'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  240 просмотров

Бородастова Ю.В.

  


ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ SOFT SKILLS КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития лидерских SOFT SKILLS компетенций современных подростков. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что, несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills у современных подростков в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития довольно низок и требует детализации в определении их детерминантов   

Ключевые слова:
hard skills, soft skills, компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, личностные качества, образовательный процесс, критическое мышление   


УДК 740

Бородастова Ю.В.

Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева

(г. Саранск, Россия)

 

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

ЛИДЕРСКИХ SOFT SKILLS КОМПЕТЕНЦИЙ

СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития лидерских SOFT SKILLS компетенций современных подростков. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что, несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills у современных подростков в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития довольно низок и требует детализации в определении их детерминантов.

 

Ключевые слова: hard skills, soft skills, компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, личностные качества, образовательный процесс, критическое мышление.

 

В настоящее время для достижения успеха мало иметь глубокие знания и опыт, необходимо кое-что еще. Но, к сожалению, эта «что-то» пока не преподается в российских школах. То, что мы называем «чем-то», относится к специальным навыкам, которые сегодня и называются «SOFT SKILLS», или «гибкими навыками», или мягкими навыками. По мере того как технологии проникают в нашу жизнь и повседневную работу, растет спрос и становится все больше людей с SOFT SKILLS.

Что такое «SOFT SKILLS»? Существует две категории навыков – Hard skills (жесткие навыки) и Soft Skills (мягкие навыки).

Исследования Гарвардского университета и Стэнфордского института выявили, что Hard skills способствуют карьерному успеху сотрудников только на 15%, в то время как Soft skills определяют остальные 85% [1].

Другое исследование, проведенное Стэнфордским институтом совместно с Фондом Карнеги-Меллона среди руководителей компаний из списка Fortune 500, показало, что 75% долгосрочного стабильного успеха руководителей компаний на работе определяется именно мягкими навыками [2].

SOFT SKILLS - это не индивидуальные или разные навыки, они представляют собой набор навыков, необходимых для эффективного общения и решения совместных задач. Вот почему переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевой частью решения проблемы будущего успеха в работе, поскольку современные условия рыночного труда требуют сформированности у профессионала ряда компетенций и навыков. В среде повышенной конкурентности между работниками активно внедряется идея SOFT SKILLS компетенций. Работник с выраженными надпрофессиональными навыками SOFT SKILLS компетенций обычно отличается успешностью в рабочем процессе, гибкостью трудовой деятельности, высокой производительностью труда. Такие профессионалы не привязаны к конкретной предметной области. SOFT SKILLS компетенции состоят из значительных группы компетенций, которые способствуют повышению производительности деятельности, адаптации к изменяющимся условиям жизни. При этом особое значение уделяется изучению лидерства как структурной части SOFT SKILLS компетенций.

Проблема лидерства и проявления лидерских компетенций поднималась в трудах многих ученых, а именно: Дж. Брауна, М. Вебера, Д. Гоулмана, Д. Майерса, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, З. Фрейда и др. Решение же этой проблемы сегодня затрагивает даже современное образование, которое в свою очередь должно быть направлено на развитие способностей детей в XXI веке. С развитием современного общества должно развиваться и образование. При этом система преподавания, создающаяся веками, должна быть не разрушена, а развита, а преподавательская база – передана. Сейчас от школьников в первую очередь требуется не заучивать материалы и не разрабатывать однообразные методы решения задач, а развивать универсальные способности.

В психоаналитической теории лидерства стремление к лидерству заключается в бессознательных стремлениях и мотивации лидерства. Авторитарная личность, в соответствии с позицией З. Фрейда, пытается освободиться от личных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. У лидеров всегда присутствует выраженная потребность во власти или других личностных ценностях, они преследуют эгомотивы и постоянно ищут способы самоутверждения [10, с. 238].

В теории лидерских качеств, активно развитой Т. Карлайлом, отводится особое внимание качествам характера лидера. Ученый считает, что важным фактором в формировании человека-лидера является не только его происхождение, но и опыт как комплекс лидерских компетенций: проявление ответственного поведения, принятие ошибок, стремление завершить начатое до конца, высокая энергичность, целеустремленность и упорство, склонность к риску и поиску оригинальных решений проблемы, способность к легкому взаимодействию и влиянию на других, организации коллектива и противостояние его распаду [9, c. 1343].

Проявление лидерства Дж. Браун связывает с определенной ситуацией взаимодействия людей, в которой каждая личность может проявить себя как лидер, показать комплекс умений таких, как осознание возможностей и потребностей группы, способность адаптироваться, реализовывать долгосрочные тенденции, стремление к изменениям в группе, владение организационными умениями и т.д.[8, c. 351]

В настоящее время в обществе востребованными являются выпускники, которые открыты к адаптации к динамичной среде, способны к постоянному проявлению компетенций, в том числе и лидерских. В числе таких компетенций особое место отводится именно SOFT SKILLS.

