'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 1
  4. Научная статья № 21

Просмотры  80 просмотров

Ралько А.А.

  


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ВОЕННОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
современное общество требует от образования улучшение эффективности и упрощения процесса передачи знаний, так было с самого появления науки педагогики. Исследователи и преподаватели изучали опыт своих предшественников для создания собственных подходов преподавания. На сегодняшний день разработано и апробировано множество различных подходов, основанных на разных идеях. Их применение не оставило и военную сферу, подходы используются не только для преподавания, но и для формирования различных качеств военнослужащих. Одним из них является готовность к разрешению конфликтов в военной среде   

Ключевые слова:
подход, конфликт, готовность, методика, модель   


 

УДК 331.1

Ралько А.А.

аспирант

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ВОЕННОЙ СРЕДЕ

 

Аннотация: современное общество требует от образования улучшение эффективности и упрощения процесса передачи знаний, так было с самого появления науки педагогики. Исследователи и преподаватели изучали опыт своих предшественников для создания собственных подходов преподавания. На сегодняшний день разработано и апробировано множество различных подходов, основанных на разных идеях. Их применение не оставило и военную сферу, подходы используются не только для преподавания, но и для формирования различных качеств военнослужащих. Одним из них является готовность к разрешению конфликтов в военной среде.

 

Ключевые слова: подход, конфликт, готовность, методика, модель.

 

Для построения модели формирования готовности к разрешению конфликтов в военной среде первоначально нужно выбрать методологические подходы, которые позволят выявить сущностные характеристики и структурные элементы исследуемых научных феноменов; а также описать педагогический процесс применив его особенности для решения проблемы.

В качестве методологической основы нашего исследования были выбраны системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы. Выбор системного подхода обоснован системной сущностью конфликтологической готовности у военнослужащих, а также осознанием того, что моделируемый процесс обязан быть целостен и владеть системными свойствами, чтобы быть эффективным. Причина выбора компетентностного подхода связана со взглядом на конфликтологическую готовность как явление, близкое по значению компетентности и компетенции, и стремлением смоделировать процесс формирования данной готовности в практико-ориентированном контексте. Личностно- ориентированный подход в нашем исследовании выбран потому, что осуществление педагогического процесса имеет направленность на формирование обучаемого как личности, основанного на взаимопомощи и совместного сотрудничества субъектов внутри учебного процесса.

Раскроем особенности применения каждого из подходов.

Одним из подходов, используемых в военной среде является системный подход. Он представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

В нашем педагогическом исследовании цель применения системного подхода заключается: во-первых, в описании конфликтологической готовности как целостной совокупности элементов, обеспечивающих ее полноту и функциональность; во-вторых, в конструировании такого процесса формирования конфликтологической готовности военнослужащих, который своей содержательной полнотой, четко заданной последовательностью действий и этапов обеспечит достижение цели; в-третьих, в подборе педагогических условий реализации модели формирования конфликтологической готовности, которые только в совокупности дают возможность ей эффективно функционировать; в-четвертых, в разработке критериально-уровневой шкалы, позволяющей единством и зависимостью критериев и показателей оценить результативность и эффективность реализуемой модели, получить обратную связь и спланировать корректирующие действия.

Компетентностный подход в сфере военного образования - новое явление для военной педагогики. Данный подход к конфликтам, возникающим в воинских коллективах, способствует их разрешению без применения открытых форм противостояния, значительно улучшает психо-эмоциональный климат в повседневной деятельности воинских подразделений, сокращает количество девиантного поведения военнослужащих, что, в целом, повышает боеспособность вооруженных сил. Все вышесказанное диктует необходимость специальной подготовки военнослужащих к разрешению конфликтов в военной сфере.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность военнослужащего, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники работы с конфликтами в военной среде; 3) при выполнении профессиональных обязанностей, связанных с разрешением конфликтов в мирное и военное время; 4) во взаимоотношениях между военнослужащими, в этических нормах, при оценке собственных поступков по отношению к товарищам; 5) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 6) в правовых нормах и административных структурах, иных государственных органах, помимо военизированных, в потребительских и эстетических оценках; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов, в том числе в военной среде.

