'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  90 просмотров

Савелькаева С.Н., Собянина С.В.

  


МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСЕЛЕНИИ СОСЕНСКОЕ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные меры государственной поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании, в период пандемии COVID-19   

Ключевые слова:
пандемия короновирусной инфекции, малое предпринимательство, меры государственной поддержки   


УДК 33

Савелькаева С.Н.

обучающаяся по направлению ГМУ

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Собянина С.В.

к.э.н., доцент

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

(г. Москва, Россия)

 

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ПОСЕЛЕНИИ СОСЕНСКОЕ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные меры государственной поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании, в период пандемии COVID-19.

 

Ключевые слова: пандемия короновирусной инфекции, малое предпринимательство, меры государственной поддержки.

 

Значение малого предпринимательства в современной экономике смешанного типа невозможно переоценить. Его роли можно определить следующим образом:

поглощение избыточной рабочей силы и создание новых рабочих мест, что способствует эффективному решению проблем занятости и безработицы, в первую очередь в кризисные периоды;

быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры, рост гибкости и динамизма;

насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, удовлетворение индивидуального спроса и стимулирование совокупного спроса в целом;

расширение налогооблагаемой базы для государственного и местного бюджетов;

придание современной экономике конкурентного характера и ослабление монопольных тенденций;

смягчение социальной напряженности в обществе, демократизация рыночных отношений, обеспечение социально-экономической и политической стабильности;

формирование предпринимательской прослойки как основы среднего класса.

В РФ субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают около 64% добавленной стоимости, 81,5% занятости и 37% налоговых поступлений, что и подтверждает его ключевую роль в национальной экономике.

Преимущества малой экономики по стабилизации и определения перспектив развития любой национальной экономической системы хозяйствования, и которые определяют при этом неуклонный рост роли самого малого бизнеса в современной мировой экономике, заключаются в следующем: [6]

- способствуют достижению оптимальной структуры национальной экономики;

- является базой для разработки и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования;

- обеспечивают более равномерное развитие регионов страны;

- повышают качество и оперативность принятия управленческих решений;

- развивают и расширяют сферу экономической мотивации и личной ответственности за результаты своего труда;

- поддерживают на высоком уровне состояние рыночной конкуренции как высшую форму экономической зрелости;

- ускоряют инновационные процессы и научно-технический прогресс;

- повышают возможности быстрой перестройки производства;

- определяют социальную направленность развития различных отраслей хозяйствования;

- приближают производство товаров и услуг к потребителю;

- существенно расширяют ассортимент продукции и услуг;

- решают проблемы занятости населения

Однако реализация преимуществ малого бизнеса происходит только при условии разработки эффективной государственной политики для немонополизированного сектора экономики.

Традиционно в экономической литературе по вопросам состояния и перспектив развития малого и среднего предпринимательства приводятся усредненные общеевропейские показатели или, в лучшем случае, показатели ведущих европейских стран - Великобритании, Германии, Франции.

Экономические эффекты, достигаемые в четырех ведущих европейских странах относительно системного развития малого и среднего предпринимательства, становятся индикаторами для ориентации других стран по совершенствованию государственных национальных программ развития этих составляющих систем предпринимательства.

Сравнение состояния предпринимательской среды в любой стране с европейскими стандартами дает достаточно оснований для разработки и обоснования государственных программ содействия развитию малого предпринимательства с достижением прогнозируемо ожидаемых экономических эффектов.

Так, в Польше государственная политика по поддержке малого бизнеса позволила расширить рынки сбыта производимой продукции. В Италии развита система государственной финансовой поддержки маго предпринимательства через субсидирование и льготное кредитование го деятельности.

В США поддержка малого бизнеса происходит главным образом через дотации, прямые гарантированные ссуды. Кроме того, на уровне штата реализуются программы поддержки малого бизнеса через привлечение негосударственных средств. Гарантии государства уменьшают риск операций кредитно-финансовых учреждений, способствуют заинтересованности кредиторов малого бизнеса. Необходимо учитывать зарубежные формы поддержки с целью их применения в наших условиях. развитие малого предпринимательства имеет важное значение для страны в плане социального и экономического характера. Для эффективного развития этого сектора экономики необходима государственная поддержка на должном уровне, четкая стратегия регулирования малого предпринимательства, эффективная система финансирования становления и развития малого бизнеса, усовершенствованные правовые и организационные вопросы деятельности малых предприятий.

