'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  173 просмотров

Калганова Н.В.

  


ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ *

  


Аннотация:
в данной статье проведена оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы. Промышленная инфраструктура, в частности место хранения или обработки опасных веществ, может быть целью действий, направленных на загрязнение атмосферы. Полученная в результате информация дает новые идеи, касающиеся четких корреляции между угрозами безопасности, включая угрозы в промышленных секторах, а также среди окончательных сценариев разных угроз безопасности, от которых они происходят   

Ключевые слова:
оценка, ущерб, загрязнения атмосферы, безопасность   


УДК 629.039.58

Калганова Н.В.

ст. преп. кафедры техносферной безопасности

Уральский государственный университет путей сообщения

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА

ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

 

Аннотация: в данной статье проведена оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы. Промышленная инфраструктура, в частности место хранения или обработки опасных веществ, может быть целью действий, направленных на загрязнение атмосферы. Полученная в результате информация дает новые идеи, касающиеся четких корреляции между угрозами безопасности, включая угрозы в промышленных секторах, а также среди окончательных сценариев разных угроз безопасности, от которых они происходят.

 

Ключевые слова: оценка, ущерб, загрязнения атмосферы, безопасность.

 

В современном мире состояние окружающей среды можно оценить как неблагоприятное, а экологическая безопасность официально признана национальной безопасностью [1–2].

Достижение поставленных целей затруднено из-за отсутствия должного внимания к экономическому обоснованию, которые применяются сейчас и предлагаются к использованию новых инструментов охраны окружающей среды. В этом отношении Россия пока отстает от международных практик, которые дают положительные результаты по нормализации окружающей среды. Особенно критическая ситуация наблюдается в снижении загрязнения атмосферы.

Неприменение современной методологии стоимостных оценок экологического ущерба является одной из причин. Также отсутствует единые стандарты подобных расчетов, сюда же входит оценка эффективности принимаемых решений, которая может учитывать общественные интересы.

Существующие методики, оценивающие вред окружающей среде, разработанные для случаев нарушения природоохранного законодательства не учитывают причинение ущерба экосистемам и здоровью населения.

Как же оценить величину ущерба, причиняемого обществу и экономике? Рассмотренные утвержденные документы выполняют в основном «штрафные» санкции, которые могут быть построены на разных методических основаниях, в которые входят необоснованные стоимостные показатели, что делает их нецелесообразными для экономических обоснований [3]. Методику оценки ущерба от загрязнения атмосферы даже для случаев нарушения природоохранного законодательства заменяют платежи за разрешенные выбросы загрязняющих веществ, для усиления мер экономического воздействия на предприятия при нарушении ими установленных нормативов выбросов.

В настоящее время применяются наилучшие доступные технологии, которые являются апробированным инструментом улучшения экологической обстановки и снижения промышленных загрязнений за счет современных технологий и оборудований, что способствует стимулированию принятия инновационных решений в промышленной отрасли [4]. Однако принятая схема перехода на наилучшие доступные технологии в рамках установленных нормативов не может решить вопрос уменьшения выбросов и не даст ожидаемого эффекта снижения уровня загрязнений по следующим основным причинам:

– в справочниках наилучших доступных технологий заложены существующие технологии и у предприятий, получивших комплексные

экологические разрешения нет экономического смысла их менять на новые до того как будут пересмотрены справочники, т.к. в случае нарушения установленных нормативов выбросов предприятию будет выгоднее заплатить за нарушение, чем покупать новое оборудование;

– за ущерб, вызванный загрязнением атмосферы, предприятия не должны будут нести финансовую ответственность, которая соответствует реально причиняемому ущербу, т.к. ставки платы за превышение нормативов выбросов и несоблюдение технологий не адекватны причиняемому ущербу.

Поэтому у предприятий нет стимулов к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ни через наказание в виде увеличения финансовой нагрузки, ни через поощрение в виде отмены платы за негативное воздействие на окружающую среду, переходя на систему наилучших доступных технологий, так как полученная выгода не перекрывает покупку нового оборудования.

Вариант изменения ситуаций существует, если предприятия, которые намеренно нарушают установленные параметры разрешенных загрязнений обязать платить за реально причиняемый ими ущерб такую плату, которая была бы намного больше той, которую они затратили бы на замену устаревшего оборудования на более современное и экологически эффективное. Но для этого, необходима методика, позволяющая оценивать такой ущерб.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (ред. от 24.06.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162183/fdbdf8d0ac2ec09817b7e5316467cd1b32d6d10d/ (дата обращения 16.06.2022).

Медведева О. Е., Микерин Г. И., Медведев П. В., Вакула М. А. Экономическая оценка экологического ущерба // Современная методология и практика: научная монография. М.: Международная академия оценки и консалтинга (НОУ ВО «МАОК»), 2017. 138 с.

Бобылев С. Н., Сидоренко В. Н., Сафонов Ю. В., Авалиани С. Л., Струкова Е. Б., Голуб А. А. Макроэкономическая оценка издержек для здоровья населения России от загрязнения окружающей среды. – М.: Институт Всемирного банка, Фонд защиты природы, 2002. 32 с.

 

Kalganova N.V.

senior lecturer departments of technosphere safety

Ural State Transport University

(Ekaterinburg, Russia)

 

ASSESSMENT OF ECONOMIC DAMAGE

FROM ATMOSPHERIC POLLUTION

 

Abstract: this article assesses the economic damage from atmospheric pollution. Industrial infrastructure, in particular where hazardous substances are stored or processed, may be the target of air pollution activities. The resulting information provides new insights regarding clear correlations between security threats, including threats in industrial sectors, as well as among the final scenarios of the different security threats from which they originate.

 

Keywords: assessment, damage, air pollution, safety.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калганова Н.В. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ // Вестник науки №7 (52) том 3. С. 8 - 11. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6041 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6041



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.