'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  114 просмотров

Валитов М.М.

  


ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ И АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается судебная практика обжалования правовых актов органов исполнительной власти и должностных лиц в порядке, предусмотренном кодексом административного судопроизводства (далее – КАС) и арбитражном процессуальном кодексе (далее – АПК). Особенность данной судебной практике в том, что КАС и АПК закрепляют право обжаловать правовые акты, но каждый из кодексов имеет свою особенность и специфику. Поэтому, рассматривая судебную практику, необходимо провести анализ правовых норм, которые закрепляют процесс обжалования правовых актов. Ведь на данный момент из – за схожести институтов существует проблема разграничения компетенции Арбитражного суда и суда общей юрисдикции, которая может быть решена только на законодательном уровне   

Ключевые слова:
кодекс административного судопроизводства, арбитражный процессуальный кодекс, административное судопроизводство, арбитражный процесс, обжалованье правовых актов, нормативно правовой акт, ненормативный акт   


УДК 347.95

Валитов М.М.

студент 2 курса Юридического института

Тамбовский государственный технический университет

(Россия, г. Тамбов)

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ

ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ

И АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается судебная практика обжалования правовых актов органов исполнительной власти и должностных лиц в порядке, предусмотренном кодексом административного судопроизводства (далее – КАС) и арбитражном процессуальном кодексе (далее – АПК). Особенность данной судебной практике в том, что КАС и АПК закрепляют право обжаловать правовые акты, но каждый из кодексов имеет свою особенность и специфику. Поэтому, рассматривая судебную практику, необходимо провести анализ правовых норм, которые закрепляют процесс обжалования правовых актов. Ведь на данный момент из – за схожести институтов существует проблема разграничения компетенции Арбитражного суда и суда общей юрисдикции, которая может быть решена только на законодательном уровне.

 

Ключевые слова: кодекс административного судопроизводства, арбитражный процессуальный кодекс, административное судопроизводство, арбитражный процесс, обжалованье правовых актов, нормативно правовой акт, ненормативный акт.

 

Для начала, нужно разобрать весь процесс обжалования по КАС. В КАС есть глава 21, которая регулирует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (далее - НПА) и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами [3].

Особенности данного производства:

  1. Заявитель должен представить доказательства, что нормативный акт нарушает их права в следствии регулировании им отношений и примененным к заявителю — истцу;
  2. Заявитель — истец должен иметь высшее юридическое образование или иметь представителя с высшим юридическим образованием;
  3. Указать в административном исковом заявлении НПА, имеющий большую юридическую силу, который входит в противоречие с оспариваемым НПА;
  4. После решения, суд указывает с какой даты не применяется нормативный акт;
  5. Запрет органам исполнительной власти повторно принимать данный НПА [8].

Рассмотрим конкретный случай, где есть предпосылки для подачи административного искового заявления об обжаловании НПА.

Возьмем дело № 2а-129/2022, по иску Межрайонная ИФНС России по Тамбовской области к Вилкину Г.А. о взыскании налогов и пени. Суть дела была в том, что административный ответчик стал индивидуальным предпринимателем 6 марта 2020 года, а в конце 2020 прекратил деятельность. Летом 2021 года ИФНС потребовала уплаты страховых взносов в ПФР и Фонд социального страхования и обратилась за выдачи судебного приказа. Судебный приказ был отменен. Административный истец требовал всю сумму страховых взносов без льгот, а ответчик возражал и говорил, что ст. 430 НК РФ для него предусматривает меньшую сумму. В процессе выяснилось, что существует Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», где в п. 2 указанно, что льготы предусмотрены только для тех, кто зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя до 1 марта 2020 года. И получается абсурдная ситуация, в котором 6 дней не дали возможность получить льготу и уменьшить страховые взносы. Ведь, на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не было льгот, как и ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. На данный момент истец обратился в апелляцию, и очень большая вероятность обратится в Верховный суд, чтобы обжаловать Постановление правительства, которое явно нарушило его права [6].

На данном примере можно увидеть, что является предпосылкой для подачи административного искового заявления об оспаривании НПА. И главным доказательством, что НПА нарушает права является судебный акт по делу, где судья применил спорное НПА.

Очень интересная позиция Верховного суда в отношении писем ведомств и министерств. В них содержится только разъяснения и толкования правовых норм. До марта 2016 года, когда пытались обжаловать письмо ФНС и Росприроднадзора, то ведомства в возражениях писали, что это ненормативный акт и содержит лишь только разъяснения законодательства. Позиция Верховного суда была неоднозначна. Суд исследовал письма с разъяснениями и пытался понять, имеют ли они нормативных характер или нет. Данную позицию мы можем увидеть в Решение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383 и Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № АКПИ15-1379 [5].

После февраля 2016 года была введена в КАС статья 217.1, которая дает возможность обжаловать письма с разъяснениями и с того времени суду не нужно исследовать НПА на предмет его нормативности.

