'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  71 просмотров

Чичикина О.И., Косыгина Е.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА *

  


Аннотация:
статья представляет собой анализ использования проектных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слова – приведены виды нарушений, дана характеристика проектной технологии, а также освещены возможности её применения в коррекционной работе логопеда   

Ключевые слова:
слог, нарушение слоговой структуры слова, коррекционная работа, проектные технологии   


УДК 376.2

Чичикина О.И.

студентка 1 курса магистратуры

профиль «Проектная деятельность в логопедии»

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского

(Россия, г. Липецк)

 

Научный руководитель:

Косыгина Е.А.

кандидат педагогических наук, доцент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского

(Россия, г. Липецк)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

 

Аннотация: статья представляет собой анализ использования проектных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слова – приведены виды нарушений, дана характеристика проектной технологии, а также освещены возможности её применения в коррекционной работе логопеда.

 

Ключевые слова: слог, нарушение слоговой структуры слова, коррекционная работа, проектные технологии.

 

Современные исследователи в области логопедии и педагоги-практики утверждают, что каждый год число детей с нарушениями речи увеличивается. Значительное количество среди них занимают дети с несформированной слоговой структуры слова (ССС – далее).

Коррекция ССС – одна из приоритетных задач в логопедической работе, так как имеется прямая связь между правильно сформированной ССС и успешностью овладения грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа, развитием навыков чтения и письма [3, с.6].

Интерпретация понятия ССС различными специалистами имеет свои особенности. В связи с этим необходимо уточнить, что в нашей работе использование термина «слоговая структура слова» приводится на основе интерпретации данного понятия лингвистами, основывающейся на таких параметрах, как количество и порядок слогов в слове, структура каждого слога и качественные характеристики слога (прямой/обратный, открытый/закрытый, слог со стечением согласных/без стечения согласных).

«Метод овладения структурой слова во многом связан с развитием слухового восприятия. Однако ребенку трудно произносить звуки и правильно воспроизводить слоговую структуру слов» [1, с.44].

Существуют различные виды нарушений ССС (рисунок 1).

 

Исследователи выделяют различные причины нарушений ССС, связанные как с особенностями внутриутробного развития и течением родов, так и с жизненными условиями ребенка.

Дети с нарушениями ССС имеют ряд особенностей физиологического и психологического характера, поэтому традиционные методы и приёмы коррекции зачастую не приносят желательный результат. В этой связи в коррекционной работе с такими детьми необходимо предлагать формы работы, в которых сочетаются различный ритм выполнения заданий, присутствует переключение с одних видов деятельности на другие и т.п. В этом плане одним из наиболее перспективных методов коррекции нарушений ССС является использование проектных технологий.

Проектная технология представляет собой систему самостоятельной творческой деятельности. Для неё характерны следующие черты: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска решения; практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность ребенка; использование исследовательских методов; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

Идея проектирования зародилась в Италии в XVI веке в архитектурных мастерских. За трехсотлетнюю историю своего развития метод проектов трансформировался и перерос в педагогическую проектную технологию. В ходе учебного исследования проектирующий учится самостоятельно ставить задачи, сопоставлять различные способы учебных действий и выбирать наиболее адекватный из них, а также овладевает всеми видами самоконтроля и самооценки.

При применении проектной деятельности возможна более эффективная коррекция нарушений ССС, так как «коррекционная работа при применении проектных технологий происходит в ходе активной учебной деятельности, что обеспечивает их развитие» [2, с.210].

При использовании проектных технологий деятельность педагога-логопеда направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, правильного распределения времени, навыков подготовки к учебной деятельности, планирования и самоконтроля, а также навыков публичного выступления. Учебные исследования носят коллективный характер и включают сравнение позиций, методов и результатов. Приобретение новых знаний помогает компенсировать речевое развитие ребенка, психические процессы, а также развивает самостоятельность, настойчивость, терпимость и интерес к логопедическим занятиям.

Важным фактором является также взаимодействие взрослого и ребенка, что в наибольшей степени способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок из объекта педагогического воздействия становится субъектом творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе коррекции речевых нарушений.

Особенностью использования проектных технологий в коррекционной работе при нарушении ССС является тот факт, что конечным продуктом того или иного реализуемого проекта является формирование правильной речевой деятельности ребенка. Ключевая задача логопеда в данном случае заключается в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы доступны, понятны, интересны и значимы для детей конкретной возрастной категории.

Таким образом, использование в коррекционной работе проектных технологий позволяет осуществлять успешную коррекцию нарушений ССС. Это происходит за счет значительного расширения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, обретения навыков исследовательской деятельности, что оказывает влияние на качество речи в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Азова, О. И., Антипова, Ж. В., Дьякова, Е.А. Логопедические технологии. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 243с.

Волкова, Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 256с.

Светлова, И.Е. Учим ребенка говорить. – М.: Эксмо, 2022. – 256с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чичикина О.И., Косыгина Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 72 - 76. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5891 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5891



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.