'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  100 просмотров

Логвинова С.М.

  


АУДИТ КАК МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу применения аудита, как механизма противодействия и распространения коррупции. В настоящий момент наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией является аудит, который по общепринятым стандартам, ставит собой целью выявление фактов нарушений в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности   

Ключевые слова:
антикоррупционный аудит, аудит бухгалтерской отчетности, антикоррупционная комплексная программа   


УДК 33

Логвинова С.М.

Российский государственный социальный университет

(г. Химки, Россия)

 

АУДИТ КАК МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

Аннотация: статья посвящена вопросу применения аудита, как механизма противодействия и распространения коррупции. В настоящий момент наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией является аудит, который по общепринятым стандартам, ставит собой целью выявление фактов нарушений в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Ключевые слова: антикоррупционный аудит, аудит бухгалтерской отчетности, антикоррупционная комплексная программа.

 

В настоящий момент наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией является аудит, который по общепринятым стандартам, ставит собой целью выявление фактов нарушений в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Задача аудита состоит в анализе деятельности организации на предмет их соответствия законодательству.

Аудиторская организация должна разработать общую стратегию аудита, которая будет определять его сроки проведения, объем и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита. Разработка общей стратегии аудита состоит:

установление характеристик аудиторского задания (в случае формирования аудиторского задания впервые, аудитор осуществляет ознакомление с деятельностью организации, порядком расчетов и остатками на начало отчетного периода);

применяемые формы составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ведение бухгалтерского учета может осуществляться как в электронной, так и в бумажной форме с фиксацией операций и формированием свода по операциям осуществляемых организацией);

организационно-правовая форма и структура аудируемого лица (организационно-правовая форма имеет важное значение в процессе проведения анализа по выделению дочерних предприятий и соучредителей);

требования законодательства к аудируемому лицу по осуществляемым видам деятельности (требования законодательства не равны между всеми участниками рыночных отношений, поэтому в зависимости от осуществляемой деятельности на организацию возлагается выполнение определенных норы законодательства);

определение промежуточных и итоговых документов по результатам аудита и сроков их предоставления (в ходе аудита организации, информация представленная ранее должна быть составной частью бухгалтерской отчетности и не должна подлежать искажению);

рассмотрение основных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита (рассмотрение ситуаций, где при искаженной информации в организации отсутствует корректный учет документов и актов о выполнении работ или оказании услуг, в связи с чем, анализ организации не входит в установленные сроки).

После определения общей стратегии аудита аудиторская организация осуществляет разработку и документальное оформление плана аудита, который основывается на подготовке аудиторского задания. Аудитор должен обсудить с заказчиком цель и объект аудита, получить согласие на обработку информации.

Согласно Международного стандарта аудита (далее - МСА) – 210, первичным этапом аудиторской проверки организации является формирования аудиторского задания, которое состоит из:

цель, и объем аудита финансовой отчетности;

основные обязанности аудитора;

обязанности руководства в ходе проведения аудита;

указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности;

описание предполагаемой формы и содержание заключений и отчетов, которые должен выпустить аудитор, а также заявление о том, что могут существовать такие обстоятельства, при которых заключение или отчет аудитора могут отличаться от ожидаемого по форме и содержанию.

Следует отметить. что в случае узко направленного аудита, информация затрагивающая другие аспекты жизни организации может быть рассмотрено в ходе дополнения задания с согласования руководства организации.

План аудита базируется на общей стратегии аудита и начинает формироваться в период ее рассмотрения. План и программа антикоррупционного аудита формируется с учетом последних требований Российской Федерации по противодействию коррупции, исходя из опыта аудитора по организации и проведению контрольных мероприятий по выявлению коррупционных финансовых нарушений. При рассмотрении аудиторской организацией соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции в ходе аудита аудиторская организация проходит следующие этапы:

Изучение деятельности аудируемого лица по соблюдению требований нормативно-правовых актов;

Ознакомление с системой внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающей соблюдение требований нормативно-правовых актов;

Выполнение аудиторских процедур проверки по существу;

Информирование соответствующих должностных лиц о недостатках системы внутреннего контроля и случаях нарушения требований нормативно-правовых актов;

Информирование соответствующих органов о выявлении фактов коррупционных финансовых нарушений.