Лидерство – структурная часть SOFT SKILLS компетенций как сформулированные требования к лидерским знаниям, навыкам и поведению при реализации профессиональных и надпрофессиональных видов деятельности. Лидерские SOFT SKILLS компетенции можно структурировать так: широта видения, аналитическая способность в принятии решений; управленческий навык ведения рабочей деятельности; групповое взаимодействие с целью достижения общегрупповых целей; коммуникация; открытость и направленность на самосовершенствование, разрешения проблем; социально-культурность; целесамоорганизованность, достижение и познание нового.

Лидерские SOFT SKILLS компетенции дают возможность продуктивно выстраивать свою деятельность, взаимодействовать с окружающими, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, достигать намеченной командной цели.

Если говорить о выявлении лидерских компетенций, то следует отметить, что важная роль в данном процессе должна быть отведена тестированию. При этом наиболее часто используются следующие тесты: лидерские способности, лидерский потенциал, функционального лидерства и другие. Используемые для выявления лидеров тесты должны быть комплексными, ориентированными на раскрытие мотивации и направленности, их склонностей и способностей.

Диагностическая задача решается различными методами, одним из которых является метод референтнометрии, который применяется для выявления групп и лиц, обладающих ценностной значимостью для других людей. Также данную задачу можно решить с помощью стандартизированных анкетных опросников, экспериментальными авторскими методиками на основе активных социально-психологических методов, по результатам применения психологических личностных опросников, через использование социометрического анализа группы, рейтингов [5, c. 430].

При изучении подросткового возраста и лидерских компетенций в этом возрасте, И. М. Ануфриева, Н. Н. Каданкова считают, что выбор методик диагностики усложняется в связи с отсутствием как валидных стандартизированных методик, так и требований к самим методикам (короткие сроки для диагностики и обработки, психологические и психофизиологические особенности подростков и их диагностике) [6, c. 126].

Э. С. Гуслякова, Н. А. Завалко отмечают, что в подростковом возрасте традиционно для этих целей используются различные диагностики, например:

  1. Методика «Я – лидер». Она содержит 48 вопросов для оценки испытуемых от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Данная методика позволяет проанализироать комплекс лидерских способностей: умение управлять собой, осознание цели (я знаю, чего хочу), умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой.
  2. Методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Данная методика также представлена в форме самоотчета по развитию у испытуемых лидерских способностей. Здесь предлагается 50 высказываний, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При этом диагностики подвергается общий уровень сформированности лидерских способностей и их качественное наполнение.

Недостатки в формировании лидерских SOFT SKILLS компетенций актуализируют и проблему их развития. Для решения данной проблемы в образовательных организациях необходимо организовывать работу так, чтобы у каждого подростка была возможность сформировать в себе лидерские компетенции.

SOFT SKILLS компетенции – это не изолированные явления, они взаимосвязаны, многофункциональны, имеют междисциплинарный характер и приобретаются только в результате комплексного образовательного процесса. В связи с чем их формирование и развитие должны быть конечной целью всего содержания образования и всей деятельности, которую осуществляет осуществляемой образовательная организация [7, c. 236].

Также моделирование развития лидерских компетенций личности происходит на базе психолого-педагогической диагностики, применении современных исследовательских методов для прогноза динамики формирования лидерских свойств у обучающихся [3, c. 346].

Как указывал Н. А. Котелевцев, для успешного формирования soft-skills компетенций (и субъектных качеств личности), для групп обучающихся необходимо создавать особые условия, значительно отличающиеся от обычных своими содержательными характеристиками. Формирование данных условий протекает в социальных средах – «социальном оазисе». Развитие «твердых» и «мягких» навыков начинается с ранних лет, однако в то время как «твердые» навыки формируются ребенком самостоятельно или с помощью узкого круга лиц, для большинства «мягких» навыков необходимо социальное взаимодействие. При этом важным условием, которое способствует развитию навыков soft skills, является добавление элементов напряженности и экстремальности в совместную деятельность групп [4, c. 129].

Иной путь формирования гибких компетенций – создание целевых образовательных продуктов в виде дополнительных общеразвивающих программ. Подобные программы состоят из теоретических и практических элементов.

Наиболее успешное формирование лидерских SOFT SKILLS компетенций проходит в ходе группового взаимодействия. При таком взаимодействии проявляется и действует лидерство, которое выражается именно во воздействии, оказываемом лидером на других членов общественной группы.

По мнению О. А. Апуневича, О. А., развитие лидерских SOFT SKILLS компетенций может произойти также в социально-значимых проектах. В общем виде метод проектов - это рациональное сочетание изучения теоретических знаний с их последующем практическим применением в решении конкретных проблем профессиональной деятельности. Использование данной деятельности дает возможность учесть их индивидуальные и личностные особенности и построить работу по развитию soft-компетенций [3, c. 17].

Помимо прочего, рассматриваемый вопрос можно решить с помощью применения интерактивных форм обучения, а именно: ролевых и деловых игр, casestudy, тренингов и др.

