'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 4
  4. Научная статья № 13

Просмотры  225 просмотров

Коровашкина В.А.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен порядок формирования административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном машиночитаемом виде в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг в части установления новых требований к их разработке согласованию, экспертизе и утверждению. Предполагается, что новый порядок формирования регламентов упростит работу органов власти, поскольку позволит собирать регламент как конструктор, из стандартных блоков и справочных значений, минимизировав ввод данных с клавиатуры. Преобразование услуги в машиночитаемый вид имеет свои преимущества и недостатки, чем обусловлена практическая значимость исследования   

Ключевые слова:
государственные услуги, муниципальные услуги, административный регламент, цифровой регламент, цифровая экосистема   


УДК 34.096

Коровашкина В.А.

студент 1 курса магистратуры Института экономики и бизнеса

Кафедра экономического анализа и государственного управления

Ульяновский государственный университет

(Россия, г. Ульяновск)

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Аннотация: в статье рассмотрен порядок формирования административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном машиночитаемом виде в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг в части установления новых требований к их разработке согласованию, экспертизе и утверждению. Предполагается, что новый порядок формирования регламентов упростит работу органов власти, поскольку позволит собирать регламент как конструктор, из стандартных блоков и справочных значений, минимизировав ввод данных с клавиатуры. Преобразование услуги в машиночитаемый вид имеет свои преимущества и недостатки, чем обусловлена практическая значимость исследования.

 

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, административный регламент, цифровой регламент, цифровая экосистема.

 

Создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных услуг становится нововведением в принципах их предоставления.

В 2020 году Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дополнен положениями Федерального закона от 30.12.2020 г. № 509-ФЗю Данные нововведения коснулись содержания административных регламентов, а также изменили порядок их утверждения в целом. Так, редакция статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает для федеральных органов и внебюджетных фондов обязанность осуществлять «разработку, согласование и экспертизу проектов административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме». [2] Эти работы должны проводиться в информационной системе Федерального реестра государственных услуг (ФРГУ). Такая же обязанность предусмотрена для региональных и муниципальных органов.

В соответствии с Законом № 210-ФЗ утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» [4].

В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2021 № 1822 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утверждённые постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 [5].

В связи с этим административные регламенты регионального и муниципального уровня будут разрабатываться в электронном машиночитаемом виде в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг. Все процедуры, связанные с согласованием, экспертизой и государственной регистрацией административных регламентов также будут осуществляться в ФРГУ, что, как ожидается, сократит срок их разработки – разработчику цифровых регламентов не придётся работать с текстом. Заполнение полей происходит путём выбора нужных значений из справочников. Инструменты форматно-логического контроля федерального реестра сводят на нет человеческий фактор во время разработки регламента предоставления государственной или муниципальной услуги.

Проект «Модуль разработки цифровых регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Конструктор цифровых регламентов реализуется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Функционал КЦР соответствует последним изменениям законодательства в области разработки административных регламентов и предоставления государственных и муниципальных услуг в целом. Согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, вступившим в силу с 1 декабря 2021 года сведения о муниципальных услугах будет необходимо вводить напрямую в ФРГУ, в течение 1 рабочего дня с момента появления у органа полномочий на её предоставление, а затем начинать процесс создания в системе КЦР цифрового регламента [3].

Стоит отметить, что КЦР запущен в производственную эксплуатацию 1 декабря 2021 года для федеральных органов государственной власти. Ульяновская область, в свою очередь, была включена в пилотный проект «Конструктор цифровых регламентов в составе ФРГУ 2.0» и являлась одной из активных участников в реализации данного пилотного проекта наряду с федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации.

Предполагается, что новый порядок формирования регламентов упростит работу органов власти, поскольку позволит собирать регламент как конструктор, из стандартных блоков и справочных значений, минимизировав ввод данных с клавиатуры.

С другой стороны, цифровые регламенты станут более подробными. Они должны будут описывать все варианты предоставления государственной (муниципальной) услуги и отражать клиентский путь заявителя. Например, органам, предоставляющим услуги, предстоит формализовать критерии принятия решения и увязать их с документами или сведениями, включая исчерпывающие и точно очерченные основания для отказа заявителю.

В созданном цифровом регламенте необходимо будет указать информацию об услуге, регламентные сроки, информацию о необходимых документах, административных процедурах, информацию о направляемых межведомственных запросах и другую общую информацию.

Кроме того, в КЦР реализованы абсолютно новые разделы – «Профилирование» и «Жизненный цикл услуги»:

Раздел «Профилирование» предназначен для формирования ролевой модели, которая будет учитывать статус, тип заявителя и, в зависимости от ситуации, какие документы и сведения необходимы от заявителя. Каждый конкретный заявитель должен «увидеть» себя в ходе профилирования на ЕПГУ и получить исчерпывающее описание всех обращенных именно к нему требований. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Раздел «Жизненный цикл» предназначен для электронного согласования проекта цифрового регламента как внутри органа (внутреннее согласование), так и проведения внешних экспертиз с контролирующими органами. Для каждой стадии согласования и каждого вида экспертизы необходимо будет проставить сроки и указать ответственное лицо. У пользователя, указанного согласующим, в КЦР в графе «в работе» появится данный цифровой административный регламент. В согласующем органе проект административного регламента можно будет отписать конкретному исполнителю для проведения экспертизы. После успешного прохождения всех стадий согласования проект административного регламента подписывается руководителем органа с использованием квалифицированной электронной подписи.

Следует обратить внимание, что в соответствии с установленными требованиями постановлением № 1228 и постановлением № 1822 утверждение административных регламентов будет осуществляться в реестре посредством подписания руководителем ОМСУ усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя ОМСУ после получения положительного заключения экспертизы уполномоченного органа власти либо урегулирования разногласий по результатам экспертизы уполномоченного органа.

