'
Алексеева Т.А., Колесникова Н.В.
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА САМОВОСПРИЯТИЕ И САМООЦЕНКУ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема связи уровня физической культуры и особенностей формирования представления о себе у молодых людей. Основываясь на существующих исследованиях, авторы производят оценку наиболее значимых и актуальных в современном мире факторов, имеющих отношение к спорту и здоровью и влияющих на самооценку человека
Ключевые слова:
физическая культура, адаптация, молодежь, здоровье, психологическое состояние, социальные нормы
УДК 796
Алексеева Т.А.
студентка 1 курса
Кемеровский государственный университет
(г. Кемерово, Россия)
Колесникова Н.В.
старший преподаватель кафедры физического воспитания
Кемеровский государственный университет
(г. Кемерово, Россия)
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ НА САМОВОСПРИЯТИЕ
И САМООЦЕНКУ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Аннотация: в статье рассматривается проблема связи уровня физической культуры и особенностей формирования представления о себе у молодых людей. Основываясь на существующих исследованиях, авторы производят оценку наиболее значимых и актуальных в современном мире факторов, имеющих отношение к спорту и здоровью и влияющих на самооценку человека.
Ключевые слова: физическая культура, адаптация, молодежь, здоровье, психологическое состояние, социальные нормы.
Формирование самооценки неразрывно связано с процессами становления личности и утверждения положения человека в социуме. Восприятие собственного образа строится вокруг рационального знания о себе и эмоциональной оценки данной информации, и если первое определяется качеством когнитивных навыков (таких как саморефлексия), то второе находится под мощным влиянием факторов внешней среды. На самооценку влияют стереотипы и установки, особенности воспитания, отношения с окружающими, способность к восприятию критики и многое другое. При этом область, находящаяся под контролем показателей самооценки, неоспоримо велика: способность к адаптации в коллективе, способность к самомотивации, эмпатии, риску и другим личностным проявлениям – тесно связаны с принятием или неприятием себя.
В исследовании, затрагивающем наш вопрос, С.М. Зубов и Е.А. Зубова пишут: «Требования к самооценке и саморегуляции являются глубинными и первичными по отношению к мотивации, стилю деятельности и особенностям общения. <…> Самосознание и «само»-процессы разного уровня (саморегуляция, самоуправление) формируются на ранних этапах онтогенеза, неразрывно связаны с аффективными явлениями, мало осознаются индивидом. Их трансформация в относительно зрелом возрасте является сложным и протяженным во времени процессом, требует значительных нервно-психических затрат, развитых рефлексивных способностей» [1]. Мы должны говорить о значительном влиянии деятельностных и поведенческих особенностей на восприятие себя человеком, но практически с той же уверенностью можем утверждать наличие прямой обратной связи.
Достижение более высокого уровня чувствительности к сигналам собственного организма влечет за собой пробуждение интереса и в перспективе – рост уважения к телу и возможностям, которые оно предоставляет. Физическую и психологическую культуру в этом смысле многое объединяет – изменения, происходящие в сознании, находят отражение во внешних проявлениях. Так, например, о последствиях регулярных физических нагрузках пишет И.Б. Пилина: «Удовлетворение своим внешним видом – важная составляющая стабильной самооценки. Когда человеку комфортно в своем теле, он по-другому чувствует, ведет, преподносит себя – более уверенно. Постоянное занятие спортом, в том числе и посещение занятий по физической культуре в вузе, формирует сильный мышечный корсет, помогает понять свое тело и организм, как они устроены, что непосредственно влияет на движения, осанку, жесты занимающегося» [2].
Получение нового двигательного опыта в статусе более сильного и здорового человека позволяет людям осознать ценность ставших доступными с его приобретением преимуществ активного образа жизни. Это способствует повышению мотивации к дальнейшему следованию его принципам и, следовательно, еще более весомому вкладу в свое личностное развитие и гармоничные отношения с телом и окружающим миром.
Таким образом, мы заключаем, что психоэмоциональное состояние не просто коррелирует с качеством физических нагрузок, присутствующих в жизни человека, но и в значительной мере способствует тем или иным изменениям в его поведении и мышлении. Положительная динамика в одних процессах катализирует другие; начиная разбираться в том, что касается физиологических возможностей и потребностей, человек получает представление о том, чего ему хочется и что он может получить в эмоциональной, социальной, духовной сферах. Со временем, следует предположить, даже у тех людей, которые начинали заниматься спортом ради достижения материальных результатов, может произойти переход к более комплексной мотивации: удовольствие от активности, радость общения и гордость за свой выбор времяпрепровождения должны образовать каркас нового самоощущения. Подтверждение данному тезису мы можем найти в работе С.Ю. Размаховой: «В целом, молодые люди, обучающиеся в вузе, предпочитают виды двигательной активности, где можно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями организма, например, занятия в тренажерном зале. Привлекают молодых людей и виды спорта, где имеется возможность получить кроме физической нагрузки и положительные эмоции от командного вида деятельности – спортивные игры и современные танцевальные направления» [3].
Подводя итог, мы считаем уместным высоко оценить влияние степени развитости физической культуры на самооценку, самовосприятие и ряд связанных с этими понятиями явлений. Теоретические рассуждения и практические исследования дают нам достаточно оснований для утверждения справедливости этой позиции, а важность изучения данного вопроса подкрепляется необходимостью внедрения результатов в воспитательный процесс в образовательных учреждениях, имеющих в программе дисциплины, связанные с развитием физической культуры у обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Зубов, С. М. Исследование самооценки студентов на занятиях физической культурой / С. М. Зубов, Е. А. Зубова // Современное научное знание в условиях системных изменений : материалы Третьей национальной научно-практической конференции с международным участием, Тара, 05–06 июня 2019 года. – Тара: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2019. – С. 18-22.
Пилина, И. Б. Формирование личностной самооценки и самостоятельные способы ее корректировки студентами на занятиях по физической культуре / И. Б. Пилина // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки : Сборник докладов Научной сессии, Санкт-Петербург, 11–18 апреля 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2022. – С. 113-115.
Размахова С. Ю. Отношение студентов к формированию личной двигательной активности / С. Ю. Размахова, В. Н. Пушкина, А. А. Красильников, В. И. Лях // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5. – № 1(14). – С. 22.
Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3
Ссылка для цитирования:
Алексеева Т.А., Колесникова Н.В. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА САМОВОСПРИЯТИЕ И САМООЦЕНКУ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 341 - 345. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5929 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*