На данный момент мы видим, что законодательство позволяет заявителям - истцам обжаловать любые нормативные акты. Данные судебные дела являются очень сложными, особенно если обжалуется НПА федерального органа исполнительной власти в Верховном суде, и по этому истец должен иметь высшее юридическое образование.

В настоящее время мы видим, что похожий институт есть в арбитражном процессуальном кодексе (далее – АПК) [2]. В АПК глава 24 регулирует порядок обжалованья ненормативных правовых актов. Возникает вопрос о подведомственности спора - в какой суд обращаться коммерческой организации?

Следует обратить внимание, что в КАС закреплено обжалованье нормативных актов, а в АПК ненормативных. Под ненормативным актом понимается документ установленной формы, не содержащий правовые нормы, который распространяется на конкретное лицо и рассчитан на однократное применение. Таким актом может служить постановление судебного пристава – исполнителя.

Возьмем ситуацию, при которой в арбитражный суд обратилась организация, которая осуществляет на профессиональной основе деятельность по возврату просроченной задолженности, к судебному приставу - исполнителю с требованием признать незаконным постановление пристава.

В данном случаи Арбитражный суд должен принять к производству исковое заявление, так как постановление является ненормативным актом. Но на практике встречаются ситуации, когда Арбитражный суд направляет дело в суд общей юрисдикции. Так, Арбитражный суд Пензенской области передал дело № 2А-483/2020, по иску АО «Оператор электронного правительства» к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Трухмановой А.И., Управлению ФССП по Пензенской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя в Первомайский районный суд г. Пензы [4].

Разграничение компетенции Арбитражных судов и судов общей юрисдикции закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации

от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», где упор делается том, какой суд выдал исполнительный документ. При этом если есть сводное производство, где содержатся исполнительные документы арбитражного суда и суда общей юрисдикции, то рассматривать дело об обжаловании постановления пристава исполнителя будет суд общей юрисдикции [7].

В данном случаи законодателю следует полностью передать все дела, связанные с обжалованием постановлений пристава – исполнителя судам общей юрисдикции. Даная норма смогла бы устранить проблему разграничений между арбитражным судом и судом общей юрисдикции.

Таким образом, можно сделать вывод, что обжалование НПА является эффективным способом защиты своих прав, так как НПА, принятые органами исполнительной власти, не всегда отвечают требованиям законности. Именно поэтому на сегодняшний день КАС позволяет гражданам защитить свои права и обжаловать незаконный акт. При этом существенным недостатком является отсутствие разграничений нормативных и ненормативных актов, когда по аналогии с АПК существует такое понятие как ненормативный акт. Также отсутствует законодательное разграничение компетенции между судом общей юрисдикции и Арбитражным судом по обжалованью постановлений судебного пристава – исполнителя. Введение дополнительных норм по разграничению компетенции в КАС и АПК могли бы способствовать более эффективному судебному разбирательству.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ. от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391

 

Об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя: Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 29.05.2020 по делу № 2А-483/2020, по административному иску АО «Оператор электронного правительства» к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Трухмановой А.И., Управлению ФССП по Пензенской области // [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты РФ» URL: https://sudact.ru/regular/doc/XrzDZCWLKqWU/?regular-txt=судебный+пристав-исполнитель+арбитражный&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1656334434881&snippet_pos=238#snippet (дата обращения: 25.06.2022).

Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145: Решение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383 // [Электронный ресурс]: «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194716/ (дата обращения: 05.06.2022).

О взыскании налогов и пени: Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02.02.2022 г. по делу № 2а-129/2022, по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к Вилкину А.Г. // [Электронный ресурс]: «ГАС РФ «Правосудие» URL: https://sud22--tmb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=76244069&case_uid=d1da68bc-0d32-497d-842e-5d2b05d8660f&delo_id=41 (дата обращения: 31.05.2022).

О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства: Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 // Российской газета. - 2015. - № 270.

 

Волкова Р.Г. Судебное оспаривание нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации // Антиномии. - 2005. - №. 6. - С. 343-359.

 

Valitov M.M.

2nd year student of the Law Institute

Tambov State Technical University

(Russia, Tambov)

 

FEATURES OF APPEALING LEGAL ACTS

IN ADMINISTRATIVE AND ARBITRATION PROCEEDINGS

 

Abstract: the article examines the judicial practice of appealing against legal acts of executive authorities and officials in the manner prescribed by the Code of Administrative Procedure (hereinafter – CAS) and the Arbitration Procedural Code (hereinafter – APC). The peculiarity of this judicial practice is that the CAS and the APC enshrine the right to appeal against legal acts, but each of the codes has its own peculiarity and specificity. Therefore, considering judicial practice, it is necessary to analyze the legal norms that consolidate the process of appealing legal acts. Indeed, at the moment, due to the similarity of institutions, there is a problem of delineating the competence of the Arbitration Court and the court of general jurisdiction, which can only be solved at the legislative level.

 

Keywords: code of administrative proceedings, arbitration procedural code, administrative proceedings, arbitration process, appeal of legal acts, normative legal act, non-normative act.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Валитов М.М. ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ И АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 79 - 85. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5982 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5982



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.