'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  294 просмотров

Свиридова В.В.

  


ТРАДИЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ПОДРОСТКОВЫХ ФИЛЬМОВ КАТЕГОРИИ «B»: ОТ «ТИНЕЙДЖЕРОВ-ОБОРОТНЕЙ» ДО «ЙОГАНУТЫХ» *

  


Аннотация:
в статье исследована традиция развития американских подростковых фильмов категории «B» от 1930-х годов прошлого века до сегодняшнего времени. Проанализировано, как менялось понятие подросткового фильма и насколько оно связано с самим определением фильма категории «B». А также обозначены основные картины каждой эпохи и то, как на их создание повлияло время, в которое они появились   

Ключевые слова:
подростки, фильм категории «B», хоррор, комедия   


УДК 791.43/.45

Свиридова В.В.

студентка 5 курса сценарно-киноведческого факультета

Всероссийский государственный институт кинематографии

имени С.А. Герасимова»

(Москва, Россия)

 

ТРАДИЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ

ПОДРОСТКОВЫХ ФИЛЬМОВ КАТЕГОРИИ «B»:

ОТ «ТИНЕЙДЖЕРОВ-ОБОРОТНЕЙ» ДО «ЙОГАНУТЫХ»

 

Аннотация: в статье исследована традиция развития американских подростковых фильмов категории «B» от 1930-х годов прошлого века до сегодняшнего времени. Проанализировано, как менялось понятие подросткового фильма и насколько оно связано с самим определением фильма категории «B». А также обозначены основные картины каждой эпохи и то, как на их создание повлияло время, в которое они появились.

 

Ключевые слова: подростки, фильм категории «B», хоррор, комедия.

Фильм категории «B» (англ. B-movie) — малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом. Для обозначения границ данного явления, выделим следующие критерии: низкий бюджет, банальные сюжеты, неизвестные актеры. Подростковые фильмы — это фильмы, в которых главными героями в определенных обстоятельствах выступают подростки. Указанные типы фильмов в истории киноиндустрии оказались тесно связаны между собой. В 1940-е термины A-movie и B-movie меняют свой смысл: если раньше ими обозначались картины с высоким и низким бюджетами, то новая дифференциация предполагала жанровый принцип. B-movie стали ассоциироваться с приключениями, ужасами, фантастикой и прочими массовыми формами, обладавшими малой художественной ценностью и ориентировавшимися на развлекательный запрос широкой аудитории. В результате вечерние сеансы оказались забронированы картинами, которые изображали несчастных подростков, борющихся с неземным злом или становящихся его жертвами («Люди-кошки» (1942), «Я гуляла с зомби» (1943), «Похититель тел» (1945)). Но на экране все еще не было «настоящих» подростков — обычных парней и девушек со своими проблемами, характерными для пубертатного периода.

Такая ситуация сохранялась до 1957 года, пока не появился фильм «Я был подростком-оборотнем», который принес студии доходы в два миллиона долларов при бюджете в 100 000 долларов. Как следует из названия фильма, студия опиралась на фантастический сюжет, одновременно ориентируясь на подростковую аудиторию. В конце 50-х начался бум подросткового фантастического кино, и экраны во время вечерних сеансов «захватили подростки»: «Я был подростком-Франкенштейном» (1957), «Подростки-зомби» (1959), «Подростки из космоса» (1959). Эти картины эксплуатировали подростковую тематику, но относились к самому образу молодого человека довольно пренебрежительно, как к кому-то несостоявшемуся человеку, который будет нормальным только, когда повзрослеет.

В 1960-е на волне популярности так называемого «пляжного рок-н-ролла» и группы “Beach Boys” на экраны десятками выходили картины: «Пляжные тусовщики», «Пляж бикини», «Серф-вечеринка», «Господь любит утку», «Вечеринка для взрослых», название которых вполне соответствует месту и характеру действия. Молодые люди в них выглядели сексапильнее Криса Хемсворта и Меган Фокс. Родился даже целый жанр фильма пляжной-вечеринки.

В начале 1970-х годов, в эпоху Нового Голливуда грань между фильмами двух категорий стерлась. На экранах появлялось все больше низкобюджетных картин, в сто раз окупавшихся в прокате и приносивших создателям огромную прибыль. Культовым в это время стал «Зверинец», рассказывающий о жизни студентов в колледже, сопровождающейся постоянными пьянками, сексом и дурацкими выходками. В фильме было много пошлости, но зрителя задевала искренность жесткого юмора. Популярность «Зверинца» побила все рекорды проката фильма-комедии, установленные к моменту его выхода на экран. В картине подросток был представлен уже не только как объект сексуального желания, но и как индивидуальность.

В 1984 году в мир подросткового кино пришел режиссер Джон Хьюз. Постер «Клуба “Завтрак”» висел в комнате у каждого второго тинейджера, а слова на нем, призывающие к социальной борьбе, превратились в своего рода магическое заклинание для поколения детей бэби-бумеров: «Они были чужими друг другу и встретились впервые в жизни. Умник, атлет, психопат, принцесса и преступник. Но они нарушили правила. Излили друг другу души. И стали друг для друга чем-то большим, чем они предполагали». Данный пассаж отразили все то, что в «Клубе “Завтрак”» сделали создатели для поколения подростков 80-х: они нарушили сложившиеся до того правила подросткового кино, обнажили души молодых людей. «Клуб “Завтрак”» вместе с последующими фильмами, такими как «Огонек святого Эльма», «Милашка в розовом», «Скажи что-нибудь» и другими, определил приоритеты целого поколения.

