'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  91 просмотров

Холматов А.Р.

  


РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены нововведения ФГОС третьего поколения. Представлен анализ учебных пособий по предмету «Естествознание». Предложен способ формирования естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности в форме мини-проектов   

Ключевые слова:
ФГОС, естественно-научная грамотность, проектная деятельность, внеурочная деятельность, естествознание   


УДК 372.854

Холматов А.Р.

магистрант

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ

МИНИ-ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены нововведения ФГОС третьего поколения. Представлен анализ учебных пособий по предмету «Естествознание». Предложен способ формирования естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности в форме мини-проектов.

 

Ключевые слова: ФГОС, естественно-научная грамотность, проектная деятельность, внеурочная деятельность, естествознание.

 

В 2022-2023 учебном году вступает в силу ФГОС третьего поколения. Среди принципиальных новшеств нового образовательного стандарта появляется такое понятие [1], как «функциональная грамотность». Данный термин не новый, однако ранее в школах не звучал так громко, как в 2022 году.

В соответствии с письмом [2] Министерства Просвещения о работе по повышению функциональной грамотности № 03-1510 от 14.09.2021 в школах в 2021-2022 году были проведены мероприятия по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям: читательская, финансовая, естественно-научная, математическая грамотность, критическое мышление и глобальные компетенции. Проведенные мероприятия встретили некоторое недопонимание как со стороны обучающихся и их родителей, так и со стороны педагогов.

Вполне закономерно далее возникает вопрос – а как же все-таки формировать естественно-научную грамотность обучающихся? Ведь безусловно рабочие программы педагогов содержат немалое количество формируемых метапредметных, предметных, личностных результатов обучения, универсальных учебных действий, и функциональная грамотность стала в какой-то степени вызовом как для педагогов, так и для обучающихся.

В соответствии со стандартом второго поколения [3] школы получили возможность вводить вместо трех одночасовых естественно-научных дисциплин (физика, химия, биология) на уровне среднего общего образования предмет «Естествознание» объемом 3 часа в неделю. Общая неэффективность одночасовых предметов неоднократно обосновывалась педагогической наукой и подтверждалась практикой обучения.

В Федеральном перечне учебников [4] по состоянию на 2022 год перечислены три учебника естествознания под авторством Габриеляна, Титова и Алексашиной. Во введении всех трех учебников речь идет о формировании естественно-научной картины мира. К минусам введения предмета «Естествознание» как синтеза естественно-научных дисциплин можно отнести поверхностное изучение разделов соответствующих дисциплин, к примеру, в курсе химии 10 класса обучающиеся изучают органическую химию по меньшей мере в объеме 34 часов, а учебно-методическим комплектом «Естествознание» под авторством Габриеляна [5] органическая химия изучается в 11 классе в рамках тем «Углеводороды», «Нефть», «Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова», «Полимеры», а также некоторые элементы биохимии затрагиваются в темах «Химия человека», «Витамины», «Гормоны», «Лекарства». Объем изучаемого материала несопоставим.

Нельзя отдельно не отметить присутствие в учебнике 10 класса блока «Проектные и исследовательские работы». В этом разделе приведены 17 примерных тем для проектной деятельности с подробно описанными ходом работы, сбором результатов и анализом полученных данных. Более того стоит обратить внимание на приведенные в учебнике практические работы, которые имеют практико-ориентированный характер: «Изучение бытовых отходов», «Изучение состава почвы», «Получение жесткой воды и устранение ее жесткости», «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете» и так далее.

В таком контексте, а также ввиду введения третьего поколения ФГОС предмет «Естествознание» имеет явные и неоспоримые преимущества перед одночасовыми естественно-научными дисциплинами, однако данный предмет вводится, как правило, в гуманитарных классах для грамотного формирования естественно-научной картины мира и выделения большего количества часов на изучение предметов гуманитарного цикла. Так или иначе за администрацией школы остается право сделать выбор в пользу отдельных дисциплин естественно-научного цикла, и тогда вновь возникает вопрос: а как обеспечить формирование этой самой естественно-научной картины мира, естественно-научной грамотности?

В Письме Минобрнауки России [6] от 18.08.2017 № 09-1672 О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности указано, что эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

В связи с введением термина «функциональная грамотность» в новом ФГОС и задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, наблюдается необходимость в развитии естественно-научной грамотности у обучающихся, а реализовывать данное требование возможно во внеурочной деятельности в виде мини-проектов.

