'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  177 просмотров

Чуканова П.А.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрывается тема анализа кадрового планирования в образовательных организациях. Дается несколько методик анализа кадрового планирования. Выявлены задачи кадрового планирования. Приведены основные задачи кадрового планирования   

Ключевые слова:
управление персоналом, кадровое планирование, анализ кадрового планирования   


УДК 005.95

Чуканова П.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

(Россия, г. Москва)

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Аннотация: в данной статье раскрывается тема анализа кадрового планирования в образовательных организациях. Дается несколько методик анализа кадрового планирования. Выявлены задачи кадрового планирования. Приведены основные задачи кадрового планирования.

 

Ключевые слова: управление персоналом, кадровое планирование, анализ кадрового планирования.

 

Актуальность решения проблемы успешной адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации. На основе опроса начинающих педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях, выявлены проблемы, испытываемые молодыми учителями в ходе адаптации к профессиональной деятельности в школе. Анализ результатов проведенного опроса показал, что молодые педагоги испытывают типичные затруднения как с собственно профессиональной адаптацией, так и с социально-психологической и психофизиологической. На первом месте у молодых педагогов оказались проблемы, связанные с психофизиологической составляющей адаптации. Характер протекания психофизиологической адаптации влияет и на другие ее аспекты, часто становясь причиной смены работы. Выявление типичных затруднений, испытываемых учителями в первый год работы в школе, позволило наметить пути их предупреждения в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов, способствующие успешной психофизиологической, социально-психологической и собственно профессиональной адаптации молодых кадров в системе общего образования.

В условиях современного информационного общества особое значение приобретает проблема привлечения в школу молодых учителей как наиболее восприимчивой к инновациям категории педагогов. Приток в школу молодых специалистов и их успешная адаптация в профессии выступают гарантом сохранения преемственности поколений, достижения баланса между здоровым консерватизмом и богатым практическим опытом старшего поколения учителей и инновационной, творческой активностью молодежи. Однако далеко не все из вновь пришедших в школу выпускников педагогических вузов остаются в профессии. Часть из них не выдерживает проблем адаптационного периода и навсегда расстается со школой [1, c.30].

Проблема адаптации молодых учителей в образовательных организациях общего образования относится к традиционным. Вместе с тем в современных условиях она приобретает новое звучание и остроту. Понимание проблем адаптационного периода позволит наметить пути их предотвращения уже на этапе профессиональной подготовки в высшей школе. В этой связи цель исследования – выявить основные проблемы адаптации молодых учителей в общеобразовательных организациях и наметить пути их предупреждения на этапе профессиональной подготовки начинающих педагогов в высшей школе. В качестве методов исследования выступили: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации молодых учителей; опрос начинающих педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях.

Анализ современной научной литературы подтверждает актуальность и вызванный ею интерес исследователей к проблеме адаптации молодых педагогов в условиях общеобразовательного учреждения. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современных исследованиях преобладающим является подход, связанный с поиском способов решения проблемы на стадии адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях. Аспекты проблемы, связанные с предупреждением еще на этапе профессиональной подготовки возникновения у выпускников педагогических вузов типичных затруднений в процессе их адаптации в общеобразовательной организации, в должной мере не рассматриваются.

В связи с вышесказанным был проведен опрос начинающих педагогов с целью выявления основных проблем адаптационного периода и определения путей их предупреждения на этапе профессиональной подготовки начинающих педагогов.

Анализ полученных результатов показал, что при всей целостности протекания адаптационных процессов молодые педагоги испытывают типичные проблемы как с собственно профессиональной адаптацией, так и с социально-психологической и психофизиологической.

