'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 3
  4. Научная статья № 57

Просмотры  88 просмотров

Насипова О.А.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ОТХОДАМИ *

  


Аннотация:
одной из наиболее острых экологических проблем Российской Федерации является загрязнение почв нефтесодержащими отходами (нефтью и нефтепродуктами), многие из которых являются высокотоксичными канцерогенами, представляющими реальную угрозу здоровью человека и приводящими к негативным последствиям для окружающей среды. Ситуация осложняется отсутствием достоверных данных о точном количестве таких площадок и степени их загрязнения нефтесодержащими отходами, что резко снижает эффективность использования программно-ориентированных методов планирования   

Ключевые слова:
рекультивация, нефть, отход, почва, разлив, мера, загрязнение, ликвидация, трансформация   


УДК 1

Насипова О.А.

студент 2 курса магистратуры

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(г. Уфа, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ,

ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ОТХОДАМИ

 

Аннотация: одной из наиболее острых экологических проблем Российской Федерации является загрязнение почв нефтесодержащими отходами (нефтью и нефтепродуктами), многие из которых являются высокотоксичными канцерогенами, представляющими реальную угрозу здоровью человека и приводящими к негативным последствиям для окружающей среды. Ситуация осложняется отсутствием достоверных данных о точном количестве таких площадок и степени их загрязнения нефтесодержащими отходами, что резко снижает эффективность использования программно-ориентированных методов планирования.

 

Ключевые слова: рекультивация, нефть, отход, почва, разлив, мера, загрязнение, ликвидация, трансформация.

 

В настоящее время порядок предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и от 21 августа
2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Кроме того, имеется значительное количество действующих нормативно-правовых документов различных министерств и ведомств в заявленной области [2].

Законодательная норма, касающаяся полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части разработки и принятия региональных нормативов "допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почве" (ДОСНП), выполняется недостаточно эффективно в качестве основного критерия качества почвы. В Российской Федерации только четыре субъекта Российской Федерации в достаточной степени реализовали вышеуказанные полномочия: Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми, Республика Татарстан и Ставропольский край.

Отсутствие утвержденных стандартов допустимого остаточного содержания нефти в почве не позволяет однозначно идентифицировать места, загрязненные нефтью, и оценить масштабы причиненного ущерба, затрудняет проектирование и проведение работ по рекультивации мест, загрязненных нефтью, а также приемку земель после рекультивации. Отсутствие ДОСНП также не позволяет прогнозировать возможные негативные воздействия на окружающую среду при принятии решения о строительстве новых нефтепромысловых объектов и планировании мероприятий по минимизации последствий возможных чрезвычайных ситуаций [3].

Рекультивация нарушенных и загрязненных земель в результате хозяйственной деятельности является завершающим этапом в производственных процессах разведки, разведки, разработки и освоения нефтяных и газовых месторождений. Эффективность рекультивации нарушенных и загрязненных земель зависит не только от эффективности дальнейшего землепользования, но и частично от эффективности процесса разработки месторождения. В соответствии с действующим законодательством рекультивационный контроль осуществляется только после приемки выполненных работ по рекультивации.

Решение проблемы рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами, затруднено из-за отсутствия научно обоснованных и законодательно утвержденных предельно допустимых концентраций нефти и ее компонентов в почвах, методов рекультивации нефтезагрязненных земель и обезвреживания нефтешламов, что допускает их произвольное и зачастую субъективное определение. нормирование. Кроме того, современные требования к качеству почвы, они нормализуют состояние важных характеристик восстановленных биогеоценозов (биологическая активность и токсичность почв, состояние почвенного микробиоценоза и фауны и т.д.) и не включают критерии оценки восстановления первоначальных условий обитания.

Нынешняя ситуация усугубляется отсутствием полной и достоверной информации о современных отечественных и зарубежных технологиях для очистки загрязненных нефтью почв требуется эффективное взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, разработчиков и владельцев технологий, чтобы совместить преимущества рыночного и административного подхода к решению накопившихся проблем [4].

