'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  90 просмотров

Едалова Д.А.

  


О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *

  


Аннотация:
в статье затронуты вопросы влияния государственного регулирования на формирование правовых институтов, способствующих или препятствующих развитию предпринимательства в Республике Казахстан. Описаны программы государственной поддержки, которые направлены на помощь начинающим и действующим предпринимателям   

Ключевые слова:
индивидуальный предприниматель, правовое регулирование, государственная программа   


УДК 346.26

МРНТИ 10.23.21

Едалова Д.А.

Инновационный Евразийский Университет

(г. Павлодар, Казахстан)

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Аннотация: в статье затронуты вопросы влияния государственного регулирования на формирование правовых институтов, способствующих или препятствующих развитию предпринимательства в Республике Казахстан. Описаны программы государственной поддержки, которые направлены на помощь начинающим и действующим предпринимателям.

 

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, правовое регулирование, государственная программа.

 

Принципы правового регулирования индивидуального предпринимательства:

Свобода предпринимательской деятельности.

Инициативная самостоятельная деятельность.

Получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности. Это является главным принципом, так как целью ведения предпринимательской деятельности состоит в систематическом извлечении прибыли.

Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Не важно кто стоит за предпринимательством: физическое лицо (индивидуальный предприниматель) или же государство (так как они тоже могут создавать некие форм собственности и предпринимательства). В любом случае все в равной степени должны защищаться перед законом и защищены государством.

Законность в предпринимательской деятельности. Принцип законности является высшим правовым принципом. Краткое изложение этого принципа необходимо для того, чтобы как можно точнее соблюдать законы и правила. Правомерный общественный порядок ведения предпринимательской деятельности означает, что ее деятельность соответствует действующему законодательству и осуществляется в установленном законом порядке. Основой законности индивидуальных предпринимателей является обеспечение достаточного количества правовых норм и их высокий правоприменительный статус во всех судебных делах. Принцип законности лежит в основе как действия государства в целом, так и духа предпринимательства.

Свобода конкуренции.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности. То есть, имеются некие «правила», которые должны соблюдать индивидуальные предприниматели, как и в какое время нужно регистрировать все операции, которые проходят по ИП [1].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проявляются в 2 аспектах: прямое и косвенное

Прямое регулирование предполагает, что индивидуальный предприниматель действует законными методами.

Косвенное регулирование – это когда индивидуальный предприниматель, например, действует через налоги. То есть государство помимо создания Гражданского кодекса, Кодекса «О предпринимательской деятельности» создает «Налоговый кодекс», где прописывает дополнительные пункты о налоговых обязательных платежах, лицензирование деятельности и налоги на нее и все в этом роде.

Правило отрыва впервые было применено в Казахстане. В главе 7 Предпринимательского кодекса рассматривается вопрос о конституционных стандартах для предпринимателей, иначе говоря правовое регулирование [2]. Для развития предпринимательства важно подчеркнуть возрастающую роль государственного регулирования в развитии предпринимательства. Меняются формы организационного взаимодействия органов государственной власти и частных хозяйственных организаций, меняются основные цели, механизмы и механизмы управления, а также координация учреждений и организаций, государственное и рыночное регулирование.

Определение государственного регулирования звучит следующим образом: «совокупность положений законодательной, исполнительной и судебной власти, а также контрольных функций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами компетентных органов» [3].

В соответствии со ст. 80 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан государственное регулирование предпринимательской деятельности должно применяться в целях обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, производимых и реализуемых предприятиями на протяжении всего их времени. Экологическая и национальная безопасность Республики Казахстан также является приоритетной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Интересная история о развитии государственной нормативно-правовой базы для предпринимательства в Казахстане в новых рыночных условиях. В первые годы независимости была создана правовая база частной собственности, гражданского общества и свободной торговли. Решены нормативные проблемы государственных учреждений, связанные с введением новых нормативных актов [4].

Предпочтение отдавалось разрешительным инструментам. Разрешения — самый простой в управлении инструмент, но они несут в себе наибольший риск коррупции. В то же время введение разрешений стало серьезным барьером для выхода на рынок как для операторов, так и для регуляторов. Одним из таких препятствий являются сложные и иногда неудовлетворительные требования.