За счет достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках дисциплин естественно-научного цикла обучающиеся имеют возможность выполнить мини-проект по определенной тематике При этом важно, чтобы внеурочная деятельность была организована как решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и умений, которые у учеников уже сформированы. Наконец, нужно понять: какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Мини-проект может представлять из себя ситуационное задание, связанное с одним конкретным предметом, а на различных его объектах можно рассмотреть различные аспекты, связанные с естественными науками, к примеру, учащиеся могут работать в парах или группах, выполнять задание по теме «Вода», предметом такого задания может быть река Волга, при этом одна группа будет рассматривать химические аспекты, например, химические свойства воды – в 8ом классе, растворы в 9ом классе, гидролиз – в 11 классе, другая группа может выполнять учебно-практические задачи на расчет выталкивающей силы, которая бы действовала на физическое тело, погруженное в воду, или описывать физические свойства воды (ведь это не только очевидные цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, это еще и тепло- и электропроводность, плотность, температуры плавления и кипения и так далее), третья группа выполняет «биологическую часть» - изучает роль воды в живых организмах, какую воду употреблять можно, а какую (дистиллированную, морскую, водопроводную) – нет, или же возможен сбор информации об эндемиках реки Волги и прилегающей территории, а четвертая группа подойдет к воде «географически» - определит исток, устье, длину, уклон, падение, тип питания, скорость течения.

Данный пример демонстрирует использование закрытых задач, которые в сумме и представляют из себя мини-проект, однако задача может быть сформулирована и открыто, например, «с позиции географии и опираясь на знания курса географии, опишите реку Волгу» или «с позиции химии и опираясь на знания курса химии, опишите реку Волгу». Последнее предназначается скорее ученикам 11-ого класса, которые могут определить тип связи и кристаллической решетки в молекуле воды, а исходя из этого описать ее свойства, а оперируя понятиями раздела «Чистые вещества и смеси», дать характеристику данной реке, степени ее чистоты, предложить способы очистки воды.

Итоговый мини-проект в таком случае состоит из четырех работ, которые могут защищаться в рамках занятия, при этом и формируется естественно-научная грамотность – обучающиеся понимают, что естественные науки тесно связаны, описывают одни и те же предметы с разных позиций, а предметные знания, полученные при изучении этих дисциплин, имеют применение в реальной жизни, что является аргументированным ответом на довольно часто звучащий в школах вопрос «А зачем мне это?».

В некоторой степени такой мини-проект похож на кейс-технологию, однако отличие заключается в том, что в мини-проекте не описывается определенная ситуация, а даны конкретные сформулированные задачи по той или иной дисциплине (в случае закрытых задач) или дана полная свобода выбора, какими понятиями оперировать, к каким разделам данной дисциплины обращаться (в случае открытых задач).

Такие комплексные задания могут быть разработаны школьным методическим объединением учителей-предметников, преподающих естественные науки, а реализованы – в рамках внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия или мероприятий в рамках декады естественных наук. Работа нескольких педагогов чрезвычайно необходима в связи с тем, что университеты не готовят целенаправленно учителей естествознания, а готовят специалистов в конкретной предметной области или двух, например, «учитель химии и биологии», поэтому каждый из педагогов может внести свой вклад в разработку проекта и в развитие у детей естественно-научной грамотности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 // Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 05.07.2021 г.

Об организации работы по повышению функциональной грамотности : указание М-ва просвещения Рос. Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : письмо М-ва просвещения Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 19.12.2010 г.

Федеральный перечень учебников [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.: Министерство просвещения Российской федерации. — Режим доступа: https://fpu.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Естествознание. Базовый уровень. 11 кл. : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2013. — 334, [2] с. : ил.

О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности : письмо М-ва образования и науки Рос. Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672

 

Kholmatov A.R.

Herzen State Pedagogical University of Russia

(Saint-Petersburg, Russia)

 

NATURAL-SCIENCE FUNCTIONAL

LITERACY DEVELOPMENT THROUGH MINI-PROJECTS

IN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

 

Abstract: the article reports about innovations in Federal State Educational Standard of third generation. The analysis of Science textbooks was carried out. A method for the development of natural science literacy through mini-projects in the extracurricular activities was proposed

 

Keywords: Federal state educational standard, natural science functional literacy, project activity, extracurricular activities, science.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Холматов А.Р. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 38 - 44. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5975 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5975



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.