'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  238 просмотров

Акопов Г.В., Глушкова С.А.

  


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ *

  


Аннотация:
в работе произведена попытка проанализировать воздействие социальных сетей на подрастающие поколение молодых людей. Представлены данные опроса подростков, которые подтверждают сформированную зависимость от использования социальных сетей, чаще всего подвергаются влиянию нарциссические типы личностей, которые пытаются возместить недостающее внимание выкладываемым интернет-контентом   

Ключевые слова:
кибербуллинг, мотивация, интернет-контент, социальные сети, зависимость   


УДК 159.9

Акопов Г.В.

доктор психологических наук, профессор

Омской государственной гуманитарной академии

(Россия, г. Омск)

 

Глушкова С.А.

аспирант кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Омской государственной гуманитарной академии

(Россия, г. Омск)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Аннотация: в работе произведена попытка проанализировать воздействие социальных сетей на подрастающие поколение молодых людей. Представлены данные опроса подростков, которые подтверждают сформированную зависимость от использования социальных сетей, чаще всего подвергаются влиянию нарциссические типы личностей, которые пытаются возместить недостающее внимание выкладываемым интернет-контентом.

 

Ключевые слова: кибербуллинг, мотивация, интернет-контент, социальные сети, зависимость.

 

Социальные сети — это интернет-среда, с помощью которой люди или сообщества общаются. Распространенными причинами создания социальных сетей являются построение и поддержание взаимоотношений, выражение убеждений и идей, обмен информацией или даже борьба со скукой. Коммуникация также может осуществляться сообществами или группами, взаимодействующими и обменивающимися информацией публичного характера. Социальные сети позволяют людям легко обмениваться идеями, общаться, обращаться за советом и давать рекомендации. Наиболее часто используемыми глобальными сайтами социальных сетей являются Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.), Твиттер, Инстаграм (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.), российские аналоги социальных сетей - ВКонтакте, Одноклассники. Они становятся все более популярными, и социальные сети стали жизненно важной повседневной рутиной для большинства подростков. Самая известная социальная сеть Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) была запущена в 2004 году; в настоящее время она насчитывает более миллиарда активных пользователей и продолжает расти. Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) становится все более популярным среди различных групп населения, в том числе подростков. Пользователи Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) исключительно активны и постоянно взаимодействуют с социальными сетями. Примерно 63% пользователей Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) используют Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) через Интернет или мобильное приложение по крайней мере один раз в день, а 40% из них заходят в Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) несколько раз в течение дня. По данным отдела новостей Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.), одна седьмая часть населения земного шара пользуется Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.). Группа исследователей недавно обнаружила, что около 86% студентов и молодых людей более зависимы от социальных сетей, чем люди среднего или пожилого возраста [1, С. 83].

Несмотря на то, что использование социальных сетей имеет положительные стороны, негативные последствия продолжают возникать. Социальные сети лишают нас доверия и комфорта, которых мы ожидаем от общества, заменяя общение, физическую и эмоциональную поддержку, которые мы когда-то получали друг от друга, виртуальной связью. Это также лишает пользователей самоконтроля и способности мыслить независимо. Цель этой статьи - изучить психологическое воздействие использования социальных сетей на молодежь. Объектами исследования выступают подростки школьного возраста. Методы исследования - анализ научной литературы, анкетирование.

Габре Х. и Кумар Г. указывают, что молодые люди, которые пользуются социальными сетями во время учебы, испытывают стресс и в состоянии тревоги теряют контроль над ситуацией. Другие исследователи обнаружили, что молодые люди, которые проводят много времени в социальных сетях, таких как Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.), Инстаграм (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) или другие социальные сети, демонстрируют признаки депрессии и другие психологические симптомы. [2, С. 1248].

Чен В. И Ли К. также отметили, что регулярное использование социальных сетей может вызвать психологический стресс, поскольку перегрузка общения стремительно возрастает; это также может снизить уровень самоуверенности. В этой статье мы планируем обсудить негативное влияние социальных сетей и психологические проблемы, вызываемые социальными сетями.

Планируется обсудить, как социальные сети могут привести к психологическим проблемам. Очевидно, что социальные сети оказывают негативное воздействие, например, позволяя студентам и молодым людям чрезмерно анализировать ситуации и критиковать проблемы. Ниже мы обсудим проблемы, которые являются наиболее распространенными сегодня.

Как выяснили исследователи, крайне важно классифицировать то, как эмоциональное и ментальное связано с социальными сетями. Из-за чрезмерного использования социальных сетей существует высокий риск зависимости от них. Группа исследователей утверждает, что зависимость от социальных сетей может нанести ущерб благополучию молодежи, а также непосредственно связана с низкой самооценкой и удовлетворенностью жизнью [1, С. 85].

