'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  148 просмотров

Балакирева Ю.С., Тюргашкин М.В.

  


ОХРАНА ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности охраны прав граждан на изображение в сети Интернет, анализируется судебная практика и статистика по спорам об охране прав граждан на изображение в сети и раскрываются законодательные пробелы в данных правоотношениях   

Ключевые слова:
изображение, охрана прав граждан, Интернет, социальная сеть, законодательство   


УДК 34

Балакирева Ю.С.

Средне-Волжский институт (филиал)

Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)

(г. Саранск, Россия)

 

Тюргашкин М.В.

Средне-Волжский институт (филиал)

Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)

 (г. Саранск, Россия)

 

ОХРАНА ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности охраны прав граждан на изображение в сети Интернет, анализируется судебная практика и статистика по спорам об охране прав граждан на изображение в сети и раскрываются законодательные пробелы в данных правоотношениях.

 

Ключевые слова: изображение, охрана прав граждан, Интернет, социальная сеть, законодательство.

 

По итогам 2021 года количество судебных споров по авторскому праву на изображения выросло более чем на 40%, превысив 400 актов, а общая сумма заявленных требований составляет более 100 млн руб.

В 21 веке произошло огромное развитие компьютеров и подобных устройств, средств связи, программного обеспечения информационно-коммуникационных сетей, что, в свою очередь, упростило возможности получения и использования изображений граждан в сети. Однако, роль самого гражданина в контроле за использованием его изображений другими лицами снижается, в связи с чем возрастает актуальность охраны и защиты прав на изображения граждан в сети Интернет.

В настоящее время законодательно не закреплено, что же представляет собой изображение гражданина. В процессе изучения литературы выявилось несколько мнений ученых по этому поводу. Так, С.И. Ожегов дает такое определение ««изображение- это зрительное воспроизведение физического лица, которое обладает неповторимыми индивидуальными характеристиками»[1,37].Более полное определение дает М.Н. Малеина «изображение представляет собой индивидуальный облик человека, который может быть запечатлен в какой – либо объективной форме (картина, видеозапись,фотография и т.д.)[2,115] . При этом индивидуальный облик можно охарактеризовать, как систему признаков, которые составляют образ человека , а «компонентами» облика являются свойства, приобретённые человеком с рождения, либо в процессе жизнедеятельности: цвет кожи, рост, волосы, осанка и др.

Такой исследователь как Николаева А.А. дает следующее определение изображению: «физическое лицо, которое «обладает совокупностью неповторимых индивидуальных признаков и характеристик элементов внешности этого физического лица», и с помощью которых возможно отличить данное лицо от других» [3,189].

Необходимо отметить, что ст. 152.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что обнародование и последующее использование изображений граждан, допускается только с их согласия.[4] Но, так как в законе не урегулировано как именно должно выражаться согласие на практике возникают различные проблемы. В данном случае суды могут обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в котором закрепляется четко сформированная позиция суда : «обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в сети «Интернет», и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица»[5].

Не всегда даже эта позиция может обезопасить изображение гражданина, ведь гражданин давая согласие на пользовательское соглашение может автоматические давать разрешение на использование своих изображений. Примером может послужить всем известная сеть Instagram , которая создана для обмена фотографиями и видеозаписями. Так, в политике ее конфиденциальности содержится положение о том ,что открывая доступ к своим фотографиям, пользователь как бы делает ее общедоступной в соответствии с настройками.

Существуют случаи, когда согласие гражданина на использование его изображений не требуется. Например, если съемка проводилась на публичных мероприятиях, местах, открытых для свободного посещения или же гражданин позировал за плату. Но также требует толкования что же является публичным мероприятием, или же какие места являются местами для свободного посещения. Все это требует законодательного урегулирования.

К средствам защиты граждан от неправомерного использования фотографий относят: требование изъятия из гражданского оборота и уничтожение изъятого материала; требование удаления изображения гражданина, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения, которое было получено или используется без согласия, в сети Интернет.

Ст. 12 ГК РФ закрепляет, так же, такие  способы защиты нарушенных прав как: 1)самозащита права, когда обращается с требованием (прекратить или удалить) к лицу, которое разместило или использует изображение гражданина в сети Интернет без его согласия;

2) признание права на собственное изображение;

3) установление судом факта нарушения личных неимущественных прав гражданина;

4) опубликования решения суда о допущенном нарушении.

Важную роль при исследовании проблем в данной области играет судебная практика.

Так, Горохова Е.Н. обратилась в суд с иском к Мажара А.Е. о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на фотографическое произведение. Она ссылалась на то, что в профиле Instagram , который рекламирует услуги по организации свадеб было использовано без ее согласие фото. Можара А.Е. и Горохова Е.Н. заключили договор об отчуждении исключительного права на фотографию, которую ответчица незаконно использовала и продолжает использовать в своем профиле

социальной сети « Instagram». В соответствии с условиями договора Мажара А.Е. передал Гороховой Е.Н. исключительное право на объект авторского права в полном объеме. Согласно п. 1.3 договора об отчуждении, условие о передаче исключительного права распространяется на отношения сторон.

Истец, полагая, что именно ей принадлежит исключительное право на фотографию, которую Мажара А.Е. незаконно использует в своих коммерческих целях, разместив ее в своем профиле социальной сети «Instagram», просила взыскать с Мажара А.Е. компенсацию за нарушение

исключительного права истца на фотографическое произведение в сумме 50 000 руб. Решением Новосибирского районного суда г. Новосибирска от 9 декабря 2019 г. Исковые требования Гороховой Е.Н. удовлетворены.

Основываясь на статистике по спорам, связанным с защитой авторских прав на фотографические произведения, размещенные в сети «Интернет» за последние годы наиболее частым нарушением авторских прав на фото-произведения является нарушение исключительных прав и/или размещение фотографий без согласия автора на сайтах социальных сетях, включая ВКонтакте, Instagram, Facebook, Twitter. По состоянию на 2021 год суммы заявленных требований о компенсации за нарушение авторских прав в совокупности выросли на 55 млн рублей по отношению к 2020 году. Более чем на 10 млн рублей увеличилась и общая сумма взысканий, что свидетельствует о росте и укреплении положительной судебной практики рассмотрения обращений о восстановлении и защите авторских прав на фотографии.

Резюмируя выше сказанное, необходимо отметить, что недостаточно урегулированы некоторые нормы в области охраны изображений граждан в сети Интернет. Так, в гражданском законодательстве отсутствует закрепленное понятие «изображение» гражданина, «публичные места», «места, открытые для свободного посещения»; так же, не раскрывается в какой форме должно быть выражено согласие в соответствии со ст.152.1 ГК РФ.

Необходимо повышение правовой защиты изображений граждан в сети Интернет, чтобы усилить правовую охрану личных неимущественных прав человека, в частности на неприкосновенность внешнего облика и неприкосновенность личного изображения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык,1990.917 с.

Малеина М.И. Личные неимущественные права: понятие, осуществление и защита. Москва. 2001.438 с.

Гришаев, С. П., Николаева, А. А. Комментарий правового регулирования использования, охраны и защиты изображения гражданина / С. П. Гришаев, А. А. Николаева. - Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ», 2016.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2021) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 152.1

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Балакирева Ю.С., Тюргашкин М.В. ОХРАНА ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 117 - 122. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5897 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5897



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.