'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 61

Просмотры  119 просмотров

Шведчикова Е.В., Бурцева А.Д.

  


ВЛИЯНИЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
Данная статья посвящена проблемам влияния минимального размера оплаты труда на благосостояние граждан Российской Федерации, проблемам разрыва прожиточного минимума и минимальной заработной платы. А также, недостаткам механизма регулирования минимального размера оплаты труда   

Ключевые слова:
минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, заработная плата, Трудовой кодекс РФ   


В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.7), в России охраняется труд, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда [1]. МРОТ как инструмент регулирования доходов и уровня жизни населения в стране используется с 1992 года с момента принятия Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» [2]. Минимальный размер оплаты труда обязан исполнять социальную функцию и защищать работающих граждан. В Российской Федерации МРОТ свою функцию в полном объеме не выполняет. Можно сказать, что в некоторых случаях проблемы только усугубляются: так, в числе бедных граждан высокий процент людей с высшим образованием и хорошей квалификацией, существует большой разрыв между средней заработной платой сотрудников организации и платой начальника организации, высока дифференциация между регионами и отраслями. Значительная дифференциация величины прожиточного минимума по регионам привели государство к необходимости введения минимальной заработной платы в субъектах РФ, что было закреплено в статье 133.1 Трудового кодекса. Регионы получили большую свободу в вопросах регулирования величины МРОТ, однако этим правом пользуются далеко не все регионы. За время действия Трудового кодекса РФ, который был введен с 1 февраля 2002 года, произошло изменение понятия минимального размера оплаты труда и его структуры. Согласно первой редакции, сущность МРОТ определялась как «гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ и нормальных условиях труда» [4]. В структуру МРОТ не включались надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. В настоящее время законодательная трактовка МРОТ как минимальной заработной платы позволяет работодателям манипулировать с суммой этой гарантированной государством нормой оплаты труда. Практически во всех регионах РФ практикуется установление окладов работающим, в том числе и имеющим определенную квалификацию, ниже утвержденного МРОТ. Доведение получаемой заработной платы по итогам работы до минимальной суммы происходит за счет установления доплат и надбавок, в том числе стимулирующих. Такая ситуация искажает реальный уровень минимальной заработной платы и сущность самого принципа по социальной защите труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. С 1 июля 2017 года мы можем увидеть динамику размера МРОТ, так с 1 июля 2017 по 1 мая 2018 минимальный размер оплаты труда увеличился на 3363 рубля. Согласно Конституции, размер минимальной заработной платы должен быть не ниже прожиточного минимума. Однако, согласно статистическим данным, в 2016 году в России насчитывалось 19,8 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума, что составляет 13,5 населения страны. То есть для доведения показателей МРОТ до официального прожиточного минимума необходимо дополнительное ежегодное финансирование за счет средств бюджетов не менее 20 миллиардов рублей, что сегодня для региональных бюджетов не представляет возможным. Еще одним недостатком механизма регулирования минимального размера оплаты труда является то, что он облагается налогом, что противоречит сути минимальной социальной защиты работающих. Таким образом, можно сделать вывод, что МРОТ как инструмент социальной политики имеет слабую эффективность, не выполняет многие, возложенные на него функции. Минимальная заработная плата должна с одной стороны – гарантировать достойный уровень жизни работающих граждан, с другой – устанавливаться с учетом развития экономики государства. В России это вопрос еще требует дальнейшей доработки.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шведчикова Е.В., Бурцева А.Д. ВЛИЯНИЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 213 - 214. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/594 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/594



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.