Молодые люди используют несколько стратегий для контроля своей самооценки при использовании социальных сетей. Уайтман Х. говорит, что социальные сети оказывают поддержку индивиду каждый раз, когда пользователь входят в систему. Пользователи, которые зависимы от социальных сетей, всегда пытаются получить много лайков, комментариев, репостов и репостов за публикуемый ими контент. «Лайки» показывают популярность пользователя и косвенно заставляют пользователей нажимать кнопку «нравится», чтобы уведомить других пользователей или друзей, а также их подписчиков. Пользователи социальных сетей автоматически жаждут обратной связи и ответов. Наше исследование показало, что зависимых пользователей социальных сетей можно разделить на две группы: тех, кто регулярно публикует свои ежедневные действия, и тех, кто нажимает на кнопку нравится или делится постами других людей и подписывается на тех, кто активен в социальных сетях.

Основными причинами зависимости от социальных сетей являются одиночество, самооценка и досуг/скука. Пользователи социальных сетей всегда заняты тем, что постоянно проверяют свой профиль, чтобы оценить прогресс или внимание к своим собственным публикациям и убедиться, что они ничего не пропустили. Это состояние повышенной бдительности просто создает еще больший стресс.

Тревога в социальных сетях проявляется в диапазоне между нервозностью и депрессией. Большую часть времени молодые люди используют Интернет как средство выражения таких чувств, как страдание и, в частности, одиночество, депрессия, беспокойство и низкая самооценка. Социальные сети являются основной причиной стресса и беспокойства. По словам Джейкоба и Тома, это происходит двумя способами. Первый – это постоянное внимание к новым оповещениям и сообщениям в социальных сетях. Это вызывает выброс гормона стресса кортизола. Второе касается постоянных попыток достичь недостижимой цели совершенствования через социальные сети, вызывающих стресс. Этот тип беспокойства связан с попыткой постоянно сосредоточиться на совершенстве. Джейкоб и Том сказали, что частое использование социальных сетей приводит к беспокойству, что, в свою очередь, приводит к непрерывному выбросу кортизола [5, С. 168].

Аккаунты в социальных сетях создаются с намерением раскрыть характеристики своих пользователей, такие как их эмоции или поведение в отношениях, а также их действия или то, что они едят или пьют. Эти пользователи всегда хотят рассказать миру, что они делают или что они чувствуют.

Самооценка всегда рассматривалась как тип информации, которая раскрывается в социальных сетях. Анализируя предыдущие случаи, мы видим, что длительное использование социальных сетей может в конечном итоге вызвать долгосрочные эмоциональные и психологические проблемы.

Запугивание через социальные сети, также известное как кибербулинг, стало серьезной проблемой среди молодежи за последние несколько лет. Киберзапугивание в социальных сетях можно определить как агрессивные посты или сообщения группы или лица, направленные на преследование уязвимого лица или группы. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что примерно 40-45% подростков сообщают о том, что они стали жертвами киберзапугивания. Это может нанести подросткам глубокие душевные раны, а также привести к самоубийствам. У жертв киберзапугивания возрастает риск суицидального поведения и проблем с психическим здоровьем. Уменьшение киберзапугиваниея в социальных сетях поможет снизить проблемы с психическим здоровьем, а также риск развития психических расстройств во взрослом возрасте. Обмен враждебными сообщениями через Интернет рассматривается как преступление. Таким образом, киберзапугивание попало в поле зрения властей.

Характеристики и действия, которые перерастают у подростков в эгоизм и чрезмерную самоуверенность, связаны с нарциссизмом. Мехдизаде определяет нарциссизм как всепроникающую модель грандиозности, потребности в восхищении и преувеличенного чувства собственной важности для возможного самовыражения. Люди с более низким уровнем депрессии, которые зависимы от активности в социальных сетях, имеют высокий уровень нарциссизма. Нарциссическая личность — это расстройство, которое имеет несколько заметных симптомов: чувство собственной важности, фантазии о безграничной силе, самореклама, туалетный столик и поверхностные отношения. Исследователи отметили, что пользователи, которые проводят больше времени в социальных сетях, таких как Фейсбук (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.) и Инстаграм (социальная сеть, запрещенная на территории РФ с 2022 г.), и проверяют свой профиль в социальных сетях, часто оцениваются как нарциссичные. Кроме того, они также указывают, что подростки, которые проводят больше времени в социальных сетях, как сообщается, страдают нарциссизмом. Пользователи с нарциссизмом также имеют большое количество друзей в своих аккаунтах в социальных сетях, чтобы привлечь к себе внимание; они постоянно хотят внимания со стороны более широкой аудитории. Поэтому они часто принимают просьбы о дружбе от незнакомых людей. Они также используют социальные сети, чтобы избежать общения с реальными друзьями. Публикация обновлений статуса, публикация собственных фотографий и изменение своих профилей — вот несколько методов, которые они используют, чтобы привлечь внимание.