При этом регистрация и последующее официальное опубликование утверждённого административного регламента осуществляется в соответствии с правилами подготовки муниципальных правовых актов ОМСУ, утверждёнными соответствующим правовым актом.

Обращаем особое внимание, что с целью реализации установленных постановлением № 1228 и постановлением № 1822 требований муниципальный правовой акт, устанавливающий правила подготовки муниципальных правовых ОМСУ, а также инструкция по делопроизводству подлежат приведению в соответствие с указанными актами.

По итогу работы пользователя в КЦР и успешного согласования можно сформировать печатную версию административного регламента и выгрузить его в удобном для себя формате.

Статьёй 4 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 509-ФЗ установлены сроки перевода административных регламентов в электронную форму: для федеральных органов и внебюджетных фондов – 1 января 2024 года. По всем региональным и муниципальным услугам цифровые регламенты должны быть приняты к 1 января 2025 года [2]. Но стоит отметить, что переход на КЦР не будет резким и одномоментным. У органов власти субъектов будет переходный период, в течение которого будут работать как КЦР, так и региональные реестры государственных услуг (РРГУ), таким образом, для оперативного внесения изменений в описания услуг на первом этапе можно будет использовать уже знакомый всем функционал РРГУ.

Согласно Правилам разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228, предусмотрена необходимость оптимизации услуг при разработке цифровых регламентов, то есть повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет внедрения таких принципов как проактивность, реестровая модель, многоканальность, экстерриториальность, профилирование, устранение избыточных процедур и действий, сокращение сроков предоставления услуг, сокращение количества документов и информации, требуемых от заявителя.

Существуют некоторые проблемы, затрудняющие внедрение Конструктора цифровых регламентов в рабочий процесс. Одной из таких проблем является подготовка административных регламентов «с нуля», поскольку появились новые разделы, которых никогда не было в печатных административных регламентах. Также добавление новых значений в справочники системы кажется весьма проблематичным, поскольку необходимо подавать заявку в техническую. поддержку и ждать дальнейшего согласования с Минэкономразвития России. Также существенной проблемой является непривычность системы для сотрудников, ранее работающих в Реестре государственных и муниципальных услуг (ФРГУ 1.0).

Однако разработчики Конструктора цифровых регламентов постоянно совершенствуют данную систему. Так, планируется разработка шаблонов административных регламентов, что упростит их создание органами государственной власти и органами местного самоуправления. Данное решение было принято по весьма объективным причинам – система абсолютно новая и имеет существенные отличия от ФРГУ 1.0. – появились новые разделы, которые могут вызвать затруднения в заполнении для человека, непосредственно не участвовавшего в разработке подобного регламента ранее (например, консультанты сторонних организаций). Именно поэтому было принято решение о проведении обучения сотрудников, которые задействованы в разработке административных регламентов предоставления государственных услуг. Так, РАНХиГС совместно с Минэкономразвития России подготовлен учебный курс «Цифровой административный регламент: разработка и утверждение». Данный курс предназначен для сотрудников органов власти, ОМСУ, МФЦ. Он отражает новые подходы, предусмотренные законодательством в отношении административных регламентов, а также Федерального закона №210-ФЗ, Постановления Правительства РФ №1228 и Постановления Правительства РФ №861. Удобство курса состоит в том, что он имеет модульную структуру, с его содержанием можно знакомиться выборочно, а также обращаться к ранее изученной информации в случае возникновения вопросов. Информация представлена в текстовом, графическом и голосовом формате.

На основании вышеизложенного в связи с предстоящим огромным массивом работ по разработке цифровых регламентов, настоятельно рекомендуем провести на местах следующую предварительные мероприятия:

  1. Определить круг лиц ответственных за разработку и согласование цифровых регламентов. Указанных лиц прикрепить к профилю организации в ЕСИА и предоставить право работы в КЦР.
  2. В максимально кратчайшие сроки актуализировать информацию об органах и услугах в ФРГУ 1.0, пока имеется доступ к данному инструменту. Особое внимание следует обратить на исключение неактуальных услуг из системы.

Таким образом, цифровые регламенты будут являться важным инструментом совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку их разработка подразумевает подготовку подробного и формализованного, пригодного для автоматизации описания процесса предоставления услуги. Также разработка цифровых регламентов является первым шагом к развитию в стране машиночитаемого права. Возможность исполнять нормы регламента напрямую информационной системой при минимальном участии государственных служащих является новшеством в правоприменительной практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2021 № 1822 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Приказ Минэкономразвития России от 02.09.2021 № 520 «Об организации работы Минэкономразвития России по оптимизации предоставления государственных услуг».

 

Korovashkina V.A.

1st year Master’s student of the Institute of Economics and Business

Department of Economic Analysis and Public Administration

(Ulyanovsk, Russia)

 

IMPROVEMENT OF THE COMPONENTS

OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF REPRESENTATION

OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES

 

Abstract: the article considers the procedure for the formation of administrative regulations for the provision of state and municipal services in electronic machine-readable form in the Federal Register of State and Municipal Services in terms of establishing new requirements for their development, coordination, examination and approval. It is assumed that the new procedure for the formation of regulations will simplify the work of the authorities, since it will allow to assemble the regulations as a constructor, from standard blocks and reference values, minimizing data entry from the keyboard. Converting a service into a machine-readable form has its advantages and disadvantages, which determines the practical significance of the study.

 

Keywords: state services, municipal services, administrative regulations, digital regulation, digital ecosystem.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Коровашкина В.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 86 - 94. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5948 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.