Цель исследования-изучить меры поддержки малого предпринимательства в поселении Сосенское. Задачи:

Изучить государственную политику Российской Федерации в отношении малого бизнеса.

Изучить меры поддержки малого бизнеса в поселении Сосенское.

Проанализировать эффективность мер поддержки малого предпринимательства в поселении Сосенское.

Для проведения настоящего исследования были проанализированы данные о мерах поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в целом и в поселении Сосенское с 1995 года по 2020 год включительно. Сведения взяты из открытых источников в сети Интернет, в том числе на сайтах администрации поселения Сосенское, Московской области, Правительства Российской Федерации.

Методы исследования: ретроспективный анализ; сравнительный анализ; системный анализ.

На основании анализа доступной литературы, в Российской Федерации можно выделить следующие этапы развития малого бизнеса:

1988-1999гг.-период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого предпринимательства в большой степени отсутствовала.

1992-1994гг. - период, характеризующийся экономической либерализацией на макроуровне. Несмотря на это и на стимуляцию малого предпринимательства путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа МП.

1995-97гг. - период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержки МП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не было.

1998-2000гг. - период финансового и экономического кризиса 1998г., характеризующийся изменением рынков в результате девальвации. Отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки МП были в значительной степени урезаны.

2001-2007гг. - период экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждалась в фундаментальном пересмотре. Итогом этих преобразований стало принятие в 2007 году нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

2008-2019 гг. - период "двух мировых кризисов", когда малое предпринимательство сталкивалось с проблемами выживания и поиска путей приложения предпринимательского таланта в связи с изменениями в условиях функционирования внешней среды.

В настоящее время начался новый этап развития малого предпринимательства, связанного с пандемией и карантинными ограничениями, который сказался на деятельности не только малых предприятий и поставил новые вызовы перед государственной системой поддержки этого сектора.

Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в рамках положений законодательных и нормативных актов, которые в совокупности составляют нормативно-правовую базу регулирования предпринимательской деятельности. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим на территории России предпринимательскую деятельность, относятся следующие группы документов: Конституция Российской Федерации, Федеральные кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, различные подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

Согласно этим документам, в Российской Федерации, начиная с принятия Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, было предпринято ряд мер в направлении поддержки малого бизнеса, такие как введение программы государственной помощи малого предпринимательства, согласно которой наиболее уязвимые предприятия могут получить единовременную помощь (субсидию), введение налоговых каникул для малых предприятий, а также списание части налоговых долгов.[1]

При более детальном анализе обращает на себя внимание некоторая неравномерность распределения малых предприятий по округам г. Москвы (таблица 1)

 

Таблица 1 - Структура малых предприятий по Административным Округам Москвы (к итогу, в %. г. Москва в целом = 100%)

Годы

ЗАО

ВАО

СВАО

СЗАО

САО

ЦАО

ЮЗАО

ЮВАО

ЮАО

Зеленоград

2000

12.1

8.7

8.2

4.3

6.8

34.3

10.2

6.7

7.1

1.6

2005

11.7

9.1

8.7

5.0

7.4

31.4

9.6

7.0

7.2

1.9

2010

11.2

9.4

9.5

5.4

7.9

30.8

9.0

7.4

7.5

2.5

2020

10.8

9.7

10.0

5.8

8.3

28.0

8.5

7.7

7.9

3.3

 

Округ, к которому относится поселение Сосенское, находится примерно на среднем месте по развитию малого предпринимательства сравнительно с другими округами. Поддержка предпринимательства в поселении осуществляется посредством реализации программ по развитию предпринимательства, нацеленных на формирование предпосылок для развития индивидуального и частного предпринимательства.

