'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 25

Просмотры  223 просмотров

Олефирова А.В., Рокутова Е.А.

  


ИНФОЦЫГАНСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ *

  


Аннотация:
в работе проанализированы механизмы, с помощью которых становится успешным новый вид мошенничества, инфоцыганство. На примере конкретных дел из судебной практики выделены основные черты деятельности инфоцыган, объяснены причины, почему инфоцыганство становится всё более распространённым. Предложены меры по дальнейшему предотвращению или сокращению случаев мошенничества инфоцыган   

Ключевые слова:
интернет-мошенничество, инфоцыганство, уголовная ответственность   


УДК 343.721

Олефирова А.В.

студентка

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

(Россия, г. Саратов)

 

Рокутова Е.А.

студентка

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

(Россия, г. Саратов)

 

ИНФОЦЫГАНСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ

В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

 

Аннотация: в работе проанализированы механизмы, с помощью которых становится успешным новый вид мошенничества, инфоцыганство. На примере конкретных дел из судебной практики выделены основные черты деятельности инфоцыган, объяснены причины, почему инфоцыганство становится всё более распространённым. Предложены меры по дальнейшему предотвращению или сокращению случаев мошенничества инфоцыган.

 

Ключевые слова: интернет-мошенничество, инфоцыганство, уголовная ответственность.

 

Новым видом мошенничества в интернете стало явление «инфоцыганства».

Впервые «инфоцыгане» упоминаются в юмористическом сериале «Миллионер из Балашихи» [4]. В сериале высмеиваются «инфобизнесмены», которые, не обладая ни научным, ни юридическим, ни жизненным опытом, пытаются научить обывателей инфобизнесу.

Инфоцыгане продают преимущественно обучающие онлайн-продукты, однако не учат конкретным навыкам (работать с персоналом или привлекать конкретную целевую аудиторию), а рассказывают о важности уверенности в себе, постановки целей на будущее. Данный вид инфобизнеса процветает, несмотря на большое количество действительно полезных образовательных курсов, потому что инфоцыгане убеждают свою аудиторию, что даже сложных целей можно достичь за короткий срок без прикладывания усилий.

В исследовании технологической компании АО «Крибрум» сказано, что самыми популярными продуктами инфоцыганства в соцсетях стали «Марафон желаний» Елены Блиновской, «Денежный марафон» Валерии Чекалиной, «Стратегии на миллион» Оксаны Самойловой, «Мышление миллионера» Гусейна Гасанова и «Я выбираю тебя» Надин Серовской [3].

В докладе члена Совета по правам человека при Президенте РФ на заседании Государственной Думы РФ И. С. Ашманова говорится, что инфоцыгане сначала «создают образ депрессивности, скуки и нищеты», убеждают «в необходимости реализовывать мечты», а затем дают весьма банальные советы, например, «полюбить себя», научиться «быть в ресурсном состоянии» [2].

По статистике, собранной в результате проведённого нами социологического опроса, в ходе которого было опрошено 69 человек, чаще всего курсы, тренинги или марафоны приобретают женщины (47.5% респондентов среди респондентов женского пола по сравнению с 41% среди мужского). Возрастной категорией, наиболее склонной к трате денежных средств на онлайн-образование, являются респонденты с 26 до 37 лет, в зависимости от статуса занятости к покупке курсов более склонны люди со средним профессиональным образованием (56.25%). Показательно, что большая часть респондентов, потратившихся на какой-либо из видов онлайн-образования, считает, что результаты не оправдали их затрат и более не планируют принимать участие в курсах, тренингах или же марафонах (37.5% респондентов). Наиболее распространёнными причинами участия является получение эмоциональной поддержки, а также необходимость повышения профессиональных компетенций.

Инфоцыганство является обманом прежде всего потому, что инфоцыгане сами не верят в действенность своих методов. Например, Елена Блиновская на интервью у Ксении Собчак на вопрос: «Не считаешь ли ты, что играешь в беспроигрышную лотерею, когда говоришь, что у Вас не исполнилось желание, потому что вы недостаточно поработали над собой, неправильно загадали желание?» не может аргументировано ответить и отстоять свою позицию.

Осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг, «инфоцыгане», зачастую, не являются субъектами предпринимательской деятельности в РФ (не работают через ИП или ООО, без регистрации в налоговой), не указывают своё настоящее имя (используют псевдоним) и фактический адрес, куда можно отправить официальную претензию о возврате денег в случае недовольства качеством их продуктов, а также могут быть юридически оформлены в другой стране. Это является существенным препятствием для защиты прав лиц, пострадавших от данного вида недобросовестной деятельности.

В практике судопроизводства есть немного случаев, когда «инфоцыган» привлекали к уголовной ответственности по статьям 171 и 159 УК РФ.