Признавая необходимость ограничить произвольное введение регулирования предпринимательской деятельности, государство провело реформы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования.

В 2006 году в Республике Казахстан принят Закон «О частном предпринимательстве», который требует создания экспертных советов в государственных органах. Это дает компаниям возможность участвовать в разработке стандартов через экспертные советы при государственных, местных и исполнительных органах. Установлены правила защиты и государственной поддержки частных компаний, критерии размера и многое другое. В 2007 году выходит Кодекс «О лицензирование», утвердив исчерпывающий перечень разрешенных видов деятельности и новые правила лицензирования.

В 2011 году принят Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», сыграл важную роль в реорганизации государственного контроля и надзора за хозяйствующими субъектами и установил обязательные требования к предпринимательству. В Республике Казахстан правительством издано более 250 постановлений. Важным стимулом экономического развития в 2012 году стало введение трехлетнего запрета на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства.

И, как уже было сказано, в 29 октября 2015 года Президент Республики Казахстан подписал «Предпринимательский кодекс» Республики Казахстан, вступивший в силу в 2016 году. В январе 2016 г. были кодифицированы меры, устранены недостатки и несоответствия, систематизированы социально-экономическая правовая база и гарантии свободы предпринимательства.

Реформы значительно снизили регулятивное давление на бизнес. Произошли изменения в таких областях, как открытие бизнеса, уплата налогов и инвестиции в безопасность. Помимо унификации положений подзаконных актов на принципе равноправия, Предпринимательский кодекс устанавливает общие принципы и меры государственной помощи индивидуальным предпринимателям, агропромышленным комплексам, промышленным инновациям, инвестициям и специальным отраслям экономики.

Государственный контроль и мониторинг направлены, в том числе, на выявление и предотвращение нарушений. Стремление отдать приоритет предотвращению преступлений над наказанием является принципиальным. На практике штрафы применяются чаще, чем взыскания и предупреждения. Высокий уровень штрафов указывает на то, что за мелкие нарушения также предусмотрены санкции, хотя в международной практике основное внимание уделяется использованию сообщений о развитии.

Предприниматели говорят, что им нужно больше времени, чтобы понять постоянно меняющиеся правила, что приводит к видимым и скрытым транзакционным издержкам. Государственное регулирование предпринимательства должно учитывать влияние коллективных действий и неформальных институциональных ограничений на развитие предпринимательских структур.

Осуществление права на свободу труда гарантируется применимыми правовыми нормами, которые определяют пределы правового регулирования предпринимательской деятельности и запрещают государственным учреждениям и администрациям ограничивать свободу занятий. .

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан государство гарантирует свободу предпринимательства, заботится о ее защите и поощрении [5].

Государственные гарантии свободы предпринимательства закреплены в Законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Государство гарантирует частному предпринимателю возможность свободно пользоваться следующими правами:

  1. Создание любого вида бизнеса, организация которого не противоречит законодательству Республики Казахстан.
  2. Приобретение в полную или частичную собственность государственных предприятий и корпораций, иных активов и связанных с ними имущественных прав через иные формы собственности.
  3. В случае перехода права собственности на здания и сооружения (в том числе незавершенные сооружения) вместе с этими объектами или использования земельного участка в постоянное пользование право собственности на земельный участок переходит в порядке и на условиях, установленных в основании. Законы Республики Казахстан.
  4. Законно приобретенные активы и активы для участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.
  5. Использование имущества юридических лиц и граждан по обоюдному согласию.
  6. Принимает на работу и увольняет любое количество контрактного персонала на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
  7. Установить формы, графики и размеры заработной платы и других доходов работников· Подготовка экономической программы, выбор поставщиков и получателей готовой продукции (строительных работ, услуг), выполнение работ и поставок для государственных нужд на основе договоров.
  8. Самостоятельно определяет цены, тарифы и счета на реализуемые товары (здания, услуги), если это не предусмотрено нормативными правовыми актами, действующими в Республике Казахстан.
  9. Открытие банковских счетов, в том числе внесение наличных и проведение всех видов расчетов, кредитно-кассовых операций.
  10. Вы можете свободно распоряжаться остальной частью своего дохода от бизнеса после уплаты налогов и других обязательных платежей.
  11. Получать неограниченный доход.
  12. Использование различных систем социального обеспечения и добровольных систем социального обеспечения.
  13. Обжаловать действия правительства и других органов власти, которые нарушают ваши законные права или интересы.
  14. Выступать участником зарубежных финансовых отношений и осуществляет валютные операции.
  15. Осуществление иной коммерческой деятельности при условии, что она не нарушает законодательства Республики Казахстан.

