'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  118 просмотров

Абарышев В.А., Кожевникова А.И.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности правового регулирования международного договора грузовой и пассажирской перевозки автомобильным транспортом   

Ключевые слова:
транспорт, международные перевозки, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, гражданское право, договор, правовое регулирование   


УДК 34

Абарышев В.А.

магистрант юридического факультета

Российский государственный социальный университет

(России, г. Москва)

 

Кожевникова А.И.

студентка 2 курса факультета управления

Российский государственный социальный университет

(России, г. Москва)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ

ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности правового регулирования международного договора грузовой и пассажирской перевозки автомобильным транспортом

 

Ключевые слова: транспорт, международные перевозки, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, гражданское право, договор, правовое регулирование.

 

Международная автомобильная перевозка представляет собой процесс транспортировки грузов и (или) пассажиров между двумя или более странами, когда груз или пассажир в соответствии с договором перевозки перемещается или перевозится за границу.

Отличительной особенностью ее правового регулирования является то, что основные вопросы перевозок определены в международных соглашениях как двустороннего характера, так и в многосторонних транспортных конвенциях, которые содержат унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок пассажиров и грузов. На практике такие соглашения содержат требования к перевозочным документам, условия ответственности перевозчика, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства.

Из особенностей договора международной автомобильной перевозки можно выделить то, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при погрузке руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте – законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда. Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

В Российской Федерации отношения сторон, возникающие при выполнении международных автомобильных перевозок, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 127-ФЗ (в ред. 15.04.2022)
«О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». При этом если нормами международного договора установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

Существующие общие правила, регулирующие перевозку грузов, содержатся в гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, наибольшее значение имеет договор транспортной экспедиции, которому посвящена гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ.

На настоящее время с целью развития автомобильного пассажирского и грузового сообщения между Российской Федерацией и рядом иностранных государств (в частности Австрией, Азербайджаном, Албанией, Арменией, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Боснии и Герцеговины, Великобританией и Северной Ирландией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Испанией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдавией, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Сербией, Румынией, Сирией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Хорватией, Черногорией, Швейцарией, Швецией, Эстонией и Абхазией) заключены межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении.

В данных двусторонних межправительственных соглашениях определены условия осуществления пассажирских и грузовых перевозок, путем установления разрешительного порядка их осуществления перевозчиками одного государства-участника соглашения по территории другого. Таким способом реализуется цель регулирования автомобильных перевозок пассажиров и грузов, а также защиты интересов национальных перевозчиков. Соглашения подробно регламентируют порядок получения разрешений на перевозку пассажиров и грузов, а также изъятия из необходимости получения разрешений.

Дополнительно в данных межправительственных соглашениях отражены общие положения, которые касаются таможенного регулирования, необходимости соблюдения правил дорожного движения и законодательство государств-сторон, требования к автомобильным транспортным средствам, перевозимым грузам и другое.

Из многосторонних соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки, необходимо выделить Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 г.) (Конвенция или CMR – Convention Relative au Contrat de TransportInternational de Marchandise par Route) – наиболее важное соглашение, которое регулирует международные автомобильные перевозки и оказывает влияние на другие международные договоры о таких перевозках. К Конвенции на настоящий момент присоединилось более 50 государств.

Конвенция применяется к договорам автомобильной перевозки грузов за вознаграждение, если места отправления и назначения груза находятся в двух государствах, из которых хотя бы одно является ее участником. Такое определение предмета регулирования Конвенции расширяет сферу ее применения и установлению соответствующего правового режима.

Договор международной автомобильной перевозки груза оформляется CMR-накладной, обязательные и дополнительные реквизиты которой определены в Конвенции. Форма накладной не установлена, а выработана Международным союзом автомобильного транспорта. Конвенция содержит также указания о документах, которые должны прилагаться к накладной, ответственности грузоотправителя при их недостаточности и неполноте указанных сведений.

Конвенцией подробно регламентированы права и обязанности перевозчика, отправителя и получателя груза, вопросы ответственности сторон, порядок предъявления претензий и исков, а также условия перевозок, выполняемых последовательно несколькими перевозчиками.

Также особое внимание необходимо уделить: Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.).

Конвенция МДП заключена в целях унификации таможенных процедур и упрощения порядка выдачи разрешений на осуществление международных перевозок грузов. В ней участвуют более 60 государств, в том числе большинство европейских стран, Европейский союз как международная организация, США и Канада.

Конвенция МДП распространяется на перевозки грузов, осуществляемые без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения при условии, что определенная часть перевозки производится автомобильным транспортом.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП:

а) освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях;

б) должны перевозиться в закрытых и запломбированных транспортных средствах или контейнерах.

Транспортное средство, перевозящее груз с применением процедуры МДП, должно соответствовать техническим требованиям, установленным Конвенцией МДП, и быть оборудовано прямоугольной табличкой с надписью «TIR».

В соответствии с положениями Конвенции МДП ответственность за нарушение условий перевозки грузов с применением книжки МДП берет на себя «гарантийное объединение», являющееся членом Международного союза автомобильного транспорта, которое обязано уплатить все причитающиеся таможенные пошлины и сборы в случае нарушения режима, предусмотренного Конвенцией МДП. В Российской Федерации таким гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996
№ 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 г.).

Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.).

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева, 14 ноября 1975 г.).

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 127-ФЗ (в ред. 15.04.2022) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

 

Abaryshev V.A.

Russian State Social University

(Russian, Moscow)

 

Kozhevnikova A.I.

Russian State Social University

(Russian, Moscow)

 

LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT

OF INTERNATIONAL CARRIAGE BY ROAD

 

Abstract: this article discusses the features of the legal regulation of the international contract of freight and passenger transportation by road

 

Keywords: transport, international transportation, cargo transportation, passenger transportation, civil law, contract, legal regulation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абарышев В.А., Кожевникова А.И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 95 - 100. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5949 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5949



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.