'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  75 просмотров

Стецюк А.Е.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНЦЕССИОНЕРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены проблемы, связанные с правовым статусом концессионера по концессионному соглашению, объектом которого являются программы для ЭВМ, базы данных и иные объекты информационных технологий. Предложено внесение изменение в существующее законодательство для предотвращения расширительного токования норм   

Ключевые слова:
концессионное соглашение, концессионер, информационных технологии, программы для ЭВМ, базы данных, иностранные частные партнеры   


УДК 34.096

Стецюк А.Е.

студентка магистратуры

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

КОНЦЕССИОНЕРА В СФЕРЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы, связанные с правовым статусом концессионера по концессионному соглашению, объектом которого являются программы для ЭВМ, базы данных и иные объекты информационных технологий. Предложено внесение изменение в существующее законодательство для предотвращения расширительного токования норм.

 

Ключевые слова: концессионное соглашение, концессионер, информационных технологии, программы для ЭВМ, базы данных, иностранные частные партнеры.

 

В соответствии со ст. 53.2 Закона о концессионных соглашениях для соглашений, объектами которых являются информационные системы и информационные технологии существуют следующие особенности.

Субъектами концессионного соглашения выступают также концедент и концессионер. Но на стороне концессионера не могут выступать иностранные юридические лица [1].

Указанное ограничение направлено на борьбу с киберпреступностью и защитой персональных данных граждан РФ, а также направлено на предотвращение преступлений коррупционного характера.

Концессионер по условиям договора передает права или обязанности собственности на этот объект. Проблема приобретает масштаб, если объектом является, например, региональная информационная система. Законодательством предусмотрена ответственность за преступления в сфере информационных технологий, что уже говорит о том, что такие преступления существуют и не являются редкостью.

При этом указанное ограничение существенно тормозит развитие отечественных информационных технологий и существенно сокращает количество потенциальных частных инвесторов [3]. В частности, из-за того, что в отечественной цифровой сфере подавляющая часть технологий имеет зарубежное происхождение и зарубежных правообладателей.

Однако с учетом сложившейся экономической и политической ситуации внесение изменений в часть признания возможным участие иностранного лица на стороне концессионера видится противоречащими целям и задачам РФ.

Исходя из выше изложенного, развитие цифровизации во всех сферах деятельности государства в сравнении с зарубежной будет тормозиться до момента пока отечественные цифровые технологии не достигнут необходимого уровня. 

Следует также отметить, что законодатель, понимая необходимость внедрения зарубежного опыта для наиболее успешного и быстрого достижения задач, поставленных перед государством, ввел оговорку, что концессионером по концессионных соглашениям, объектом которых являются информационные технологии, не могут быть иностранные юридические лица, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента РФ.

Ч. 1 ст. 90 Конституции РФ регламентирует право Президента на издание указов и распоряжений.

Следовательно, формулировка, используемая в ФЗ № 115, для введения непосредственно оговорки, представляется не четкой, поддающейся расширительному токованию.

Так Президент РФ вправе издавать два вида актов, из которых распоряжение не носит нормативного характера и не может использоваться как способ изменения или дополнения Федерального закона. Однако распоряжение может являться видом «решения» Президента РФ, что в свою очередь закладывает проблему замедленного действия, выражающуюся в злоупотреблении уполномоченным лицом своих прав и при помощи ненормативного правового акта выдачу разрешения заключения инвестиционного проекта на осуществление социально-значимой функции иностранному лицу [2].

Необходимо отметить, что не всякое решение, которое принято в рамках компетенции уполномоченного лица, в рассматриваемом случае – Президента РФ, даже принятое в установленной законом норме, должно обладать силой для отмены ограничения, которое установлено ФЗ № 115.

Представляется логичным внесение соответствующего изменения в ч. 1.6. ст. 5 ФЗ № 115 и представления указанной части в виде « <…> федеральным законом, указом Президента РФ».

При рассмотрении вопросов, касающихся особого регулирования правового статуса концессионера, нельзя не отметить, что отечественный законодатель оставляет пробел в регулировании возможности заключения концессионного соглашения с потенциальным частным инвестором, если им будет индивидуальным предприниматель имеющий двойное или два гражданства (российское и иностранное).

Несмотря на то, что в концессионном законодательстве прямого запрета на это нет, однако следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 199 №160-ФЗ «Об иностранных инвестиция в Российской Федерации», который в ст. 2 регламентирует невозможность таких лиц выступать в качестве иностранных инвесторов.

Таким образом, в современном законодательстве не содержится однозначного запрета на участие на стороне концессионера иностранного лица. Несмотря на ограничение, указанное в ч. 1.6. ст. 5 ФЗ № 115, указом Президента РФ определенные иностранные лица смогут заключить интересующие их инвестиционное соглашение в отношении объектов информационных технологий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"// "Российская газета", N 161, 26.07.2005,

Платонова Н.Л. Новое в законодательном регулировании концессионных соглашений в Российской Федерации // Право и экономика. 2019. № 1. С. 16 - 21

Устаев, Р. М. Влияние механизма государственно-частного партнерства на процесс цифровизации экономики / Р. М. Устаев, М. Н. Гюльнезерова // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 11 июня 2020 года. – г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2020. – С. 264-268.

 

Stetsyuk A.E.

graduate student

Plekhanov Russian University of Economics

(Moscow, Russia)

 

FEATURES OF THE LEGAL STATUS

CONCESSIONAIRE IN THE FIELD OF

INFORMATION TECHNOLOGY

 

Abstract: the article deals with the problems related to the legal status of the concessionaire under the concession agreement, the object of which are computer programs, databases and other information technology objects. It is proposed to amend the existing legislation to prevent an expansive interpretation of the norms.

 

Keywords: concession agreement, concessionaire, information technology, computer programs, databases, foreign private partners.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Стецюк А.Е. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНЦЕССИОНЕРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 111 - 114. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5987 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5987



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.