Пользователи социальных сетей всегда имеют намерения, которые невозможно себе предугадать. Целью этого исследования было выяснить его влияние на психическое здоровье подростков, успеваемость и социальную жизнь. Пользователи социальных сетей имеют возможность поверхностно понять чью-то жизнь, просмотрев их профиль. Таким образом, эти пользователи социальных сетей выносят суждения, отличные от того, как они воспринимают себя подобно нарциссу. Наше исследование показало, что большинство пользователей социальных сетей заявили, что проводят в социальных сетях от 4 до 8 часов. Эти долгие часы в социальных сетях могут иметь пагубные последствия для подростков. Подростки всегда должны быть осведомлены о том, как они используют социальные сети, поскольку это может отвлекать их от учебы и наносить ущерб их психическому здоровью. Мы обнаружили, что некоторые подростки с более высоким использованием социальных сетей могут злоупотреблять ими или становиться зависимыми от них.

Однако мотивы общительных подростков и нарциссистов отличаются тем, что общительные подростки улучшают свою жизнь с помощью социальных сетей, в то время как нарциссы вознаграждаются за отсутствие реального жизненного опыта в социальных сетях. Мотивы для использования социальных сетей у старательных подростков связаны с теми, которые разделяют общительные, то есть означает необходимость оставаться на связи и общаться со своими сообществами или друзьями.

Несмотря на то, что социальные сети являются мощным инструментом, важно, чтобы пользователи понимали, что при ненадлежащем использовании возможны негативные последствия. При чрезмерном использовании социальных сетей необходимо соблюдать меры предосторожности. Эти меры предосторожности включают в себя настройки конфиденциальности, такие как настройка того, кому предоставляется доступ к вашему профилю и ленте новостей. Социальные сети могут влиять на психическое здоровье подростков; поэтому как учителя, так и родители могут посоветовать им ответственно пользоваться социальными сетями и придерживаться здоровых привычек, чтобы сбалансировать свое время в социальных сетях. Это может помочь защитить подростков от возникновения проблем с психическим здоровьем в дальнейшей жизни. Следует порекомендовать подросткам осознавать, какие чувства вызывает у них онлайн-активность. Эта тенденция должна измениться, и мы надеемся, что эта статья поможет мотивировать пользователей социальных сетей к пониманию взаимопонимания среди пользователей. Необходимо учитывать негативные стороны использования социальных сетей и формировать культуру общения в онлайн пространстве с целью воспитания полноценной личности, умеющей анализировать потоки информации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ласала К.Б., Галигао Р.П., Бокекоса Дж.Ф. Психологическое воздействие сайтов социальных сетей//Психологическая теория. 2013. С. 81-86.

Розен Л. Д., Уэйлинг К., Раб С., Кэрриер Л. М., Чивер, Н.А. Вызывает ли Facebook расстройства? Связь между клиническими симптомами психических расстройств и использованием технологий, отношениями и тревогой//Компьютеры в человеческом поведении. 2013. 29(3). С. 1243-1254.

Сахифа М. Использование социальных сетей и психологическое благополучие колледжа// Журнал медиа-исследований. 2010. Вып. 35 (2). С. 217-251.

Тандок Э.К., Ферруччи П., Даффи, М. (2015). Использование Facebook, зависть и депрессия среди студентов колледжа: угнетает ли Фейсбук //Компьютеры в человеческом поведении. 2015. Вып. 43. С. 139-146.

Фейсбук в толпе: социальный поиск против навигации социальных сетей: в материалах 20-й юбилейной конф. по совместной работе с комп. поддержкой/ под ред. К. Лампе, Н. Эллисон, С. Стейнфилд: Изд-во АСМ Пресс, 2006. С. 167-170.

 

Akopov G.V.

Doctor of Psychological Sciences, Professor of

Omsk State Humanitarian Academy

(Omsk, Russia)

 

Glushkova S.A.

postgraduate student of the Department of Pedagogy,

Psychology and Social Work

Omsk State Humanitarian Academy

(Omsk, Russia)

 

SOCIAL NETWORKS & THEIR PSYCHOLOGICAL IMPACT

 

Abstract: the paper attempts to analyse the impact of social networks on the younger generation of young people. The data of the survey of adolescents are presented which confirms the formed dependence on the use of social networks, narcissistic personality types are most often influenced who try to compensate for the missing attention with the posted Internet content.

 

Keywords: cyberbullying, motivation, Internet content, social networks, addiction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Акопов Г.В., Глушкова С.А. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 148 - 156. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5957 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5957



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.