На первом месте у молодых педагогов оказались проблемы, связанные с психофизиологической составляющей адаптации. Так, 80 % опрошенных отметили, что они постоянно испытывают чувство усталости и «разбитости», 74 % – выбрали ответ «Я как белка в колесе, ничего не успеваю». У каждого второго начинающего учителя (52 %) не остается времени на отдых. Подобного рода нагрузка, нарушение чередования труда с полноценным отдыхом приводят к таким проявлениям психофизиологической дезадаптированности у молодых педагогов, как нарушения сна, проблемы со здоровьем, перепады настроения и т. д. Например, проблемы со сном (с трудом засыпают, просыпаются среди ночи и не могут заснуть, с трудом просыпаются по утрам и др.) отмечают у себя 66 % респондентов. Каждый второй из них (53 %) в период адаптации столкнулся с проблемами, связанными со здоровьем (головные боли, повышенное или пониженное давление, проблемы с желудочно-кишечным трактом и др.). Перегрузка, начинающиеся проблемы со сном и здоровьем приводят к перепадам настроения, общему снижению эмоционального фона, что становится одной из причин снижения мотивации к профессиональной деятельности. Так, 73 % молодых педагогов, принявших участие в опросе, выбрали ответ «У меня перепады настроения. Периоды оптимизма сменяются неверием в собственные силы и правильности выбранного профессионального пути», а 47 % – «Я испытываю разочарование в моей работе. С меня спали “розовые очки”».

Характер протекания психофизиологической адаптации влияет и на другие ее аспекты, часто становясь причиной смены работы. Одна из причин, вызывающая сильную перегруженность молодых учителей-предметников и сложности с их психофизиологической адаптацией, связана с уровнем профессиональной подготовки. В школу пришли выпускники бакалавриата, значительная часть которых продолжила свое обучение в магистратуре, что не могло не сказаться на их тотальной загруженности и, как следствие, на успешности протекания психофизиологической адаптации. Значимое место в целостном процессе адаптации молодого учителя к условиям профессиональной деятельности занимает социально-психологическая адаптация, связанная с установлением продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом и отдельными его представителями, выступающая условием продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

Результаты опроса показали, что около трети молодых учителей (34 %), принявших в нем участие, не чувствуют себя «своими» в педагогическом коллективе. 27 % из них испытывают затруднения в установлении продуктивного взаимодействия с коллегами, 41 % – в установлении продуктивного взаимодействия с администрацией. Многие из опрошенных не были готовы к работе в условиях женского коллектива с его специфическими признаками. Так, 40 % респондентов отметили, что уже на первом году работы в школе они невольно оказались втянутыми в разной степени выраженности конфликтные ситуации (интриги, сплетни и др.). В этой связи формирование у будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки социальных компетенций, а также знакомство и освоение ими норм корпоративной культуры позволят в будущем облегчить протекание социально-психологической адаптации [2, c.90].

Одновременно с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, опрос позволил определить типичные затруднения, испытываемые молодыми учителями в ходе собственно профессиональной адаптации. На первом месте в ряду затруднений данной группы находятся проблемы, связанные с ведением школьной документации. Так, 68 % опрошенных признались, что оказались не готовы к такому количеству отчетной документации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гордеева А. Г. Кадровая политика как стратегия управления персоналом. Бизнес и технологии в России: теория и практика: Сборник. / Саратов, 2020. - С. 29-31.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. – M.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2021. - С. 86-95.

Данкова Ж. Ю. Проектное управление региональной кадровой политикой. / Ж.Ю. Данкова // Пробный анализ и государственное управленческое проектирование. – М.: Инфра-М, 2019. – С. 31–38.

 

Chukanova P.A.

Russian State Social University

(Russia, Moscow)

 

PROBLEMS OF PERSONNEL

POLICY IMPLEMENTATION

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

 

Abstract: this article reveals the topic of the analysis of personnel planning in educational organizations. Several methods of personnel planning analysis are given. The tasks of personnel planning have been identified. The main tasks of personnel planning are given.

 

Keywords: personnel management, personnel planning, analysis of personnel planning.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чуканова П.А. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Вестник науки №7 (52) том 2. С. 78 - 83. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6008 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6008



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.