При этом в психологическом тренинге выявляются особенности взаимоотношений между членами коллектива, а также способности членов действовать определенным образом в моделируемых ситуациях. Однако чтобы создать подобный тренинг, необходима тщательная подготовка: следует максимально эффективно построить программу, выбрать различные упражнения и подготовить раздаточные материалы. Программа тренинговых занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей, подбираются упражнения, оказывающие влияние на конкретные формируемые качества лидера. При этом в структуру каждого занятия должны войти: упражнения на разогрев группы и создание положительного эмоционального фона, на формирование лидерских качеств, на обратную связь с каждым участником группы.

И наконец, беседы также позволяют направить обучающихся на формирование представлений о лидерских качествах, т. е. о таких понятиях как: дисциплинированность, решительность, самостоятельность, ответственность, уверенность, организованность и т. д.; раскрытие содержания лидерских качеств.

 Заключение

Проанализировав результаты настоящего исследования, мы можем сделать вывод о том, что что soft skills очень важны для современных подростков. Существует необходимость в дальнейших исследованиях по определению методов формирования и развития soft skills у школьников, а также путей решения основных проблем развития данных навыков, что будет способствовать дальнейшему формированию навыков soft skills.

В целом следует признать, что в школах проводится недостаточная работа по развитию soft skills. Опросы среди подростков показали, что часть обучающихся не имеет четкого представления о содержании компетенций, а ряд значимых из них не освоен на должном уровне. Вместе с тем школьники понимают важность формирования soft skills для своей будущей профессиональной карьеры.

Исходя из этого, необходимо включить в процесс образования и воспитания какие-то дополнительные курсы и тренинги, в том числе с целью получения сертификатов, например, языковых, организовать проектную и волонтерскую работу, предоставить возможность в большем объеме иметь стажировку и практику. Организация дискуссионных клубов и ораторских курсов, вероятно, позволила бы школьникам научиться высказывать и отстаивать свое мнение, учиться красноречию, а также помогла бы снять страх перед выступлением перед большой аудиторией. На уроках необходимо больше внимания уделять командной и проектной работе. Вероятно, следует создавать дополнительные учебные программы развития личностных качеств по всем составляющим soft skills. Для разработки мероприятий с целью развития soft skills необходимо привлекать не только преподавателей и педагогов, но и самих подростков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1-9. (Дата обращения 20.06.2022)

Soft Skills – Der Schlüssel zum Erfolg. Veröffentlicht am 11.07.2016. URL: https://rockyourcompany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg/ (Дата обращения 20.06.2022)

Апуневич, О. А. Развитие навыков soft skills у одаренных подростков, занимающихся различными видами проектной деятельности / О. А. Апуневич, О. А. Гуляева. – Текст : непосредственный // Теоретический и практический потенциал современной науки : сборник научных статей / редактор Л. В. Лукиенко. – Москва : Перо, 2019. – С. 17–22. – ISBN 978-5-00150-871-7.

Бочанцева, Л. И. Развитие качеств лидера у подростков на тренинговых занятиях в школе / Л. И. Бочанцева, А. И. Сосновская. – Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. – 2021. – № 1. – С. 236–248.

Каданкова, Н. Н. Опыт использования диагностических методик для изучения лидерского потенциала у подростков / Н. Н. Каданкова, И. М. Ануфриева. – Текст : непосредственный // Science Time. – 2015. – № 10 (22). – С. 126–132.

Клюева, О. И. Психолого-педагогические особенности формирования лидерских качеств у подростков / О. И. Клюева. – Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 30. – С. 346–351.

Котелевцев, Н. А. Воспитательные возможности развивающей социальной среды в контексте развития soft-skills / Н. А. Котелевцев. – Текст: непосредственный // Развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях : Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора И. Ф. Бережной посвящается, 17 сентября 2020 года / под общей редакцией Л. А. Кунаковской, О. Б. Мазкиной, С. В. Поповой. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2020. – С. 129–132. – ISBN 978-5-9273-3092-8.

Кулакова, А. Б. К вопросу диагностики коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся / А. Б. Кулакова. – Текст: непосредственный // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 7 (63). – С. 430–436.

Логвинов, И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной Отечественной психологии / И. Н. Логвинов. – Текст: непосредственный // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 97. – С. 1343–1366.

Фрейд, А. Теория психоанализа и «эго-психология» / А. Фрейд, 
З. Фрейд. – Москва : Родина, 2018. – 238 с. – ISBN 978-5-907024-05-2. – Текст : непосредственный.

 

Borodastova Yu.V.

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev

(Saransk, Russia)

 

STUDYING THE PROBLEMS OF

THE DEVELOPMENT OF LEADER SOFT SKILLS

COMPETENCES OF MODERN TEENAGERS

 

Abstract: In this article we will consider the main problems of the development of leadership SOFT SKILLS competencies of modern teenagers. The relevance of this study is due to the fact that, despite the active discussion of the problem of the development of soft skills in modern adolescents in domestic and foreign literature, their level of development is quite low and requires detail in determining their determinants.

 

Keywords: hard skills, soft skills, competencies, professional competencies, universal competencies, personal qualities, educational process, critical thinking.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бородастова Ю.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ SOFT SKILLS КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 11 - 20. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5937 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5937



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.