'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  144 просмотров

Богданова Н.Н.

  


КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные методы логопедической работы по коррекции недоразвития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Описывается комплексный подход, позволяющий скорректировать это недоразвитие и лучше подготовить таких детей к школе   

Ключевые слова:
тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, лексико-грамматический строй речи, недоразвитие лексико-грамматическое строя речи, коррекционная работа, игра   


УДК 376.37

Богданова Н.Н.

 «Специальное (дефектологическое) образование,

«Коррекционно-педагогическое сопровождение

обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи»

Институт детства

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются основные методы логопедической работы по коррекции недоразвития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Описывается комплексный подход, позволяющий скорректировать это недоразвитие и лучше подготовить таких детей к школе.

 

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, лексико-грамматический строй речи, недоразвитие лексико-грамматическое строя речи, коррекционная работа, игра.

 

В наше время количество дошкольников с различными речевыми проблемами растёт, поэтому проблема адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи к быстро меняющимся условиям жизни приобретает особую актуальность. В связи с этим улучшение методов коррекционной работы вызывает большой интерес.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых нет первичных нарушений интеллекта и полностью сохранён слух, но есть значительные речевые нарушения, которые влияют на становление психики.

Общее недоразвитие речи (тяжёлое нарушение речи) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической), комплекс различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. У детей старшего дошкольного возраста с ТНР одно из частых нарушений – лексико-грамматическое недоразвитие речи. Уровень лексико-грамматического развития речи является одним из главных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Возникновение нарушения грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи может быть вызвано различными причинами, в том числе патологией беременности и родов, соматическими и инфекционными заболеваниями до года и другими причинами.

В специальной логопедической литературе часто рассматриваются вопросы об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с патологиями речи. Многие специалисты (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) считают, что главным направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие речевой лексико-грамматической стороны.  Т. к. дети с нарушениями речи имеют ограниченные возможности овладения лексикой и грамматикой на основе непосредственного подражания речи окружающих, они нуждаются в специальных условиях обучения, при которых большое внимание отводится формированию лексико-грамматической стороны речи.

Дети с ОНР более медленно усваивают грамматический строй речи, развитие морфологической, синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов проявляется дисгармонично, общая картина речевого развития искажается.

Словарь – слова, которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Существует два вида словаря: активный и пассивный. Грамматический строй речи — это взаимодействие между собой слов в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это происходит из-за абстрактности грамматических значений. Кроме того, в грамматике существует большое количество правил.

Детям сложно строить предложения, они используют предлоги и падежные окончания неправильно, затрудняются в преобразовании существительных единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), нарушают согласование существительных с числительными (пять гусев, пять собаков), ошибаются при образовании уменьшительно-ласкательных форм («котичек» вместо котик). С 6 лет дошкольники испытывают трудности в образовании прилагательных от существительных (хвост лисы – «лисячий»).

У дошкольников с ТНР очень бедный словарный запас. Детям сложно называть месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все могут правильно назвать детенышей животных. Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому начинать формировать лексико-грамматическую сторону речи следует с дошкольного возраста. 

Все ТНР требуют длительной (не менее 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей.

В ДОУ для формирования лексико-грамматического строя речи детей чаще всего используется игры, наблюдения за действиями и предметами, беседы, опоры на вербальные образцы.

Главными средствами обучения языку являются дидактический и языковой материал педагогов, организованные упражнения, выбор разнообразных бытовых ситуаций, которые используются в целях развития практики общения дошкольников. Очень эффективен принцип поэтапности, позволяющий переходить от простого к более сложному.

Коррекционный работа непрерывна, её равноправными звеньями являются не только воспитатели и учителя-логопеды детского сада, но и родители детей. Эффективность коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с ТНР во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех участников данного педагогического процесса.

Значительную роль в работе ДОУ играет совместная деятельность. Очень полезно совместно проводить образовательную деятельность, развлечения, праздники, в которых участвуют логопед, воспитатели и родители. В совместной образовательной деятельности и во время праздников закрепляется пройденный материал. Для этого используются различные игры и упражнения.

Взаимодействие с родителями используется для достижения наибольшего эффекта коррекционно-образовательной работы. Родителям предлагаются задания, которые можно сделать дома – упражнения, игры на закрепление грамматических форм речи. Также проводятся консультации по данной теме. Для родителей совместно с воспитателями проводятся различные виды работы: анкетирование, опросы, индивидуальные беседы, стенгазеты, информационные проспекты, уголок родителей, выставки работ родителей и детей, дистанционное обучение, родительские собрания, мини собрания, «Дни открытых дверей».

Подобный комплексный подход позволяет скорректировать ТНР у детей и лучше подготовить их к школе.

 

Список литературы:

 

Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Владос, 2005. 296 с.

Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. Москва: Изд-во ЛКИ, 2012. 218 с.

Безрукова О. А. Слова родного языка. Москва: Профессионал, 2005. 192 с.

Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1984. № 5. C. 141-146

Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва: Эксмо, 2013. 508 с.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Творческий центр Сфера, 2009. 470 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – С-П., 2010. – с.9-10

 

Bogdanova N.N.

"Special (defectological) education,

"Correctional and pedagogical support of education

and upbringing of children with hearing and speech disorders"

Institute of Childhood

Novosibirsk State Pedagogical University

(Novosibirsk, Russia)

 

CORRECTION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL

UNDERDEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

AGE WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

 

Abstract: the article discusses the main methods of speech therapy to correct the underdevelopment of the lexical and grammatical structure of speech in preschool children with severe speech disorders. A comprehensive approach is described that allows correcting this underdevelopment and better preparing such children for school.

 

Keywords: severe speech disorders, general underdevelopment of speech, lexico-grammatical structure of speech, underdevelopment of lexico-grammatical structure of speech, correctional work, game.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Богданова Н.Н. КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 21 - 26. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5972 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5972



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.