Например, дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ в отношении куратора «Бизнес Молодости», Пудова А.Н., который активно использовал мошеннические схемы: псевдо-образовательную (его знания были построены на опыте магов и чародеев из 90-х) и псевдо-предпринимательскую деятельность (применение статьи 171 УК РФ стало возможным в результате того, что Пудов осуществлял свою деятельность без лицензии, хотя в данном случае она была обязательна). Он наблюдал за «экстрасенсом» Анатолием Кашпировским, изучал движения, тембр голоса, взгляд, работу с аудиторией Кашпировским. Он понял, что при правильной подаче на бессмысленном наборе слов можно заработать. В результате проведения таких схем сумма ущерба, пострадавшим от его махинаций (которых на данный момент не менее девяти человек) составила 13 654 633 рубля.

Депутат Государственной Думы Б. Чернышев предложил определить порядок лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития, чтобы оградить от аферистов в этой сфере. Для получения лицензии, предполагает Чернышев, нужно не только наличие личных заявлений, но и достоверные данные (о посещении образовательных организаций) и документы (диплом об образовании, документ, свидетельствующий о прохождении аттестации, удостоверение о повышении квалификации), которые подтверждали бы компетентность человека в образовательной сфере. Если это личная, самостоятельно разработанная методика, то она должна быть утверждённой, апробированной Министерством образования.

Другим случаем редкого применения УК РФ может служить уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении бизнес-тренера Дениса Байгужина. Исходя из слов потерпевшей, Байгужин при помощи сильнейших психологических воздействий (путём внушения и манипуляций «призывал передать ему деньги, стать его партнером по бизнесу») в общей сложности причинил ущерб размером в 6 600 000 рублей. Обман заключался в том, что Байгужин убеждал Мангур делать вклады в его «бизнес империю», стать его бизнес-партнером, обещая при этом получение пассивного дохода в виде процента от прибыли его компаний. При этом никаких приходно-кассовых чеков или квитанций им выдано не было. Из-за сложившихся доверительных отношений с преступником потерпевшая не сомневалась в существовании компании ООО «Байгуд», которая оказалась фиктивным предприятием: на балансе компании не состояло никакого имущества, не велась экономическая деятельность.

По оценкам исследования EdMarket Research, российский рынок онлайн-образования последние 5 лет вырос примерно на 20%. Когда компании начали переводить сотрудников на удаленную работу, количество пользователей интернет-курсов выросло в разы.

На данный момент есть лишь возможность обращаться в государственные органы власти, такие как МВД, ФНС, ФАС, ФТС, РПН, РКН, Прокуратура, однако иск не является гарантией того, что деньги будут возвращены, так как клиенты инфобизнесменов не защищены законом о правах потребителей. Данным законом предусмотрена только ответственность за отсутствие своевременной и полной информации о товарах и услугах (ст. 10) и ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию о товаре, услуге (ст. 12), которые применяются при наличии договора. В остальных же случаях ссылаться на закон невозможно.

Поэтому, когда возникнет правовое регулирование этого рынка (посредством изменения действующего законодательства: введение необходимой сертификации оказываемых услуг; необходимости указания в договоре обязанности вернуть деньги в ситуации, когда услуга не была оказана; создание системы мониторинга налоговой дисциплины инфоцыган), то уменьшится и количество тех, кто пытается обмануть свою аудиторию. Это произойдет по причине того, что вследствие установления определенных стандартов появятся барьеры для входа на рынок инфобизнеса. Благодаря им станет обязательным подтверждение компетентности в образовательной сфере и появится правовая защита в случае отсутствия гарантированного результата после приобретения услуги.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Ось-89, 1997. – 176 с.

В Госдуме предложили создать реестр «инфоцыган». // Обозрение. – 2022. – URL: https://oboz.info/v-gosdume-predlozhili-sozdat-reestr-infotsygan/ (дата обращения: 27.02.2022)

В Думе предложили создать реестр инфоцыган, которые учат «дышать маткой» и «любить себя// Znak. – 2022. – URL: https://www.znak.com/2022-02-17/v_gosdume_predlozhili_sozdat_reestr_infocygan_kotorye_uchat_dyshat_matkoy_i_byt_v_resurse (дата обращения: 27.02.2022)

Ненавижу, *****, инфоцыган! // Inc.Russia. - 2019. –URL: https://incrussia.ru/understand/infotsygane/ (дата обращения: 27.02.2022).

 

Olefirova A.V.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

Rokutova E.A.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

INFOCYGANISM AS A PHENOMENON

IN THE INTERNET SPACE

 

Abstract: the paper analyzes the mechanisms by which a new type of fraud, infocyganism, becomes successful. Using the example of specific cases from judicial practice, the main features of the activities of Infocygans are highlighted, the reasons why infocyganism is becoming more common are explained. Measures are proposed to further prevent or reduce cases of fraud among Gypsies.

 

Keywords: Internet fraud, infocyganism, criminal liability.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Олефирова А.В., Рокутова Е.А. ИНФОЦЫГАНСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 169 - 174. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5903 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5903



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.