Анализирование и отбор коррупционных операций может сопровождаться «сквозным» рассмотрением процессов финансового контроля, нацеленных на предотвращение коррупции, а также процессов, связанных с авансовыми платежами, представительскими расходами и возмещением затрат работникам [5].

Важным аспектом антикоррупционного аудита является первичная документация аудируемой организации. При аудите анализируются следующие источники:

положение об учетной политике (информация необходимая для понимания какие счета бухгалтерского учета использует организация и форма расчетов с налоговыми органами);

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

оборотная сальдовая ведомость по счетам (информация необходимая для анализирования оборотов в разных периодах с целью выявления отклонений);

карточки бухгалтерского учета по счетам (информация необходимая для формирования свода и конкретизации сумм, указанных в оборотных ведомостях);

расчетные ведомости по начисленной заработной плате сотрудников с информацией об отчислениях на социальные нужды и налоги (помесячные расчетные ведомости формируются для учета количества отработанного времени сотрудниками, размере начисленной заработной платы и удержаний);

карточки заказов (контрактов) (карточки с указанием контрагента, информации о номере и дате договоров и основных причинах взаимоотношений);

ведомости общепроизводственных и общехозяйственных затрат (информация о себестоимости и затратах в ходе выполнения работ или оказания услуг);

информация о наличии материальных и нематериальных типов основных средств, а также начисленный объем амортизации и остаточная стоимость активов;

сводный подсчет затрат;

документы о проведении инвентаризации, в том числе по незавершенному производству [8].

Умение выносить правильные суждения и выводы при выявлении зон риска и платежных операций, которые следует проанализировать на предмет нормативно-правового соответствия, имеет принципиальное значение для повышения эффективности проводимой проверки аудиторской организацией [8].

Анализ расчетов с контрагентами, предусматривает проверку договоров, накладных, чеков, квитанций о денежных переводах и иных платежных документов. Анализ договоров проводится с целью изучения их антикоррупционных оговорок и соответствия корпоративной политики организации в целом. Также необходимо проанализировать расчеты с контрагентами на выборочной основе с точки зрения выполнения договорных обязательств.

В рамках антикоррупционного аудита для анализа отбираются следующие виды платежных операций предприятия:

платежи между организацией и ее контрагентами;

платежи организации по продлению лицензии или получению разрешений;

расходы организации на организацию поездок и мероприятий;

операции организации с наличными денежными средствами, а именно: авансовые платежи, командировки, подотчетные суммы и представительские расходы;

платежи за упрощение формальностей;

пожертвования на благотворительность, займы и безвозмездные перечисления;

взносы на политические цели;

платежи перевозчикам и логистическим операторам;

платежи и поступления сомнительного назначения».

Все вышеизложенные виды платежей могут иметь друг с другом взаимосвязи. Информация одного платежа может вытекать из информации о другом. Так, например, аудируемая организация может быть промежуточным звеном в перечислении денежных средств на благотворительные нужды, которые она ранее получила за выполнение посреднических услуг. Также организация, не имеющая связи с другими организациями, может осуществлять плату за их расходы. Следует учитывать всю представленную информацию и осуществлять сопоставление с информацией от должностных лиц.

О возможном наличии коррупционной составляющей в организации свидетельствуют:

наличие расходов и поступлений, не соответствующих полученным или оказанным услугам;

нетипичные хозяйственные операции и сделки в конце года, влияющие на финансовый результат, капитал, активы и обязательства организации;

несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и сроков предоставления информации в налоговую инспекцию;

наличие или увеличение финансовых вложений в кризисные предприятия и отрасли экономики.

Одним из существенных коррупционных признаков является стремление руководства к искажению бухгалтерской отчетности или игнорирование этого, уклонение от ответов на вопросы аудитора, например, о состоянии расчетов или результатах налоговой проверки.