Одним из самых известных и используемых подходов в военной среде можно назвать личностно - ориентированный. Данный подход к осуществлению педагогического процесса означает направленность на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса. Образование, построенное на идеях личностно-ориентированного подхода, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций преподавателя и обучаемых».

В рамках данного подхода личность рассматривается учеными как сознательный субъект, обладающий устойчивой системой индивидуальных черт, а индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.

Личностно-ориентированное обучение ставит следующие основные цели перед военнослужащими:

1) развить индивидуальные познавательные способности каждого военнослужащего и выявить личностные стратегии поведения в конфликтных ситуациях;

2) максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» его индивидуальный субъектный опыт поведения в конфликтной среде;

3) выработать индивидуальные способы решения конфликтных ситуаций.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение можно определить как обучение субъекта, максимально обращенное к его индивидуальному опыту, потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Выбор данных подходов для применения при формировании готовности к разрешению конфликтов в военной среде обусловлен, прежде всего, их эффективностью и хотя каждый из них имеет свои недостатки, например, затраты времени, положительный результат после применения данных подходов оправдывает эти затраты.

Для формирования данного качества у военнослужащих на основание методологических подходов необходимо построить педагогическую модель формирования готовности к разрешению конфликтов в военной среде.

Под моделью обучения, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации обучающего процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель обучения, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.

Модель обучения - это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к обучению, взгляд на его роль в жизни человека и общества.

Для нашего исследования мы избрали педагогическую структурно-функциональную модель, так как отношение структуры к функции имеет более однозначный характер, нежели функции к структуре. По мнению Б.А. Глинского, если определена структура, то при соблюдении относительно стабильных условий выполняются функции. Ученый считает, что «основываясь на подобии структур, мы можем получить достоверные (или высокой степени вероятности) функции модели и оригинала (структурно-функциональные модели), но, основываясь на подобии функций, мы можем получить не достоверные, а лишь правдоподобные выводы о подобии структур модели и оригинала (функционально-структурные модели)». Эту зависимость мы учитываем в нашем исследовании и кладем в основу построения модели.

На основании изложенного мы рассматриваем структурно-функциональную модель как совокупность структурных компонентов, функциональных отношений и связей, определяющих определенную целостность, устойчивость и внутреннюю организацию объекта исследования. Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса - цель, задачи, содержание основных идей, организационные формы и методы - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами этого процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической системы.

 

Список литературы:

 

Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.

Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012 —URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 02.04.2022).

Бисембаева А.К. дис., канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 01.01.19 / Автор Асем Кумаровна - М., 2019. - 232 с.

Гизатуллин А.А. Стратегия разрешения социальных конфликтов в воинских подразделений МО РФ / Журнал Историческая и социально – образовательная мысль Том 10 №2/2, 2018 г. – 67-71 с.

Яновский Д.В. Основные причины возникновения конфликтов в воинском коллективе в среде военного вуза / Психолого- педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия, 2019 г. – 134-137 с.

Галимуллин Р.Х.: дис., канд. соц. наук: 22.00.08: защищена 2003 г. / Автор Рафаиль Харисович – М.,2003 г. – 193 с.

 

Ralko A.A.

postgraduate student

South Ural State

University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

METHODOLOGICAL APPROACHES

TO THE CONSTRUCTION OF MODELS OF READINESS

FORMATION TOWARDS CONFLICT

RESOLUTION IN THE MILITARY ENVIRONMENT

 

Abstract: modern society requires education to improve the efficiency and simplify the process of knowledge transfer, this has been the case since the advent of the science of pedagogy. Researchers and teachers studied the experience of their predecessors to create their own teaching approaches. To date, many different approaches based on different ideas have been developed and tested. Their application has not left the military sphere, approaches are used not only for teaching, but also for the formation of various qualities of military personnel. One of them is the readiness to resolve conflicts in the military environment.

 

Keywords: approach, conflict, readiness, methodology, model.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ралько А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ВОЕННОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 119 - 125. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5989 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5989



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.