Деятельность инвестиционного омбудсмена осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, законодательными актами Республики Казахстан, указами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными законодательными актами.

Главная задача инвестиционного омбудсмена - защита предпринимательской деятельности от нарушений со стороны государства. Если же возникают недопонимания между предпринимателями, то здесь уже инвестиционный омбудсмен не имеет права вмешиваться. При этом инвестиционный обмудсмен может советоваться с государственным аппаратом и проводит протокольные встречи с целью решения возникающих проблем у предпринимателей, которые возникают как в несудебном, так и в судебном порядках.

В целях защиты прав и легитимных заинтересованностей трейдеров инвестиционный омбудсмен:

1) анализирует вращения трейдеров согласно проблемам, образующимся во взаимосвязи с инвестируемой работой в Республике Казахстан, и предоставляет советы согласно их позволению, в том количестве взаимодействуя со муниципальными органами;

2) проявляет поддержку трейдерам в постановлении вопросов, образующихся в внесудебном и досудебном распорядках;

3) подготавливает также записывает в Правительство Республики Казахстан советы согласно совершенствованию законодательства Республики Казахстан о инвестируемых работах.

В рамках поддержки предпринимательства центры поддержки предпринимателей оказывают следующие виды услуг:

консультирование по вопросам открытия, закрытия и ведения бизнеса;

Информирование о программах поддержки предпринимательства (Дорожная карта бизнеса, Агробизнес, Экспортер-2020, Производительность-2020);

Консультирование по вопросам открытия, закрытия и ведения бизнеса;

Информирование о программах поддержки предпринимательства (Дорожная карта бизнеса, Агробизнес, Экспортер-2020, Производительность-2020);

Разъяснение условий работы с финансовыми институтами (АО ФРП Даму, АО КИРИ и БВУ, и АО «Фонд финансовой поддержки и др.);

Консультирование по сбору документов для получения поддержки для предпринимателей;

Консультирование по правовым вопросам.

Сбор заявок на участие в обучающих проектах;

Сбор заявок на оказание специализированных сервисных услуг ведения действующего бизнеса.

 

Примером государственной помощи является программа «Бастау Бизнес». Для этого нужно пройти информационный курс в единой информационной сфере «Atameken Academy» и создать бизнес-план проекта. Условия подачи заявок: безработные, которые зарегистрировались в центре занятости населения; плательщики единого социального платежа; ИП, зарегистрировано не более одного.

Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025». Программа направлена на достижение цели посланий Президента Казахстана казахстанскому народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года и «Казахстанский путь - 205: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г.

Программа разработана в реализацию Общенационального плана мероприятия по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 05 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года № 772 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстан» от 5 октября 2018 года.

В программе реализованы инструменты государственной помощи в виде субсидий на часть процентов по кредитам / лизингу и поручительства.

Кроме того, программа предусматривает предоставление государственных субсидий и обучение предпринимателей для поддержки и развития малых и средних предприятий в Республике Казахстан.

Целью программы является обеспечение устойчивого и устойчивого роста предпринимательства в регионе, а также сохранение существующих рабочих мест и создание новых и устойчивых рабочих мест.

В программе 4 направления:

  1. Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей в моногородах, поселках и сельской местности.
  2. Отраслевая поддержка предпринимателей, работающих в приоритетных отраслях экономики.
  3. Снижение валютного риска для предпринимателей.
  4. Нефинансовая деятельность в поддержку предпринимательства.