Отказ руководства предоставить необходимые для аудита пояснения следует рассматривать как серьезное основание для сомнения в законности операций. При определении признаков коррупционной составляющей в искаженной бухгалтерской отчетности аудитор должен:

выявить факт нарушений и наличия в действиях сговора;

определить круг должностных лиц;

убедиться в достоверности полученных сведений.

Согласно вышеизложенного, следует отметить, что информация, представленная аудируемым лицом очень важная для оценки правомерности операций. Сокрытие информации или ее искажение аудируемым лицом, говорит о наличии неправомерных операций и возможном хищении имущества.

В условиях коррупции хищение ценностей осуществляется следующими способами:

недопоступление на базу, склад, производство продукции, полуфабрикатов, сырья (хищение имущества до выгрузки товара на склад, недостачи на складе или в ходе ревизии);

необоснованное списание материальных ценностей на сверхнормативные потери в процессе хранения, транспортировки, стихийных бедствий и т. д. (сверхнормативные списания являющиеся нелогичными и нерациональными могут представлять собой скрытую форму хищения материального имущества);

разглашение коммерческой тайны без или за финансовое вознаграждение (разглашение коммерческой тайны конкурентам или контрагентам организации, в результате которой организация потерпела финансовые сложности и убытки);

оплата не оказанных услуг или не выполненных работ (оплата без фактического осуществления работ или оказания услуг представляет собой фиктивную форму договорных отношений с целью вывода денежных средств посредством расчетов);

наличие в расчетной ведомости на оплату труда, так называемых «мертвых душ» (физических лиц, фактически не работающих в организации, но используемые для вывода наличных денежных средств из организации).

Факторами, которые ограничивают возможность коррупции являются эффективная антикоррупционная работа аудируемого лица и результативная система внутреннего контроля.

Фактор внезапности является наиболее эффективным методом при проведении антикоррупционного аудита. Он заключается в изменении программы проверки, внеплановых контрольных действиях по выявлению фактов хищений имущества организации, а именно внеплановой инвентаризации, контрольном запуске сырья и материалов в производство, контроль качества и т. д.

Данный фактор увеличивает вероятность раскрытия коррупционных схем организации, поскольку внезапность не позволяет скрыть факты искажений бухгалтерской финансовой отчётности. Детальное рассмотрение аудиторских рабочих планов и особое внимание, которое необходимо сфокусировать на антикоррупционных мероприятиях, способствуют увеличению продолжительности процесса процедур по их контролю.

Добавление ряда вопросов по каждой сомнительной операции ведет за собой и рост объёма аудиторской выборки. Следствием этих мер будет и незамедлительное возрастание круга лиц, которые будут нести как должностную, так и материальную ответственность [7].

Необходимо четко понимать, что таковое взаимодействие представителей системы внутреннего контроля и финансовых мошенников может включать другие возможности проведения аудита. Особое внимание в плане контроля стоит уделить учётным и исправительным записям, проведённым на этапе завершения отчётного периода или конце года.

Определить мотивационную часть этих действий, проверить указание номеров корреспондирующих счетов, а также перечень лиц, вносивших эти изменения.

Мошенники для сокрытия присвоения денежных средств и материальных активов используют операции, которые не характерны для данной отрасли, искусственно вводят дополнительные усложняющие посреднические операции. Необходимо выяснить имеют ли сведения о данных операциях должностные лица аудируемого лица, было ли проведено согласование операций и отражения их в бухгалтерском (финансовом) учёте. Отсутствие данной информации может свидетельствовать о попытках должностных лиц фальсифицировать бухгалтерскую отчётность [5].

Перед организациями стоят разные задачи в зависимости от профиля рисков. Внешний аудит помогает им определить основные вопросы и оказать содействие в их решении. Внутренние аудиты являются важнейшим элементом соблюдения антикоррупционного законодательства [7].

Следует подчеркнуть исключительную важность внутреннего аудита, как меры соблюдения антикоррупционного законодательства и внутреннего контроля по ежедневно возникающим операциям организации.

Несовершенство системы внутреннего контроля в организации, пассивность высшего состава экономического субъекта и другие факторы как правило приводят к тому, что суммы хищений и незаконных списаний денежных средств и материальных ценностей существенно влияют на точность и достоверность бухгалтерской финансовой отчётности.