Следует отметить, что соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации не учитывают требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и обеспечение использования экосистемного подхода при реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности, конечной целью которых является не восстановление структурных характеристик природных объектов, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание среды обитания, биологических видов и стабильность страны и т.д.

Несмотря на серьезность проблемы, многие вопросы, связанные с оценкой воздействия нефтяного загрязнения на почвенный покров, остаются нерешенными и не учитываются в деятельности таких стратегических и программно-целевых документов планирования Российской Федерации, как план мероприятий по реализации "Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации за период с декабря 2012 года).  2423-р) и Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27. Декабря 2012 г. № 2552-р), а также в проекте государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", разработанном Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и концепции Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России (на 2021-2024 годы)". [5].

В настоящее время в России реализуется проект ПРООН/ГЭФ - Министерство природных ресурсов России 00077026 "Задачи по охране биоразнообразия" в рамках "Политики и программ развития российского энергетического сектора", основной задачей которого является внедрение принципов защиты биоразнообразия в разработку политики российского энергетического сектора и деятельности энергетических компаний посредством экспериментальных мероприятий на шести демонстрационных территориях (Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Астраханская область (Северный Каспий), Сахалинская область, Республика Хакасия, Кемерово). Представляется целесообразным включить

Деятельность проекта включает разработку ряда документов для демонстрационных зон, регулирующих нормализацию характеристик почв, загрязненных нефтью, и внедрение экосистемного подхода к рекультивации почв, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, с целью их последующего тиражирования на территории Российской Федерации.

Помимо очевидного загрязнения земной поверхности нефтепродуктами, необходимо учитывать загрязнение подповерхностных, в первую очередь подземных, пресных вод, которые загрязнены соленой водой из-за нарушения гидроизоляции между горизонтами пресной и соленой воды при бурении и эксплуатации нефтяных скважин. Очевидно, что загрязнение подземных вод следует рассматривать не как отдельный вид загрязнения, а как один из компонентов общего загрязнения, вызванного добычей нефти.

Таким образом, нефтегазовая отрасль является основной экономикой России. Основной объем добычи нефти приходится на Западную Сибирь. Каждый год сотни гектаров земли загрязняются нефтью. Добыча и транспортировка нефти быстро растут, оставляя миллионы тонн в разлитом состоянии. Поскольку почвенные комплексы в регионе обладают низкой способностью к самовосстановлению, рекультивация этих земель является обязательной, и этому вопросу уделяется очень пристальное внимание [1].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бобренко И.А. Экономическая оценка применения биопрепаратов на нефтезагрязненных почвах / И.А. Бобренко, Н.П. Романова // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: сборник материалов Международной научно-практической конференции: 2-3 декабря 2010 г. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2019. - С. 352-353.

Бобренко И.А. Проблема повышения экологической безопасности при обращении с отходами бурения на территории Западной Сибири / И.А. Бобренко, Е.Ю. Павлова // Омский научный вестник. - 2019. - № 1 (138) - С. 198-202.

Рекультивация породного отвала ОАО «Шахта «Капитальная» Кемеровской области / А.Е. Некрасова, Е.Г. Бобренко, А.И. Кныш, В.И. Сологаев / Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2020. - № 1 (21). - С. 154-160.

Бобренко Е.Г. Рекультивация породного отвала ООО Шахта «Капитальная» г. Осинники Кемеровской области / Е.Г. Бобренко, А.Е. Некрасова // Управление почвенным плодородием и питание культурных растений. Экологические аспекты природопользования: сборник материалов, посвященный 80-летию со дня рождения профессора, основателя и руководителя научной школы Ю.И. Ермохина. - Омск: ЛИТЕРА, 2021. - С.33-38

Сметанин В.И. Рекультивация и обустройство нарушенных земель: учебник / В.И. Сметанин. - М.: Колос, 2020. - 96 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Насипова О.А. ПРОБЛЕМЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ОТХОДАМИ // Вестник науки №6 (51) том 3. С. 379 - 384. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5935 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5935



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.