Так например, за последние 10 лет было разработано 7 специальных программ по развитию малого предпринимательства в поселении Сосенское, а также предоставлены 36 субсидий на общую сумму 144 522, 4 тыс. руб. Основными программами по поддержке малого бизнеса в поселении являются:

«Кредитование коммерческими банками индивидуального и частного предпринимательства»

«Выставочно-ярмарочная деятельность»

«Сертификация»

«Поддержка социального индивидуального и частного предпринимательства»

«Субсидирование затрат субъектов индивидуального и частного предпринимательства, реализующих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»

«Субсидирование части арендных платежей индивидуального и частного предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности»

«Субсидирование затрат субъектов индивидуального и частного предпринимательства на создание либо развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»

Также предпринимателям поселения Сосенское доступны программы информационной поддержки малого бизнеса (пятидневный интенсив «Стартап-школа МБМ» для начинающих бизнесменов, «Онлайн-академия МБМ», Московская школа экспортера для экспортно-ориентированных предприятий, акселерационные программы, которые ведут опытные тренеры) и программы в сфере налогообложения (отсрочка авансовых платежей, отсрочка по торговому сбору). Эти меры хорошо зарекомендовали себя в период пандемии COVID-19. Так, например, в 2020 году был организован проект «Онлайн-акселератор МБМ, который помогал предпринимателям проработать бизнес-идею, собрать команду, выпустить продукт, начать продажи и привлечь инвестиции. По программе «Стартап-школа МБМ» в 2021 году было организовано 43 курса, посвященных разным темам: работе в качестве самозанятых, женскому предпринимательству, медицинскому и социальному бизнесу, бизнесу в сфере красоты и бизнесу по франшизе. В них приняли участие более 1,5 тысячи человек. Также в 2021 году были проведены четыре акселерационные программы – для спортивной индустрии, сферы услуг, ресторанного бизнеса и социальных проектов.

В период карантина были предприняты следующие меры поддержки малого бизнеса: отмена платежей за аренду городских земельных участков и нежилых помещений на период приостановления деятельности; отсрочка уплаты авансовых платежей по имущественному и земельному налогам, торговому сбору; помощь в кредитовании, субсидии и гранты малому бизнесу; гранты собственникам коммерческой недвижимости для компенсации налога на имущество и земельных платежей.

Все это дало свои результаты. Не смотря на сокращение численности предприятий малого бизнеса, снижение количества людей, занятых на таких предприятиях, уменьшение инвестиций и привлеченных ресурсов за счет ухудшения экономической ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, суммы налоговых отчислений в бюджет снизились не так сильно, как ожидалось.

Ниже представлена таблица 2, иллюстрирующая динамику налоговых поступлений за аналогичный период 2020–2021 годов, что косвенным образом характеризует эффективность мер по поддержке малого бизнеса в период карантинных ограничений.

 

 Таблица 2 - Поступления по видам за январь – октябрь 2020–2021 гг. [3]

Виды налогов

январь – октябрь, млн. руб.

2020

2021

темп, %

НДС

3,4

3,41

99,2

Акцизы

1,05

1,5

145,8

Налог на прибыль

3,9

3,4

86,2

НДПИ

5,1

3,2

63,9

Имущественные налоги

1,1

1,0

91,5

НДФЛ

3,08

3,2

104,3

 

В целом в России малое предпринимательство по данным официальной статистики развивается достаточно успешно. [5]

 Однако, несмотря на это, его доля в национальной ВВП незначительна и не превышает 16 % (в 2019г.), тогда как в экономически развитых странах вклад малого бизнеса в ВВП в среднем составляет 60 %.

Анализ теоретических аспектов формирования политики поддержки малого бизнеса в регионе позволил установить, что основополагающим субъектом развития выступают органы власти. [4]

Сфера малого бизнеса в Московской области, несмотря на ряд преимуществ по сравнению с другими регионами, в отличие от зарубежных стран, в целом недостаточно развита. Не существует сети инвестиционных фондов, занимающихся этим системно, есть индивидуальные инвесторы, но инвестирование происходит хаотично. Основной проблемой предпринимателей является их недостаточные знания по основам бизнеса, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета и управления интеллектуальными ресурсами, а также противопоставление малого предпринимательства крупному бизнес-сообществу. Соответственно, развитие малого бизнеса и в области в целом, и в поселении Сосенское требует реализации следующих мер: разработка нормативно-правового обеспечения развития малого бизнеса; создание единой коммуникационной сети, в которую были бы вовлечены все высокотехнологичные предприятия; информация об их деятельности; описание продукции; преимущества их функционирования и тому подобное. [2]

Это будет способствовать распространению информации об успешных бизнес-проектах и позволит предпринимателям взаимодействовать более эффективно друг с другом; привлечение иностранных инвестиций, которые могли бы помочь внедрению современных технологий в производство; внедрение учебных курсов по предпринимательству, которые будут раскрывать целые направления их деятельности.