Хищение может возникнуть по всевозможным обстоятельствам. Основной причиной является не сложившиеся отношения с руководством и коллегами. Причины данной ситуации могут быть самыми разнообразными: риск и страх увольнения, сокращение количества работников в организации, уменьшение уровня заработной платы, бонусная система оплаты труда, отсутствие корпоративной культуры, отсутствие карьерного роста, а также общечеловеческие качества, такие как жадность, зависть и чувство безнаказанности.

Особой популярностью у расхитителей пользуются материальные ценности, которые можно легко реализовать в своих интересах. При некорректной работе системы внутреннего контроля количество фактов хищения материальных ценностей и денежных средств существенно увеличится. Отсюда следует необходимость проведения антикоррупционного аудита.

Основная ответственность за предотвращение и обнаружение коррупции возложена как на лиц, наделенных руководящими полномочиями, так и на руководство компании. Важно, чтобы руководство под активным контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями, выполняло свои обязательства через:

Придание особого значения предотвращению и обнаружению коррупции, которое включает:

создание и поддержание культуры честности и этичного поведения;

создание позитивной рабочей обстановки, наем, обучение и продвижение соответствующих работников, требования периодического подтверждения их обязанностей и принятие мер на выявленные, подозреваемые или предполагаемые факты коррупции;

руководство и лица, наделенные руководящими полномочиями, взаимодействуют и демонстрируют культуру честности и этического поведения.

Создание системы внутреннего контроля, проведение политики и процедур для оказания помощи в достижении организованного и эффективного ведения бизнеса организации, который включает:

контроль финансовой отчетности и достоверное представление в соответствие с применимыми правилами составления финансовой отчетности и управления рисками;

создание эффективной системы бухгалтерского учета;

учреждение и функционирование системы внутреннего контроля для обеспечения достоверности финансовой отчетности, эффективности операций и соблюдение применимых законодательных и нормативных актов.

В современных условиях для достижения предприятием поставленных целей все большую роль играет необходимость получения достоверной и объективной информации по формированию различных бухгалтерских, экономических и прочих показателей. Таким образом, от правильной и грамотно сформированной политики зависит и окончательный финансовый результат деятельности предприятия.

В данной статье отражена важность антикоррупционного аудита для эффективного развития, как отдельных организаций, так и государства в целом. Аудит является неотъемлемой частью экономических отношений и рыночной системы, его развитие предполагает улучшение рыночной обстановки и стабилизации финансовых ресурсов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс

Горегляд В.П. Современный аудит: проблемы и перспективы / В.П. Горегляд // Деньги и кредит. — 2017. — № 2. — С. 6-12.

Грекова В.А. Ошибки бухгалтерского учета, влияющие на достоверность отчетов предприятия / В.А. Грекова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. — № 4 (41). — С. 145-152.

Кабанов П.А. Антикоррупционный аудит как инструмент противодействия коррупции: понятие, содержание, вопросы правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2015. № 7.

Салихов З.А., Валеев А.Р. Антикоррупционный аудит: основы организации, планирования и проведения // ВЭПС. 2015. № 4.

Сардарова Б. М. Манипулирование финансовой отчетностью — схемы и способы выявления // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2009. — № 1. — С. 142–156.

Фадеева А. О., Сажина С. С. Антикоррупционный аудит как механизм борьбы с коррупцией // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/archive/201/49482/ (дата обращения: 16.04.2019).

 

Logvinova S.M.

Russian State Social University

(Khimki, Russia)

 

AUDIT AS A MECHANISM FOR COUNTERING CORRUPTION

 

Abstract: the article is devoted to the use of audit as a mechanism for combating and spreading corruption. At the moment, the most effective means of combating corruption is an audit, which, according to generally accepted standards, aims to identify violations in the preparation of accounting (financial) statements.

 

Keywords: anti-corruption audit, audit of accounting statements, anti-corruption comprehensive program.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Логвинова С.М. АУДИТ КАК МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 88 - 99. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5893 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5893



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.