'
Урих Я.
НЕОБХОДИМОСТЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МАССОВЫХ ПРАЗДНИКАХ *
Аннотация:
в работе представлен анализ театрализованного представления с точки зрения необходимости включения акцента на сценическом общении
Ключевые слова:
праздник, мероприятие, сценическое общение, актерская работа
УДК 1
Урих Я.
студент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
(г. Санкт-Петербург, Россия)
НЕОБХОДИМОСТЬ СЦЕНИЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ В МАССОВЫХ ПРАЗДНИКАХ
Аннотация: в работе представлен анализ театрализованного представления с точки зрения необходимости включения акцента на сценическом общении.
Ключевые слова: праздник, мероприятие, сценическое общение, актерская работа.
Сценическое общение – «чередование процессов отдачи и восприятия» [8, с. 347], «взаимозависимость приспособлений» [5, с. 191], способность взаимодействовать с партнером по сценической площадке, со зрителем.
Правдоподобное, живое сценическое общение является необходимой частью создания драматического пространства, поскольку подразумевает под собой многие виды общения: общение со зрительным залом, самообщение, общение между партнерами. Каждое составляющее сценического общения, создает в своем синтезе особое пространство, позволяющее воплотиться режиссерской идее, а спектаклю эмоционально возвыситься.
Социальное общение является для массового праздника такой же необходимой составляющей, как сценическое общение для театральных подмостков. Именно благодаря потребности в живом общении начали возникать праздники. Если современные режиссеры по незнанию или непрофессионализму будут пренебрегать такой необходимой частью массового мероприятия как социальное общение, никакой праздник нельзя будет назвать по-настоящему состоявшимся, несмотря на большой бюджет или красивые костюмы.
Основной целью любого общения является сплочение. Именно посредством социального общения индивид через невольное подражание чужой манере передачи эмоций, заимствования его черт, познает человеческие взгляды, идеи, мнения, нормы, чувства, улавливает в своей душе сопереживание собеседнику. Возникнуть такому живому, искренне заинтересованному со стороны обоих собеседников общению способствуют массовые праздники. Их атмосфера направлена на объединение зрителей.
Поскольку любая составляющая массового праздника существует по иным законам, чем драматические спектакли, общение с залом может возникнуть на абсолютно другом, «бытовом» уровне:
На сценической площадке г. Санкт-Петербурга, во время театрализованного концерта, посвященному Дню театра, возникла техническая пауза, во время которой полностью погас свет. Зная, что среди присутствующих в зале есть выпускники театральной студии из одного коллектива, участник театрализованного концерта, обращаясь к залу произносит: «Двадцать первое. Ночь…». С последнего ряда доносится: «Понедельник, очертанья столицы во мгле». С левой части зала оборачивается человек: «Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле!». Продолжая стихотворение Ахматовой, из разных концов зала, подхватывая друг друга, не подсаженные актеры вспоминают вслух стихотворение, которое вместе учили более 10 лет назад, захватывая внимание остальной публики.
Пользуясь неким элементом провоцирования, участник театрализованного концерта смог не только удачно занять образовавшуюся паузу, но и всколыхнуть забытое в выпускниках детского театра. Казалось бы, на театральных подмостках любая пауза и брошенное из зрительного зала слово должно обыгрываться по театральным законам, например, путем оценки не выходящего из роли героя. В данном случае, театрализованный концерт не только допустил вмешательство зала, но заиграл новыми красками. Н. К. Крупская писала: «Искусство больше всего захватывает тогда, когда человек остается не только простым зрителем или слушателем, а сам принимает участие в массовом действии» [2, с. 13]. Неловкую паузу, снимая барьер между зрительным залом и сценой, заполнило живое общение давних выпускников, найдя свое выражение через стихотворную форму.
Любая составляющая массового праздника позволяет сузить широкое социальное общение до уровня общения в некой художественной форме средствами искусства. При этом, сценическое общение необходимо театрализованным представлениям не меньше, чем общение социальное. Скрывание непрофессиональных артистов за выразительными средствами (завораживающей сценографией, музыкальным, световым оформлением) может разрушить доверие, создающееся между аудиторией и сценическим пространством. Непростительной ошибкой является пренебрежение актерским мастерством. Любое существование в роли заметно, даже среди массового героя. Для подлинного существования на площадке не требуется близкое расположение к сцене зрителя, отсутствие других источников внимания для публики, даже в присутствии текста у артиста нет необходимости. Всякий неверный жест изобличает халатность исполнителя, его отдаленность от истинного искусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Э.В.Вершковский. Режиссура театрализованных представлений и праздников. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017г. – С. 88
Д.М.Генкин. Массовые праздники — Москва: Просвещение, 1975г.. — 69 с.
Б.Е.Захава. Мастерство актера и режиссера. — Москва: Искусство, 1969г. — С.318
К.С.Станиславский. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. — Санкт-Петербург: Азбука, 2015г. — С.508
Г.А.Товстоногов. Зеркало сцены: учебное пособие, 7-е изд. — Санкт-Петербург: Планета Музыки, 2021г. — С.397
М.А.Чехов. О технике актера. — Москва: АСТ, 2022г. — С.52
Urich Ya.
student
Saint Petersburg State Institute of Culture
(Saint Petersburg, Russia)
THE NEED FOR SCENIC
COMMUNICATION IN MASS HOLIDAYS
Abstract: the paper presents an analysis of the theatrical performance from the point of view of the need to include an emphasis on stage communication.
Keywords: holiday, event, stage communication, acting.
Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 1
Ссылка для цитирования:
Урих Я. НЕОБХОДИМОСТЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МАССОВЫХ ПРАЗДНИКАХ // Вестник науки №7 (52) том 1. С. 126 - 129. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5990 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*