'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  103 просмотров

Валитов М.М.

  


ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ *

  


Аннотация:
в статье будет рассмотрен институт представительства в административном судопроизводстве. В настоящий момент данная тема очень актуальна в связи с тем, что рынок юридических услуг имеет очень много «юристов», которые не имеют высшего юридического образования, однако оказывают юридические услуги своим доверителям. Особое внимание будет уделено нормам, которые закрепляют возможность быть представителем по устному ходатайству. Также анализируются возможность участие представителя по устному ходатайству на каждой стадии административного судопроизводства   

Ключевые слова:
кодекс административного судопроизводства, административное судопроизводство, представительство, высшее юридическое образование, юридическая помощь   


УДК 342.92

Валитов М.М.

студент 2 курса Юридического института

Тамбовский государственный технический университет

(Россия, г. Тамбов)

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Аннотация: в статье будет рассмотрен институт представительства в административном судопроизводстве. В настоящий момент данная тема очень актуальна в связи с тем, что рынок юридических услуг имеет очень много «юристов», которые не имеют высшего юридического образования, однако оказывают юридические услуги своим доверителям. Особое внимание будет уделено нормам, которые закрепляют возможность быть представителем по устному ходатайству. Также анализируются возможность участие представителя по устному ходатайству на каждой стадии административного судопроизводства.

 

Ключевые слова: кодекс административного судопроизводства, административное судопроизводство, представительство, высшее юридическое образование, юридическая помощь.

 

Согласно п. 1 ст. 55 КАС Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности [4].

Данная норма закрепляет обязательные требования к представителям, которые участвуют в административном судопроизводстве. Именно юридическое образование является гарантом оказания качественной юридической услуги. Данное требование является абсолютно правильным. При этом данные требования к представителям нельзя ужесточать. Если сделать требования, где представителем нужно иметь статус адвоката или иметь ученную степень, то это сильно ударит по самозанятым юристам и приведет к ограничению конкуренции и подорожанию юридических услуг, что не увеличит качество юридических услуг, а лишь поднимет цену. Государство стремиться к тому, чтобы каждый имел возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Данное право закреплено в ст. 48 Конституции [1]. А для отдельных категорий людей юридические услуги оказывается бесплатно и даже разработан Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ [5].

В настоящий момент существуют множество юридических компаний, которые оказывают не качественные юридические услуги. После оплаты компания ничего не делает, либо оказывает услуги очень некачественно, что приводит к проигранному судебному спору.

Поэтому законодатель, начиная с принятия КАС в 2015, вводит обязательное юридическое образование для представителей. После КАС это перейдет в Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК) и частично в Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК) [3]. В 2018 году Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.11.2018 № 451-ФЗ в ч. 3 статью 49 АПК было внесено, что представители должны быть с высшим юридическим образованием [2]. В ГПК более мягкие требования, так Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2019 году введены изменения в ч. 2 ст. 49 ГПК и теперь представители: в областных, апелляционных, кассационных судах должны иметь высшее юридическое образование, при этом оно не нужно для мировых судей и районных судов [6].

Почему же в КАС необходима квалифицированная помощь и представители должны иметь обязательно высшее юридическое образование?

Дело в том, что дела, рассматриваемые по КАС, имеют большую сложность, так как спор происходит с публично — правовым образованием. Представители разных государственных органов и органов местного самоуправления имеют высшее юридическое образование. То есть, вступая в спор физическое или юридическое лицо противостоит профессионалу с вашим юридическим образованием. Поэтому требование к образованию представителя обоснованно [8].

Оформить полномочия представителя в суде можно 4 способами:

- по устному ходатайству административного истца/ответчика;

- по письменному заявлению стороны;

- по доверенности, заверенной у нотариуса. А для юридического лица заверенной генеральным директором;

- адвокатским ордером.

Адвокат при этом должен при себе иметь удостоверение. А юрист без адвокатского статуса — диплом о высшем юридическом образовании [7].

Особая проблема возникает на стадии кассационного обжалованья, если представитель представляет интересы доверителя не по доверенности, а по устному ходатайству занесенному в протокол судебного заседания. Дело в том, что протокол, в который занесена запись о представителе находится в материалах дела. В суде апелляционной инстанции представитель сохраняет свои полномочия, так как апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции, которая подтвердила полномочия представителя. К примеру, возьмем апелляционное определение по делу № 33а-1585/2022, по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к Вилкину Андрею Григорьевичу. В данном процессе участвовал представитель по устному ходатайству и был занесен в протокол заседания. В суде апелляционной инстанции он сохранил свои полномочия и не потребовалось дополнительно заносить запись в протокол [10].

Кассационная жалоба в соответствии со ст. 319 КАС, в зависимости от категории дела, подается как непосредственно, так и через суд, принявший решение. Если подача происходит через суд, принявший решение, то представитель должен сохранить свои полномочия, так как у суда будут материалы дела, где в протоколе есть запись о полномочиях представителя, то при непосредственной подаче уже необходима доверенность. Поэтому следует в КАС следует ввести норму, которая позволяет быть представителем по устному ходатайству на всех стадиях административного судопроизводства. При этом проверка полномочий в суде кассационной инстанции будет происходить после истребования дела [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что в нынешних условиях не нужно ужесточение законодательства и реформирование института представительства. Меры, которые предусмотрены законодательством на данный момент полностью обоснованы. Законодатель старается увеличить профессионализм представителей в суде. При этом законодателю не стоит прибегать к более жестким требованиям к представителям в суде, так как это сделает адвокатскую монополию и приведет к очень негативным социальным и экономическим последствиям. Законодателю нужно более детально отрегулировать нормы, которые закрепляют право быть представителем по устному ходатайству, что положительно скажется и приведет к более эффективному рассмотрению административных дел с исключением дополнительных бюрократических процедур.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ. от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391

О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 48. - Ст. 6725.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ // Собрании законодательства - 2018. - № 49. - Ст. 7523.

Володина С.И., Кучерена А.Г., Пилипенко Ю.С. Адвокатура: учебник для бакалавров // Проспект. 2018. С. - 186-192.

Зеленцов А.Б., Ястребова О.А. Судебное административное право // Статут. 2017. С. - 398 – 404.

Саркисян В.Г. Некоторые проблемы института представительства в административном судопроизводстве // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы седьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием. 2020. С. 96-98.

О взыскании задолженности по налогам и страховым взносам: апелляционное определение 23.05.2022 г. по делу № 33а-1585/2022, по апелляционной жалобе Вилкина Андрея Григорьевича на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02.02.2022 г. // [Электронный ресурс]: «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» URL: https://oblsud--tmb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2978193&delo_id=5&new=5&text_number=1 (дата обращения: 20.06.2022).

 

Valitov M.M.

2nd year student of the Law Institute

Tambov State Technical University

(Russia, Tambov)

 

REPRESENTATION IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

 

Abstract: the article will consider the institution of representation in administrative proceedings. At the moment, this topic is very relevant due to the fact that the legal services market has a lot of "lawyers" who do not have a higher legal education, but provide legal services to their clients. Special attention will be paid to the norms that fix the opportunity to be a representative on an oral petition. The possibility of participation of a representative on an oral petition at each stage of administrative proceedings is also analyzed.

 

Keywords: code of administrative proceedings, administrative proceedings, representation, higher legal education, legal assistance.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Валитов М.М. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 86 - 91. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5983 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5983



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.