Основываясь на зарубежном опыте можно заключить, что необходимо пересмотреть действующую структуру налогоплательщиков в сфере бизнеса, и соответственно действующие к ним налоговые режимы. Перевести фиксированную налоговую ставку в статус прогрессивной. Данная мера может увеличить степень выживаемости фирмы на рынке, основной проблемой которой является уплата невыносимо большого для неё налогового бремени. Это могло бы способствовать увеличению заинтересованности населения страны к открытию собственного дела. Что в свою очередь влечёт увеличение основных экономических показателей региона и повышение благосостояния населения территории.

Совершенствование информационной и методической поддержки субъектов малого предпринимательства. Организация информационного обеспечения - это успех предпринимателя на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции и услуг, социально-экономической и общественно-политической ситуации, что непосредственно влияет на «выживаемость» малых и средних предприятий в непростых условиях рынка.

Весомый вклад в развитие малого предпринимательства вносят мероприятия по повышению профессионального мастерства в потребительской сфере. По данному направлению возможно предусмотреть следующие мероприятия:

– подготовка и проведение совещаний по вопросам торговли и общественного питания с руководителями предприятий;

– поддержка субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсах профессионального мастерства;

– повышение квалификации предпринимателей и руководителей малых предприятий в рамках участия в международных проектах и программах;

– содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

В целях повышения активности субъектов предпринимательства необходимо включить дополнительные мероприятия: ­

- создание на официальном интернет-портале «Витрины закупок» для нужд заказчиков;

- консультирование заказчиков по вопросу увеличения объема закупок заказчиков у субъектов малого предпринимательства путем проведения конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- проведение анализа по вопросу рациональности (в том числе обоснованности цены контракта) осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

­- проведение семинаров (в том числе онлайн-семинаров) для субъектов малого предпринимательства по вопросам участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд два раза в год;

- информирование субъектов малого предпринимательства по электронной почте «О новом в законодательстве о контрактной системе», рассылка методических рекомендаций, обзора типовых ошибок и так далее;

- оказание индивидуальной консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства по вопросам участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения городских нужд.

Принятия Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ дало толчок к развитию государственных программ и политик, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса в России. Несмотря на это, его вклад в ВВП составляет всего 16 % (по сравнению с экономически развитыми странами - 60 %).

В поселении Сосенское поддержка МП осуществляется, наряду с общероссийскими мерами, путем принятия специальных программ с учетом региональных особенностей. Так, например, в поселении создаются условия для развития выставочно-ярморочной деятельности.

Меры, направленные на развитие и поддержание малого предпринимательства в поселении Сосенское, в целом положительно влияют на экономику региона, что говорит об их эффективности.

Дополнительные меры поддержки в период пандемии COVID-19 показали свою значимость и позволили многим предприятиям пережить этот сложный период без угрозы ликвидации и безработицы на фоне сложной экономической ситуации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 24. 07. 2007 N 209-ФЗ (ред. от 28. 12. 2013 N 396-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://www.consultant.m/(Дата обращения 15.03.2022).

Акимова С.К. Инновационное предпринимательство в России: тренды, инструменты и потенциал развития / О.Е. Акимова, С. К. Волков, И. В. Митрофанова, Н. П. Иванов, В. С. Фомичев. - М.: Директ-Медиа, 2019. -127 с.

Громыко А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2, С. 4-12

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430

Забелин И. О. Оценка уровня жизни населения России на основе статистического анализа // Научный журнал. 2019. №5 (39).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/ (Дата обращения 16.01.2021).

 

Savelkaeva S.N.

studying in the direction of GMU

Moscow University of Finance and Law

(Moscow, Russia)

 

Scientific supervisor:

Sobyanina S.V.

Ph.D. in Economics, Associate Professor

Moscow University of Finance and Law

(Moscow, Russia)

 

STATE SUPPORT MEASURES SMALL BUSINESS

IN THE SETTLEMENT OF SOSENSKOYE

 

Abstract: the article discusses the main measures of state support for small business in the municipality, during the COVID-19 pandemic.

 

Keywords: coronavirus pandemic, small business, government support measures.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Савелькаева С.Н., Собянина С.В. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСЕЛЕНИИ СОСЕНСКОЕ // Вестник науки №7 (52) том 2. С. 84 - 96. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6009 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6009



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.