С одной стороны, 1990-е продолжили темы подростковых фильмов 80-х, а с другой, стали еще более раскрепощенными и все менее похожими на фильм категории «B». «10 причин моей ненависти», «Бестолковые», фильмы с Фредди Принцем-младшим и Вайноной Райдер — это уже были не треш-хорроры про оборотней и не тупые комедии о пляжных вечеринках, а романтические мелодрамы, ставившие вопросы о месте подростка во взрослом мире, в которых снимались известные и даже «звездные» актеры.

Но в 2000-х законодателем мод в подростковом кино стал канал “Disney”, ежегодно выпускавший десятки похожих подростковых фильмов с четким социальным делением внутри школьного коллектива на изгоев и лидеров и представляющих поиск любви единственным смыслом жизни. Самая знаменитая картина этого времени «Классный мюзикл» — романтическая музыкальная комедия о подростках, которых не волновало ничего на свете, кроме выпускного. В подобных фильмах не было секса, не было буллинга, не было ничего острого и реалистичного, они в буквальном смысле были «вылизаны», чтобы создать настолько привлекательный мир, полный романтики и красивых людей, что юному зрителю хотелось соприкасаться с ним снова и снова. И механизмом этого притяжения уже был не страх за себе подобных, как в хоррорах 50-х, скорее, чувство тепла и радости, «домашнего уюта» выдуманного мира, где нет проблем.

Ту же самую традицию продолжил “Netflix”, который сегодня, когда канал “Disney” перестал быть актуальным, поставил на поток выпуск своего подросткового кино. На первый взгляд, оно не такое «стерильное», в нем поднимаются проблемы буллинга и расизма, и даже присутствуют идеи бодипозитива («Сьерра Берджесс — неудачница» (2018), «Всем парням, которых я любила раньше» (2018)). Но в них нет той неприкрытой и яростной правды о подростках, которая была в «Зверинце» или в «Клубе “Завтрак”». “Netflix” и “Disney” снова вернули зрителю подростковые фильмы категории «B», только теперь в жанре романтической комедии, — картины регулярно появляются в прокате и на стриминговом сервисе и вовлекают зрителя в свой волшебный мир.

Единственным режиссером, который в условиях повального интереса к любовным историям подросткового кино сделал нечто, соотносимое с «трешовостью» первых фильмов категории «B», был Кевин Смит, снявший картину «Йоганутые». В ней действуют совершенно абсурдные герои (немецкие солдаты в виде сосисок), которым противостоят две девчонки. В фильме столько крови, грязи и, самое главное, привлекательных кадров с милыми девушками, расправляющимися с нацистами, что его по праву можно назвать новым подростковым фильмом категории «B».

Какими бы ни были низкобюджетные молодежные картины — страшными, глупыми, ужасно милыми, — самое главное в них — это невольно запечатленная в них эпоха, в которую они были созданы и которую можно почувствовать через героев, атмосферу, окружающий их мир и проблемы. Такие фильмы не несут художественной ценности, они не вечные, но благодаря им по-новому раскрывается время, потому что картины соответствовали запросам зрителей. По сути, подростковые фильмы составили свою киновселенную, идеальный подростковый мир, в который хочется возвращаться снова и снова.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Wikipedia article. B movie. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/B_movie (дата обращения: 31.05.2021). 

Potts R. The New B Movie // The New York Times Magazine. 2007. 07 oct. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2007/10/07/magazine/07wwln-essay-t.html?_r=3&ref=magazine&oref=slogin (дата обращения: 31.05.2021).

Marone A. One more ride on the Hollywood roller coaster // Spectrum Strategy Consultants. 2007. 03 feb. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070203004153/http://www.spectrumstrategy.com/Pages/GB/perspectives/Spectrum-The-Hollywood-movie-business.pdf (дата обращения: 31.05.2021).

Stevenson J. Land of a Thousand Balconies: Discoveries and Confessions of a B-Movie Archaeologist // Critical Vision. 2003. 01 jan. P. 224.

 

Sviridova V.V.

5th year student of the screenwriting and Film Studies Faculty

All-Russian State Institute of Cinematography

named after S.A. Gerasimov"

(Moscow, Russia)

 

THE TRADITION OF AMERICAN

TEEN FILMS OF CATEGORY "B":

FROM "TEENAGE WEREWOLF " TO "YOGA HOSERS"

 

Abstract: the article examines the tradition of the development of American teen films of category "B" from the 1930s of the last century to the present time. The article analyzes how the concept of a teen film has changed and how it is related to the very definition of a category "B" film. And also the main paintings of each epoch are indicated and how their creation was influenced by the time in which they appeared.

 

Keywords: teenagers, category "B" movie, horror, comedy, Netflix, Disney.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Свиридова В.В. ТРАДИЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ПОДРОСТКОВЫХ ФИЛЬМОВ КАТЕГОРИИ «B»: ОТ «ТИНЕЙДЖЕРОВ-ОБОРОТНЕЙ» ДО «ЙОГАНУТЫХ» // Вестник науки №7 (52) том 2. С. 129 - 134. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6015 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6015



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.