Продолжительность обучения не превышает 25 календарных дней, после чего проводится защита проекта и выдается сертификат об успешном окончание учебы. Чтобы выиграть безвозмездный грант в размере до 400 месячных расчетных показателей (на 2022 год – 1 225 200 тенге), необходимо подать заявку в Атамекен. Также следует отметить, что обучение полностью бесплатное.

Условия выдачи безвозмездного гранта:

Во-первых, нужно иметь сертификат, который подтверждает завершение обучения по программе «Бастау Бизнес», которому на момент подачи заявления должно быть не более 3 лет.

Во-вторых, требуется постоянная или временная прописка по месту жительства не менее 1 года.

В-третьих, результаты соответствия заявителей определенным;

В-четвертых, необходимо положительное решение комиссии.

После прохождения профессионального обучения и получения гранта бизнес сопровождают в течение 12 месяцев. Обязанность по сопровождению ложится на бизнес-тренеров, сотрудников РПП

Средства, получаемые от гранта, должны быть направлены на конкретные цели, т.е. на покупку и аренду необходимого оборудования, мебели, скота, семян и растений. Помощь не может быть использована для удовлетворения личных потребностей, погашения личных кредитов или покупки квартиры.

«Дорожная карта бизнеса - 2025» — это программа по развитию предпринимательства, поддержке существующих предпринимателей и созданию новых рабочих мест. Направление проекта: Поддержка малого и микропредпринимательства; поддержка индустриально- инновационной деятельности; нефинансовые меры поддержки предпринимательства.

«Дорожная карта бизнеса – 2025» ориентирована на молодых предпринимателей, женщин, людей с ограниченными возможностями и людей старше 50 лет, также предлагает безвозмездную поддержку в виде грантов. Поддержка новых бизнес-проектов бесплатна. Максимальный объем помощи не может превышать 3 000 000 тенге.

Отборочная комиссия внесет предложения, то есть: идея должна быть новой и конкурентоспособной. По крайней мере, 10% от гранта надо будет софинансировать.

Получив этот грант, предприниматель должен использовать эти средства для приобретения основных средств, приобретения оборудования, затрат на исследования.

В программе «Дорожная карта бизнеса 2025» по второму направлению программы может быть оказана поддержка предпринимателя: для этого необходимо обратиться в банк с бизнес-проектом. Также необходимо отметить, что бизнес проект должен соответствовать условиям программы «Дорожная карта бизнеса 2025», банк принимает решение по кредиту с гарантии фонда «Даму», далее фонд «Даму» на основании решения банка предоставляет гарантийное обязательство.

Максимальная сумма гарантии составляет до 85% от суммы кредита, максимальная сумма кредита составляет 360 миллионов тенге - гарантировано для начинающих предпринимателей. Если предприниматель действующий, то гарантии немного другие — максимальная гарантия составляет 50% от кредита, а максимальная сумма кредита — 1 млрд тенге.

Подводя итоги, следует отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим рычагом рыночной экономики, где основным инструментом выступает право, способное оказать большое регулирующее воздействие на основные сферы жизни общества, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства, при тесном взаимодействии предпринимательства и государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Басин Ю.Г. Избранные труды по гражданскому праву. –СПб:Юридический центр Пресс, 2015. -637 с.

Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022

 г.)

Оспанов К.И. Основы права: учебное пособие. Алматы: Жетi Жарғы, 2017. -328 с.

Маметова Р.А. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Книга 1. Комментарий (общая часть). – Алматы: Экономикс, 1998. – 560 с

Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII «Гражданский кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2022 г.)

 

Edalova D.A.

Innovative University of Eurasia

(Pavlodar, Kazakhstan)

 

THE STATE SUPPORT AND LEGAL

REGULATION OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL

ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Abstract: the article touches upon the issues of the influence of state regulation on the formation of legal institutions that promote or hinder the development of entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan. State support programs are described that are aimed at helping start-ups and existing entrepreneurs.

 

Keywords: individual entrepreneur, legal regulation, state program.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Едалова Д.А. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 106 - 117. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5951 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5951



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.