализации развития приходит ФГОС НОО, требования примерной рабочей программы (ПРП), а также примерная программа воспитания (ППВ). Они регламентируют, направляют нашу деятельность, помогают определить важнейшие значимые темы и выбрать необходимые ресурсы. [1, С. 49-51]

Мне бы хотелось отметить один очень важный аспект, что любой навык формируется, если он вырабатывается в системе.

Предложу пример на комплекте системы Школы России комплект Марии Игнатьевны Моро. Обратите внимание, что учебная деятельность ученика — это тот возраст, когда он переходит от практического мышления к некоторому теоретическому. Он может усваивать абстрактные понятия. Поэтому задача учителей научить его некой научной речи: математической, языковой. В учебнике на первой странице предлагается посмотреть ребенку в глубину той темы, которую он будет изучать. И это одна из основ функциональной грамотности и основа образовательной мотивирующей среды. При работе с первой странице всё зависит от учителя, как он попросит прочитать материал, чтобы пойти осознанно дальше в изучение той или иной темы.

Обращаю ваше внимание на некоторые задания для того, чтобы реализовать требования действующих стандартов. Когда мы говорим ребенку в 4 классе «Делай как я» или «Вспомни алгоритм» т.е. он мотивируется заранее воспользоваться своими внутренними ресурсами. [2, С. 10-15]

Далее я обозначила задание «Объясни», что такое объясни? Это создание текста - рассуждения. А что это, как не та функциональная грамотность, когда ребенок понимает, что такое текст - рассуждение изучая это на уроках русского языка и литературного чтения. Ребенок может этот навык перенести на математику. Когда его спрашивают: «Объясни, как вычислено произведение?» он практически выстраивает текст-рассуждение. Практически очень удобно, что педагог в начальной школе, видит, какие умения и навыки становятся универсальными, какие выходят на уровень метапредметности и становятся уже в интеллектуальной базе ребенка. И в этом смысле можно говорить о формировании функциональной грамотности.

Обратите внимание, что те задания, которые содержат иллюстрации, мы можем их назвать соблюдением неких тенденций и трендов в образовании – это работа с иллюстративным материалом, диаграммами, умение изучить в новом виде материал.[3, С.14-16] В данном случае представлены диаграммы и информация в табличном варианте, как видно на экране. Опять же, вернусь к тому, что речь идет не о точечных заданиях разного вида, а о системе. Т.к. ребенок не может после одного урока новой темы научиться практическому решению раз и навсегда, ему нужна некоторая практика, опыт, чтобы этот предметный навык, знание вывести на уровень метапредмета и далее на уровень функциональной грамотности.

Примерно то же самое покажу и на комплекте Конакиной Валентины Павловны. Мы видим, что и здесь ребенок действует по образцу и при этом он формирует свои умения, навыки на таких заданиях как «Докажи», что это значит? Опять же это текст - рассуждение. Работает со схемами и иллюстрациями для того, чтобы создать устное высказывание, в содержании присутствуют замечательные мнемонические приемы, на основе которых ребенок учится запоминать важные существенные вещи, и они же становятся мотиватором для того, чтобы запомнить в данном случае слова, которые имеют нужную орфограмму.

В комплекте Перспектива вы увидите не менее интересные подходы, когда есть алгоритмы действий к тому или иному заданию. Что такое алгоритм? Это выученные шаги к тому, чтобы привести определенные знания и умения до автоматизированного навыка. И говоря сегодня о теме формирования функциональной грамотности здесь на первый план выходит

самостоятельность ребенка, когда шаги к умению он может не только выучить, но еще и осмыслить и создать впоследствии, сверить с учебником. В таком случае это знание становится принятым ребенком т.к. мы подходим к вопросу создания некоторых теоретических аспектов в теме через собственную практическую деятельность.

Как формируется функциональная грамотность? Она идет через свой собственный опыт и это главный первый шаг. И невозможно прийти к высоким вершинам без собственной практической деятельности. И вот это перемешивание практической и теоретической деятельности, вновь выход на абстрактное мышление и понятия, он должен быть систематизирован. Авторы изученных мной учебников предлагают эту систематизацию для того, чтобы четко отработать позиции по предметным навыкам, по метапредметным умениям и научить выходить на уровень функциональной грамотности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.

Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16.

 

Plotnikova T.S.

primary school teacher GBOU secondary school No. 303

(St. Petersburg, Russia)

 

FORMATION OF FUNCTIONAL

LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

 

Abstract: this article discusses the formation of functional literacy in younger schoolchildren, analyzes the forms of work in various academic subjects.

 

Keywords: functional literacy, Federal State Educational Standard, exemplary work program, exemplary education program.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Плотникова Т.С. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 59 - 62. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5888 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5888



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.