'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 30

Просмотры  82 просмотров

Кандыба К.В.

  


ЭТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема этического воспитания с акцентом на его организацию на начальной ступени общеобразовательной школы. Охарактеризованы термины «этика» и «этическое образование». Указанное направление воспитательной деятельности в современной педагогической практике имеет продолжение. Отражена важность формирования этических качеств у школьников в целях повышения уровня их духовно-нравственной и нравственной культуры   

Ключевые слова:
этика, этическое воспитание, этические нормы, этическая воспитанность, духовно-нравственная культура   


УДК 159.9

Кандыба К.В.

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Краснодарский государственный институт культуры»

(г. Краснодар, Россия)

 

ЭТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема этического воспитания с акцентом на его организацию на начальной ступени общеобразовательной школы. Охарактеризованы термины «этика» и «этическое образование». Указанное направление воспитательной деятельности в современной педагогической практике имеет продолжение. Отражена важность формирования этических качеств у школьников в целях повышения уровня их духовно-нравственной и нравственной культуры.

 

Ключевые слова: этика, этическое воспитание, этические нормы, этическая воспитанность, духовно-нравственная культура.

 

В формировании гармоничной и духовно богатой личности, обладающей качествами нравственно воспитанного человека, важная роль принадлежит этическому воспитанию. Нетрудно донести до ребенка знание этической нормы поведения, требовать и контролировать выполнение нравственных правил с его стороны. Гораздо труднее выработать в нем определенное отношение к нравственной норме, стремление следовать добру и противостоять злу. Именно поэтому школа должна давать детям основы научных знаний о нормах и принципах нравственности и формировать у них правильные нравственные установки в поведении. Нет сомнений в том, что этика играет важную роль в непрерывном нравственном воспитании.

Если рассматривать это явление как предмет воспитания, то главная задача состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в последовательный процесс сознания, усвоить нормы нравственной жизни людей и приобщиться к этим нормам. Этот процесс должен быть для детей желанным, не догматическим, не напористым, а живым, творческим, активным. Н. И. Новиков замечает: «Нельзя получить положительных результатов грубостью и насилием: желаемый результат будет получен ласковыми словами и ласковыми внушениями» [4, с. 18]. В. А. Сухомлинский также неоднократно подчеркивал, что «…учение – это, прежде всего, живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность – азбука культуры» [6, с. 118].

В трактовке Е. В. Ермаковой «нравственность есть отношение к внутреннему смысловому смыслу вещей и явлений в жизни. Этические науки в русле этого направления выявляют внутренние побудительные силы и регуляторы культурно адекватного поведения человека, роль которых играют его нравственные качества [3, с. 19].

Необходимо сказать, что в настоящее время проблема формирования и взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка остается актуальной, так как уровень духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (соответственно этической культуры) имеет тенденцию к снижению. А. И. Шемшурина, отмечая важность рассматриваемой проблемы для современного общества, пишет: «В самом воспитательном опыте, вопреки социальной позиции общества, нарастает потребность в этическом воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что изменившаяся динамика современной жизни и ряд нравственных противоречий в самоопределении жизни личности остро поставили перед обществом вопрос о цели воспитания и средствах воспитания. Ставится под сомнение идеология образования, его цели, функции и задачи» [7, с. 35].

Прежде чем рассмотреть этическое воспитание студенческой молодежи, сделаем краткий экскурс в ретроспективу, чтобы поразмыслить над трактовкой самого понятия «этика».

По определению Толкового словаря Большого живого русского языка В. И. Даля, этика есть «наука о нравственной жизни человека. Этика касается жизни [2, с. 157]. Сам термин «этика» происходит от греческого «ethos», что означает «характер, темперамент, обычай». Термин был введен Аристотелем более двух тысяч лет назад. Он называл «этическими» добродетелями человека, проявляющимися в его жизни. Он приписывал им такие качества, как благородство, мужество, мужество и считал этику наукой об этих качествах. В понимании философа этика как воспитательный фактор включает в себя то прогрессивное, что способствует созданию гармонии между человеком и окружающим миром.

Важным показателем уровня нравственной воспитанности личности ребенка, выявляемым в педагогических исследованиях, является его способность придерживаться и ориентироваться в нравственных нормах. Нравственно грамотный человек – это тот, кто не только обладает нравственными знаниями, но и действует соответственно. Этот человек имеет устойчивые нравственные мотивы, побуждающие его вести себя в обществе должным образом. Однако следует иметь в виду, что обычное заучивание ребенком нравственных принципов не может решить проблему их реализации в действиях. Нравственные поступки проявляются в деятельности и общении. Особенность таких поступков состоит в том, что, как было сказано выше, они носят ценностно-регулирующий и оценочный характер, т. е. в их основе лежит нравственная оценка, выполняющая функции регуляции и контроля их поведенческих проявлений.

«Этическое воспитание, — пишет И. П. Подласый, — есть целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной нравственности» [5, с. 163]. Внимательность, щедрость, забота и добрая поддержка должны стать естественными нормами отношений между людьми в школе. В первую очередь носителями этих отношений являются педагоги. Для школьников «учитель есть образ этики, ее наглядное и действенное выражение» - такова точка зрения Л. Р. Болотиной [1, с. 122].

Поэтому педагоги, решающие сегодня социальные задачи воспитания, должны доверять разумному и нравственному ребенку и помогать каждому из них принять правильное решение для духовно-нравственного развития. Это может быть осуществлено путем целенаправленного, педагогически грамотного и специально организованного нравственного воспитания на начальной ступени общеобразовательной школы, органически интегрированного и составляющего целостный образовательный процесс. Только в этом случае возможно достижение ожидаемого педагогического результата: формирование и развитие нравственно-этической и в целом общечеловеческой культуры подрастающего поколения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Болотина, Л. Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л. Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2007. –272 с.

Даль, В. И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т.4. – М.: Азбуковник, 2005.– 531 с.

Ермакова, Е. В. Курс нравственно воспитания «Этика» / Е. В. Ермакова // Народное образование. – 2003. – № 9. – С. 17–24.

Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей / Н. И. Новиков. – М.: Педагогика, 2008. – 217 с.

Подласый, И. П. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2007. – 841 с.

Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.3 / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 512 с.

Шемшурина, А. И. Основы этической культуры / А. И. Шемшурина. – М.: Высшая школа, 1990. – 130 с.

 

Kandyba K.V.

Federal State Budgetary

Educational Institution of Higher Education

Krasnodar State Institute of Culture

(Krasnodar, Russia)

 

ETHICAL SUPPORT

EDUCATIONAL PROCESS

IN A SECONDARY SCHOOL

 

Abstract: the article deals with the problem of ethical education with an emphasis on its organization at the initial stage of secondary school. The terms "ethics" and "ethical education" are characterized. This direction of educational activity in modern pedagogical practice has a continuation. The importance of the formation of ethical qualities in schoolchildren in order to increase the level of their spiritual, moral and moral culture is reflected.

 

Keywords: ethics, ethical education, ethical norms, ethical upbringing, spiritual-moral culture.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кандыба К.В. ЭТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 195 - 199. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5908 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5908



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.